Методическая разработка к педагогическому проекту "От зёрнышка к хлебу"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Киреева Ольга Ивановна

Методическая разработка к педагогическому проекту "От зёрнышка к хлебу" для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._proekt_ot_zernyshka_k_hlebu.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 комбинированного вида

                          Выборгского района Санкт-Петербурга

Педагогический проект:

«От зернышка к хлебу»

Подготовительная группа общеразвивающей направленности

                         Выполнила: воспитатель Киреева О.И

                                          Санкт-Петербург

2020г

 Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" -

В поле, в доме, в державе!

Проблема: 

Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.

Цель:

Сформировать у детей представление о ценности хлеба, уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представления у детей, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.
  • Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.
  • Закрепить названия профессий людей, растящих хлеб.

   

   

 Развивающие:

  • Продолжать развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность;
  • Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
  • Активизация и обогащения словаря; (земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнёр, агроном, селекционер и т.д.)

  Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к родному дому, чувство гордости за свою Родину;
  • Воспитывать интерес к выращиванию зерновых культур, уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник, родители воспитанников.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя  26-30 октября)

Ожидаемый результат:

На уровне ребенка:

*Расширение у детей представлений о хлебе.

*Формирование  навыков у детей к исследовательской деятельности;

*Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причины - следственные связи.

На уровне педагогов:

*Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.

*Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей элементарного представления о ценности предмета и его истории.

*Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов.

*Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, интереса к миру продуктов.

На уровне родителей воспитанников:

*Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей, правильного отношения к ценности и качества предметов, изготовленных человеком, привлечение родителей к участию в выставке предметов рукотворного мира, для развития творческого потенциала ребёнка.

На уровне предметно-развивающей среды:

*Создание предметно-пространственной среды для плодотворной работы по данной теме.

         

 Этапы реализации проект: «От зернышка к хлебу».

Этапы

Цель

Содержание

Формы сотрудничества

1 этап - подготовительный

Проблема

Выбор темы проекта, изучение отношения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта, постановка цели

Выявление проблемы, формировка цели, задач. Анкетирование

родителей на тему:

«Хлеб всему голова».

Работа в творческой группе педагогов, участвующих в проекте.

2 этап проектировочный

Планирование

Составление плана по реализации проекта.

Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию

предметно- развивающий среды, подборка основных методических материалов по данной теме.

Подбор методической литературы, иллюстрации. Разработать конспекты бесед с детьми.

Сфотографировать детей во время проекта в разных видах деятельности. Подобрать: художественную литературу по теме проекта. Деятельность родителей: содействие педагогам в совместных мероприятиях.

3 этап практический

Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий

Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов

Создание семейного коллажа:

 «Любимые выпечки»

Продукт проекта:

Продукт проекта: мини-музей «Прекрасный мир хлеба» (поделки из солёного теста)

4 этап аналитический

Рефлексия и коррекция

Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы

Консультация

для родителей на тему

«Золотые есть слова-хлеб всему голова»

5 этап заключительный

Презентация проекта

Представление содержания работы, обоснование выводов

Дискуссия

План мероприятий по реализации проекта

«От зернышка к хлебу»

Образовательная область

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Презентация: «Как колосок хлебом на стол пришел». «Зерновые культуры».

Опытно-исследовательская деятельность: «Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

 Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

Опыт: «Где лучше растет зернышко», «Сделаем муку, как наши предки».

Познавательные беседы: «Откуда хлеб пришел?», «Как мы будем беречь хлеб» «Как выращивают хлеб».

Д\И «Сложи правильно». «Откуда на стол хлеб пришел», «Угадай, что в мешочке», «Разложи по порядку», «Сложи колосок», «Чем пахнет магазин», «Угадай на вкус», «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий ».

Демонстрация фотоальбома: «Хлеб – батюшка». Конструирование из конструктора Lego: «Сельскохозяйственные машины».

Выставка: создание мини – музея хлеба;

Социально-коммуникативная

 Драматизация сказки «Колосок».

Сюжетно-ролевая игра: «Пекари», «Хлебный магазин»

Ситуативная беседа: «Надо хлеб беречь», «Хлебом не играют!»

Трудовая деятельность: Посадка семян 3-х зерновых культур. Уход за растениями. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсия на кухню: «Как готовится тесто».

Беседа: «Культура поведения за столом».

Речевое развитие

Составление рассказа: «О тех, кто растит хлеб»

Чтение и обсуждение: К. Паустовского «Теплый хлеб».

«О девочке, которая наступила на хлеб»,

 Г. Х Андерсен. М. Глинской «Хлеб», И. Тонконог «Старик - полевик». Т. А. Шорыгина «Сказка о пшеничном зернышке». «Три ржаных колоска», Шведская сказка. Н. Верещагин «Золотой колосок». В. Крупин «Отцовское поле».

Разучивание поговорок, пословиц, «Хвала рукам, что пахнут хлебом», «Что летом уродится, все зимой пригодится», «Хочешь, есть калачи, не лежи на печи», «Не бери хлеба больше, чем можешь съесть», «И обед не в обед, коли хлеба нет», «Ржаной хлебушко, калачам дедушка», «Хлеб ногами топтать - народу голодать».

Рассматривание иллюстраций: И. Шишкин «Рожь», «Уборка хлеба».

Рассматривание и сравнение иллюстраций о выращивании хлеба в старину и сейчас.

Разучивание стихотворений: В. Данько «Откуда хлеб пришел», В. Степанов «Полюшко поле», П. Руденко «Хлеб».  

Беседы: по картине И. Машкова «Снедь московская. Хлебы», «Уборка урожая», «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

 Словесная игра: «Узнай по описанию», «Назови разные блюда из круп», «Вершки и корешки» «Когда это бывает», «Да-нет»

Физическое развитие

 Подвижные игры: «Покажи колосок», «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор», «Дружные зерна», «Мышеловка»,  «Найди и промолчи». 

Игра – эстафета: «Хлебный магазин».

Старинная русская народная игра: «Жнецы и пахари», «Пирог».

Пальчиковая гимнастика: «Тесто»,

Физкультминутка: «В землю зернышко попало».

Физкультурный досуг: «В поисках золотого колоска».

Хороводные игры: «Каравай», «Урожай у нас хорош».

Художественно-эстетическое

Рисование: «Пшеничный колосок».

Флористика и дизайн: Букет из засушенных листьев, цветков и колосьев».

Лепка (поделки из соленого теста) «Прекрасный мир хлеба»

Музыкальный досуг: «Хлеб всему голова» 

Прослушивание музыкальных произведений о хлебе.

Работа с родителями

Анкетирование родителей: «Хлеб всему голова»

Консультация на тему: «Золотые есть слова-хлеб всему голова».

Создание книги рецептов «Секреты вкусной выпечки».

Участие родителей в создании продукта проекта:

«От зернышка к хлебу».

                                         

Анкета для родителей: «Хлеб всему голова»

Любит ли ваш ребёнок хлеб?

А) Да

Б) Нет

В) Не очень

Какой хлеб он больше любит: черный или белый?

А) Черный

Б) Белый

Как часто ваша семья покупает хлеб?

А) Каждый день

Б) Через день

В) Один-два раза в неделю

Сколько хлеба вы покупаете?

 ---------------------------------------------

Что вы делаете с оставшимся хлебом?

А) Весь доедаем

Б) Делаем сухарики, блюда из чёрствого хлеба

В) Убираем до следующего раза

      Г) Собираем крошки, остатки  и кормим птиц, домашних животных

      Д) Выкидываем

     

Какая выпечка нравится вашему ребёнку?

      ----------------------------------------------------------

Ваше любимое семейное блюдо из муки или чёрствого хлеба

(пожалуйста напишите название и рецепт)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конкурсного педагогического мероприятия

Непосредственная  образовательная деятельность - сюжетное интегрированное  занятие на тему сказки К.И.Чуковского « Доктор Айболит» (формирование целостной картины мира, развитие устной...

Методическая разработка проведения педагогической гостиной в рамках Международного Дня Семьи «Мастерская мечты» (для родителей и детей старшего дошкольного возраста)

С помощью приемов арт - педагогики способствовать развитию чувства самоидентичности, принадлежности к своей семье, способствовать гармонизации детско-родительских отношений, формировать  у детей ...

Методическая разработка проведения педагогической гостиной в рамках Международного Дня Семьи «Мастерская мечты» (для родителей и детей старшего дошкольного возраста)

С помощью приемов арт-педагогики способствовать развитию чувства самоидентичности, принадлежности к своей семье, гармонизации детско-родительских отношений, формировать у детей и родителей поним...

Методическая разработка образовательной деятельности в старшей группе "Хлеб всему голова".

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Хлеб всему голова»Задачи:Образовательные:- продолжать знакомить дошкольников с процессом выращивания зерновыхкультур- систематизиров...

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.

1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...

Методическая разработка сценария праздника "От зёрнышка к хлебушку"

Методическая разработка сценария празлника в средней группе "От зёрнышка к хлебушку"...

Методическая разработка к Педагогическому проекту " От зернышка к хлебу" 5 - 7 лет

Методическая разработка к Педагогическому проекту " От зернышка к хлебу" 5 - 7 лет...