Проект "Животные нашего края"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Грогуль Светлана Паладиевна

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей. Сформировать целостное представление о диких животных нашего края, их характерных отличительных способностях, закрепить понятие «дикое животное».

Задачи проекта:

Дать представления о диких животных нашего края, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.

Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.

Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных, о природе. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты

Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных.

Формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.

Вид проекта: творческий, информационный, групповой.

Характеристика проекта по длительности: краткосрочный (2 недели)

Актуальностьданного проекта обусловлена:

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы, владеют скудным словарным запасом, не умеют образовывать сложные слова.

Участники проекта

Воспитатели группы.

Дети подготовительной группы.

Родители и другие члены семьи.

Ожидаемый результат впроцессе взаимодействия педагог – дети - родители вреализации проекта:

Дети:

овладевают знаниями о диких животных нашего края, об их жизнедеятельности в сезонных изменениях природы; происходит обогащение пассивного и активного словарного запаса;

 

работа по проекту помогает осознать роль в природе и право на существование любого живого организма (в природе нет вредных и полезных, нужных и ненужных);

проявляют доброту, заботу, бережное отношение к природе. Ребенок начинает осознавать, что все живое связано невидимыми ниточками природы, которые человекдолжен стараться сохранить.

Родители:

обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

повышение педагогической компетентности родителей.

Педагоги:проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Дикие животные наших лесов»

(подготовительная группа)

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей. Сформировать целостное представление о диких животных нашего края, их характерных отличительных способностях, закрепить понятие «дикое животное».

Задачи проекта:

Дать представления о диких животных нашего края, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.

Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.

Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных, о природе. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты

Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных.

Формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.

Вид проекта: творческий, информационный, групповой.

Характеристика проекта по длительности: краткосрочный (2 недели)

Актуальность данного проекта обусловлена:

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы, владеют скудным словарным запасом, не умеют образовывать сложные слова.

Участники проекта

Воспитатели группы.

Дети подготовительной группы.

Родители и другие члены семьи.

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:

Дети:

овладевают знаниями о диких животных нашего края, об их жизнедеятельности в сезонных изменениях природы; происходит обогащение пассивного и активного словарного запаса;

работа по проекту помогает осознать роль в природе и право на существование любого живого организма (в природе нет вредных и полезных, нужных и ненужных);

проявляют доброту, заботу, бережное отношение к природе. Ребенок начинает осознавать, что все живое связано невидимыми ниточками природы, которые человек должен стараться сохранить.

Родители: 

обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

повышение педагогической компетентности родителей.

Педагоги: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.

План реализации проекта

I Этап подготовительный

1.Создание необходимых условий для реализации проекта.

2.Разработка и накопление методических материалов.

3.Создание развивающей среды в группе.

4.Подбор презентаций, художественной и энциклопедической литературы.

5.Разработка мероприятий.

II Этап основной

Образовательная область

Вид деятельности

Форма организации

Физическое развитие

Двигательная

  1. Подвижные игры:

«Хитрая лиса», «Лиса и зайцы»/

  1. Пальчиковая игра «Строим, строим зайке дом»

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

1.Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Назови кто, чем питается», «Что лишнее», «Сложи картинку», «Что сначала, что потом», «Угадай и назови» «Рассели животных по домам», «Какое животное я загадала?». «Зоологическое лото», «Угадай, кто я? », «Кто где живет? », «У кого какое жилище? », «Помоги животным подготовиться к зиме»; «Чей малыш?», «Чьи следы?»

2.Игра-загадка «Я расскажу о ком-то, а ты отгадай»

Художественно-эстетическое развитие

1. Изобразительная деятельность

2. Лепка

3. Продуктивная деятельность

  1. Рисование животных с использованием трафаретов.

Рисование: «Кто живёт в лесу»

  1. «Дикие животные» (лисица, заяц, ёжик)

3. Создание игры «Дикие животные».

Познавательное развитие

Театрализованная деятельность  

«Покажи и расскажи» (дети надевают костюм животного, изображают его и составляют рассказ от его имени и )

Восприятие художественной литературы и фольклора

 Отгадывание загадок,   чтение художественной и энциклопедической литературы - по теме проекта  : В.В. Бианки «Кто чем поет?», «Лесные разведчики», «Первая охота», «Кто как зимует?»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е.Чарушин. «Лесной котенок», «Волчишко» «Тюпа и Томка»; Г.Скребицкий «Следопыты»; А.Н. Толстой «Сорочьи сказки»; М. Пришвин «Лисички хлеб»

Видео

Презентация «Дикие животные», видео ролик «Лиса мышкует», мультфильм «Как Хома и Суслик Новый год встречали».

Конструирование

Композиция «В лесу» -оригами лисы, зайца, волка, елки.

Экспериментирование

 Опыты: «Медведь - сладкоежка», «Почему волк не может увидеть зайца», «Какая шубка теплее», «Всем на свете нужен теплый дом, даже животным», «Почему белка меняет шубку зимой»,«Почему заяц зимой белый».

Коммуникативная

Беседы:

 1. Беседы: «Какие звери живут в лесу», «Дом для зверей», «Как животные готовятся к зиме», «Лес- многоэтажный дом»

 2. Рассматривание иллюстраций по теме.

3. Игра ТРИЗ «Что было бы, если бы …?»

Представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял свою летнюю шубку на зимнюю? А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок? Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму?

 Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого хвоста?

4. Экскурсия в музей «Природы».

5. Клуб «Почемучки».

6. Выступление с рассказами в младших группах

Речевое развитие

1. Речевые игры: «У кого какая шуба», «У кого, что есть», «Чей хвост, чья голова», «Кто как передвигается», «Мама, папа, я- целая семья», «Он и она».

2. Игра РТВ  «За секунду до …».

  Представьте себе, что во время прогулки по лесу мы увидели, как лиса подкрадывается к зайчику и вот-вот его схватит. Хотите спасти зайчишку? Что бы вы сделали?

3. Создание книги «Дикие животные Сибири» (каждый ребёнок с помощью родителей готовит фотографию и  рассказ   о выбранном животном, которые потом помещают в общую книгу)

Работа с родителями:

Познакомить родителей с темой проекта

Привлечь родителей:

  • к совместной работе с детьми и воспитателем.
  • к изготовлению книги «Дикие животные Сибири»
  • к совместной экскурсии в музей «Природы».

Закрепить знания детей о птицах

Предложить сходить с детьми в юннатскую школу.

Пропагандировать родителей к заботливому отношению к птицам

Консультации в информационный уголок:

Консультация для родителей

«Закрепление знаний детей по теме

«Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

III Этап

1. Оформление выставки творческих работ детей.

2. Проведение клуба «Почемучки» по теме «Дикие животные нашего края».

3. Оформление книги «Животные нашего края».

4. Организация фотовыставки «Экскурсия в  музей природы».

5.Создание картотеки по развитию связной речи «Дикие животные нашего края»

        

Приложение

Пальчиковая гимнастика.«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Физкультминутка

Жарким днем лесной тропой (Дети идут спокойно друг за другом)

Звери шли на водопой.

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком).

Мама мишек будит рано.

Не встают они с дивана.

-Эй, Большак, вставай скорей!

Ждут друзья уж у дверей!

-Ну, а ты, лентяйУказка!

У тебя засохла краска!

Вы должны с Середняком

Побелить амбар и дом.

-Безымянный, мой бедняжка!

Знаю, болен был ты тяжко.

Пожалею я тебя,

Полежи ещё два дня.

Ты, Мизинчик – малышок,

Роста у тебя – вершок!

Но зато проказ и драк

Сосчитать нельзя никак!

Пальцами обеих рук изобразить мишек

Удивленно пожать плечами

Встряхиваем большие пальцы рук

Указать руками на дверь

 Встряхнуть указательные пальцы

 Изобразить руками ведро

 Встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой, снизу – вверх

Погладить безымянный палец пальцами другой руки

Прижать безымянный палец к ладони и погладить его

Встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста.

 Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его проказы.

Дидактические игры экологического содержания

«Дикие животные нашего края»

Задачи игры:

  • Формировать обобщённые представления у детей о диких животных нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
  • Учить узнавать диких животных по внешнему виду, по написанию и находить их на картинках.
  • Развивать память, внимание, речь.
  • Воспитывать любовь к природе родного края.

Для игры изготовлены карточки на основе фотографий диких животных нашего края. Фотографии распечатаны на фотобумаге, в цвете, заламинированы. Все карточки выполнены в одном размере, стиле.

Варианты игры:

«Назови по порядку»

Задачи: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

На картинки посмотри

И их запомни.

Я все их уберу,

Ты по порядку вспомни.

(6-7 предметных картинок по теме).

«Узнай зверя по описанию»

Задачи: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

- Серый, злой, голодный. (Волк.)

- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

«Кто как голос подает?»

Задачи: знакомить детей, какие голоса подают дикие животные.

- Скажите, как подают голос звери?

- Что делает волк - (воет).

- Что делает лиса - (тявкает).

- Что делает медведь - (ревет).

- Что делает белка - (цокает).

«Назови ласково»

Задачи: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Ты дружочек не зевай,

Да словечко приласкай.

Белка – белочка

Лиса – лисичка.

«Один - много»

Задачи: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,

Был один, а станет много.

Белка – белки – много белок

Медведь – медведи – много медведей

«Кто у кого?»

Задачи: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы - (медвежонок, медвежата).

У лисицы - (лисенок, лисята).

У белки - (бельчонок, бельчата).

У волчицы - (волчонок, волчата).

У ежихи - (ежонок, ежата).

У зайчихи - (зайчонок, зайчата).

«Назови семью»

Задачи: закреплять знания детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

Папа - медведь, мама - (медведица), детеныш - (медвежонок).

Папа - волк, мама - (волчица), детеныш - (волчонок).

Папа - еж, мама – (ежиха), детеныш - (ежонок).

Папа - заяц, мама – (зайчиха), детеныш - (зайчонок).

Папа - лис, мама - (лисица), детеныш - (лисенок).

«Кто где живет?»

Задачи: закреплять формы предложного падежа существительных.

Перед детьми картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т. д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет в дупле.

Медведь живет в берлоге.

Лиса живет в норе.

Волк живет в логове.

Заяц живет под кустом.

«Кто что любит?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки:

морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т. д.

Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

«Подбери словечко»

Задачи: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

Медведь (какой)(бурый, косолапый, неуклюжий).

Волк (какой)(серый, зубастый, злой).

Заяц (какой)(длинноухий, трусливый, пугливый).

Лиса (какая)(хитрая, рыжая, пушистая).

Медведь (что делает)(спит, переваливается, косолапит).

Волк (что делает)(воет, убегает, догоняет).

Лиса (что делает)(выслеживает, бежит, ловит).

«Посчитай!»

Задачи: учить детей согласовывать существительные с числительными «один»«два»«пять».

Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

Один медведь – два медведя – пять медведей

Один еж – два ежа – пять ежей

Одна белка – две белки – пять белок

«Измени слова по образцу»

Задачи: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы - …(лисий нос).

Лапа лисы - …(лисья лапа).

Глаза лисы - …(лисьи глаза).

Нора лисы - …(лисья нора).

«Наоборот»

Задачи: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - …(маленький).

Волк – сильный, а белка - …(слабая).

У лисы хвост длинный, а у медведя - …(короткий).

«Четвертый лишний»

Задачи: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови

И свой выбор объясни.

Например,белка, собака, лиса, медведь

«Сложи картинку»

Задачи: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.

У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.

- Какой зверь у тебя получился? (Лиса.)

«Составление рассказа-описания»

Задачи: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.

Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.

Консультация для родителей

«Закрепление знаний детей по теме

«Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

  • Рассмотрите с детьми картинки, изображающие диких животных и их детенышей. Помогите ребенку правильно произнести и запомнить названия: заяц, лось, медведь, волк, еж, лиса, и  др.
  •  Побеседуйте с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах. Расскажите, что это дикие животные, потому что они живут в лесу.
  • Побеседуйте с ребенком о том, какую пользу приносят дикие животные.
  • Рассмотрите с детьми картинки, изображающие детенышей диких животных. Помогите ребенку правильно произнести и запомнить их названия:   лиса-лисенок;  волк-волчонок; заяц-зайчонок и т.д.
  • Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Зимовье зверей». Выясните, что ребенку запомнилось и понравилось в этой сказке.
  • Поиграйте с ребенком в  дидактическую развивающую подвижную игру. «Кто кем будет?»

Цель: расширение и уточнение словаря, составление словосочетаний, словообразование (падежное изменение существительных):

 ежонок - будет ежом; лосёнок - будет лосем, рысёнок будет рысью и т.д.

  • Прочитайте и выучите с ребенком стихотворение.

Бесстрашен могучий лесной богатырь.

Его не пугает озёрная ширь,

И он не боится речной глубины.

Ветвисты рога его, ноги длинны.

Питается ветками, сочной травой.

В осеннее время настрой боевой:

Он в утренний час очень грозно ревёт

 И рёвом соперников к бою зовёт.

Доверчиво из лесу к людям идёт,

То в парк городской, то в село забредёт.

И те, кому видеть его довелось,

Ответят, что это животное лось.

Ж. Синючкова

Раскраски

«Найди животных, которые здесь спрятались»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....

БЕСЕДА "СОХРАНИМ НАШУ ПРИРОДУ ВО ВСЕЙ ЕЁ КРАСЕ В НАШЕМ КРАЕ"

Не надо мусорить в лесу,Природы портя всю красу,Должны мы срочно прекращатьЛеса в помойку превращать!В лесу играйте и гуляйте,Но мусор там не оставляйте-Когда лес чист, красив, опрятен,То отдых в нём ...