Конспект НОД в старшей группе по ФЦКМ «Лес — наше богатство»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Томилова Ольга Викторовна

Данный конспект поможет воспитателю пробудить у детей интерес к лесу и его обитателям; познакомить с правилами поведения в лесу; вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушителями правил поведения в лесу; воспитывать интерес к жизни леса; учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект НОД в старшей группе по ФЦКМ «Лес — наше богатство»

Цель: расширить представление детей о лесе.

Задачи: пробудить интерес к лесу и его обитателям; познакомить с правилами поведения в лесу; вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушителями правил поведения в лесу; воспитывать интерес к жизни леса; учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.

Предварительная работа: прогулка в рощу, лес, парк, беседы о лесе, рассматривание картин, слайдов с изображением леса. 

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку – малиной,

Васю –хворостинкой. (лес)

- Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня будем говорить? (правильно, о лесе).

- Ребята, вы любите гулять в лесу? (ответы детей).

- Что вам нравится в лесу? (ответы детей).

- Чем вам запомнилась прогулка в лес? (ответы детей).

- Скажите, а вы знаете, какие деревья растут в лесу? (ответы детей).

- Правильно хвойные и лиственные.

- Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (ответы детей).

- На ветках лиственных деревьев растут листья, а на ветках хвойных деревьев иголки. Осенью листья с лиственных деревьев опадают, а иголки с хвойных деревьев не опадают и хвойные деревья круглый год стоят зелёные.

Ребята, отгадайте загадки.

Что это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (ель)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд

А меня все обижают,

Шкурку тонкую сдирают (липа).

Что за дерево стоит-

Ветра нет, а лист дрожит (осина).

Весной зелена,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы (рябина).

Стоит Алёнка,

Платок зелёный

Тонкий стан,

Белый сарафан (Берёза).

Гимнастика для глаз «Ветер»

Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)

Закачалось дepевцо. (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.)

Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше. (Встают и глаза поднимают вверх.)

Воспитатель: - Ребята, давайте поиграем в игру «Узнай дерево по листу».

Дидактическая игра «Узнай по листу».

Воспитатель: - Ребята, в лесу растут не только деревья, но и много кустарников, травянистых растений, лесных ягод и грибов. В лесу живут разные животные: хищные звери- волк, лиса, медведь, рысь, куница. Также животные, которые питаются растениями – это заяц, белка, лось, олень. Лесные птицы: это сорока, соловей, сова, синица, дятел, клёст. Насекомые –это муравьи, жуки, гусеницы, комары. Лес: это общий дом для растений и животных, которые в нём находят пищу, места для гнёзд, нор.

 Воспитатель: -Леса ребята, бывают разные. Смешанные леса в них растут и лиственные и хвойные деревья. Хвойные леса в них растут, только хвойные деревья их ещё называют «тёмные леса-тайга». В берёзовых рощах растут, одни берёзы: это светлые леса. В сосновом бору растут только сосны, там приятно пахнет смолой. Сосновые боры считаются лечебными. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники: бузина, лещина (орешник, лесная малина. Ещё ниже на земле растут травы, маленькие ягодные кустарники, грибы.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, какую роль играет лес в жизни человека и животных? (ответы детей).

- Правильно, ребята.

Лес - защитник человека

Лес - родной дом растения и животным,

Лес - помощник земледельца,

Лес - украшение планеты,

Здоровье людей, радость и отдых.

Не случайно о лесе говорят:

Лес -богатство и краса

Береги свои леса!

Враг природы тот

Кто леса не бережёт!

Воспитатель: - Ребята, как вы понимаете эти слова? (ответы детей).

- Лес: это богатство страны. Он нужен всем нам для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных. Лес сохраняет реки от высыхания, даёт планете чистый воздух.

Физкультминутка «Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)

Вот лиса идёт по лесу

Кто ж там скачет интересно? (Потягивание- руки вперёд)

Чтоб ответить на вопрос тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Бег на месте)

Тренировки помогают!

И зайчишки убегают. (Ходьба на месте)

Вот голодная лисичка

Грустно смотрит в небеса. (Потягивание- руки вверх)

Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает)

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, как правильно вести себя в лесу, что можно делать, а чего нельзя? (ответы детей).

- Правильно ребята, в лесу нельзя ломать ветки деревьев, кустарники, топтать грибы, даже ядовитые они являются лекарством для животных, нельзя разорят птичьи гнёзда.

- Можно ли разорять костры в лесу? (ответы детей).

- Почему нельзя? (ответы детей).

- От небольшого неосторожного обращения с огнём может быть большая беда. Вот как описал её поэт В. Шефнер.

Лесной пожар

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И сыпля искры посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол!

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И как снежинки искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Воспитатель: - Но есть ребята, люди, которые охраняют лес.

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса

Их под звон и гомон птичий,

Охраняет друг - лесничий.

Воспитатель: - Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, чтобы в них появлялись молодые деревца.

Воспитатель: - Лес: это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами. Лес надо любить и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. У поэтов рождаются стихи; художники, очарованные красотой леса, пишут картины.

Воспитатель: - Мы сейчас ребята, посмотрим картины «Круглый год в лесу».

Воспитатель показывает последовательно четыре экспозиции: лес весной, лес летом, лес осенью, завершает зимней тематикой. Воспитатель обращает внимание детей на признаки сезона, тип леса, его обитателей. Предлагает детям самим всмотреться в картины, почувствовать красоту леса, назвать животных. В завершении осмотра воспитатель спрашивает у детей: «Понравились им картины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Хлеб – наше богатство»

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Хлеб – наше богатство»Программное содержание:Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у ...

Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему:"Лес наше- богатство.Правила поведения в лесу"

Прведено в рамках экологического месячника на тему:"ЖИВИ ЛЕС!"...

Конспект НОД в старшей группе по ФЦКМ на тему «Славяне, наши предки»

Цель: познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей....

Презентация по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Хлеб – наше богатство»

Дать представления о хлебе, о том как его выращивают, расширять словарный запас за счет новых слов; воспитывать бережное отношение к хлебу....

Конспект НОД в старшей группе по ФЦКМ тема: "Наша Родина - Россия"

Формирование у детей представления о России как государстве....

Конспект занятия в подготовительной группе по ФЦКМ «Хлеб – наше богатство»

Раздел:Формирование целостной картины мира.Программное содержание:Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни ч...