Экскурсия на метеоплощадку
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Скирда Светлана Геннадьевна

Новым элементом развивающей среды в нашем ДОУ стала, созданная на территории ДОУ - «Метеоплощадка». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_na_meteoplshchadku.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИЯ НА МЕТЕОПЛОЩАДКУ

- Ребята, сегодня на прогулке мы с вами рассмотрим приборы на метеоплощадке.

Метеоплощадка – это площадка, на которое установлено специальное оборудование для элементарного прогнозирования погоды:

Стенд – для определения погоды.

Давайте определим, какая сегодня погода (солнечная, пасмурная, дождливая, ветреная).

Гигрометр (из шишек) – определяет влажность воздуха (закрытые – сыро, открытые – сухо).

Как у нас выглядят шишки?

Термометр – прибор для измерения температуры воздуха (один на солнечной стороне, а другой в тени). На солнечной стороне температура выше, чем в тени. Почему?

Нам кто-то принес письмо. Посмотрим.

Загадки.

Невидимка озорной:

Все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит

И куда-то все спешит. (Ветер)        

Без рук, без ног,

По свету рыщет,

Поет да свищет. (Ветер)

 

 - Вы угадали. Это ветер. Это он принес нам письмо. Сегодня на улице ветреная погода? Как мы с вами это обнаружили? Деревья качаются, гнутся, облака на небе быстро бегут. Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление. Предложить детям флажки для определения скорости ветра

Флюгер – прибор для измерения направления ветра.

Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?»

Цель: упражнять в подборе прилагательных.

Ход игры: воспитатель задает вопрос «Ветер весной какой?»

Ребята должны ответить (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, прохладный, свежий, холодный, теплый, влажный, утренний, весенний, встречный).

- Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов) Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т.д. Да, ребята, ветер многое умеет делать.

А сейчас немного отдохнем

Осторожно ветер

Из калитки вышел, (Дети тихо крадутся)

Постучал в окошко, (Дети стучат)

Пробежал по крыше, (Дети бегут)

Поиграл немного

Ветками черемух, (Дети машут руками)

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых. (Дети грозят пальцем)

И, расправив бодро

Молодые крылья, (Дети выпрямили руки)

Полетел куда-то

В перегонку с пылью. (Дети бегут по кругу)

  - Ребята, а как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т.д.) 

 - Вот какой он разный, этот ветер. Может быть добрым волшебником и злым колдуном.

Подвижная игра «Кораблики и ветер»

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость.

Ход игры: дети подражают парусным корабликам, «плавают», выгнув спинки и разведя руки в стороны. Педагог изображает ветер: сильный ветер, слабый ветер. При сильном ветре кораблики бегут быстро-быстро – ветер надул их паруса. Ветер ослабевает, кораблики плывут медленнее. Затем ветер совсем исчезает, перестает надувать паруса, подгонять кораблики и они останавливаются. Игра повторяется несколько раз.

Ребята, пока мы играли, ветер принес на крышу какой-то пакетик. Посмотрим? (Пакетик с семенами цветов)

Ход занятия:

Дети и воспитатель выходят на метеоплощадку.

Воспитатель: Ребята, какая сегодня погода? Есть ли сегодня ветер?

Ответы детей.

Дети отмечают состояние погоды на метеостенде.

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.(Воздух)

Воспитатель: Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Можем ли мы его увидеть? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

Ответы детей.

Игровое упражнение «Почувствуй воздух».

Дети машут бумажным веером возле своего лица. Воспитатель спрашивает, что чувствуют дети. Вывод: вoздуха мы не видим, но он окружает нас.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть прозрачную пластиковую бутылку.

Воспитатель: Как вы думаете, эта бутылка пустая? Как мы можем это проверить?

Эксперимент «Воздух в предметах»

Закрытую пластиковую бутылку опускают в таз с водой. Бутылка всплывает.

Воспитатель: Ребята, что произошло? Бутылка всплывает. Теперь откроем крышку.

Открытую бутылку опустить в таз с водой так, чтобы она начала заполняться водой.

Воспитатель: Что происходит? Почему из гoрлышка выходят пузырьки?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Бутылка не была пустой – в ней был воздух! Вода льётся в бутылку и вытесняет из неё воздух. Воздух в закрытой бутылке легче воды, поэтому закрытая бутылка всплывает. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите еще предметы, которые заполнены воздухом?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие предметы человек может заполнить воздухом?

Ответы детей (мяч, шины автомобиля, велосипеда, воздушные шарики).

Воспитатель: Давайте проверим, наполним воздухом воздушные шарики.

Дети надувают воздушные шарики. Воспитатель задаёт вопрос: чем мы заполняем шарики?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Вывод: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Наблюдение: «Ветер и ленты».

В безветренном месте воспитатель раздаёт детям ленты. Предлагает посмотреть на них. Шевелятся ли они?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте поиграем лентами, подуем на них, покачаем (делает различные движения). Это мы шевелим лентами.

Воспитатель предлагает выйти на площадку и тихо постоять, обращает внимание на ленты.

Воспитатель: Что шевелит ленты?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, это ветер.

Воспитатель вместе с детьми читает отрывок «Ветер, ветер, ты могуч»:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.

Воспитатель: Ветер – это движение воздуха. Ветер может быть сильным или слабым. Посмотрите вокруг, как мы можем увидеть ветер?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, ветер вращает вертушки, наполняет ветроуказатель, качает деревья и траву, срывает и кружит листочки. Ветер - движение воздуха, которое мы можем чувствовать. Если ветер сильный, то его можно почувствовать даже всем телом – он толкает, сбивает с ног. Ветер движется, меняет свое направление, ведет себя, как живой, поэтому люди издавна дают разным ветрам имена, часто очень красивые. Например - Бора - сильный холодный порывистый ветер

Воспитатель: Ученые метеорологи придумали названия для разных по силе видов ветра. Давайте вспомним их названия: штиль, тихий, умеренный, сильный, шторм и ураган. Измерить силу ветра нам помогут приборы-помощники: ветряной конус и анемометр. Посмотрите на них. Что вы можете сказать о силе ветра наблюдая за этими приборами?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно. Лопасти анемометра вращаются быстро и равномерно. Значет ветер дует с постоянной умеренной силой. Ветряной конус наполнен ветром до первой оранжевой полосы, значит ветер сегодня умеренный.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, влияет ли ветер на жизнь человека, животных и растений? Влияет ли деятельность человека на ветер?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Ветер переносит семена растений, например одуванчика и пыльцу, птицы используют силу ветра при дальних перелётах, человек использует ветер для получения электроэнергии, для занятий некоторыми видами спорта. Давайте превратимся в семена клена, которые так же переносит ветер и поиграем.

Подвижная игра «Семена и ветер».

Воспитатель: Раз, два, три, мы покружились и в крылатки превратились. Подул сильный ветер – крылатки полетели.

Дети по сигналу «ветер» бегают по площадке, по сигналу «ветер стих» кружатся и приседают. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Ветер может быть разным. Какие виды ветра вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ученые метеорологи придумали названия для разных по силе видов ветра. Давайте вспомним их названия: штиль, тихий, умеренный, сильный, шторм и ураган.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с воздухом? Что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята! Воздух окружает нас, наполняет все вокруг. Ветер – это движение воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГБДОУ.Проект "Метеоплощадка *Юный Гидрометеоролог*"

Создать в дошкольном учреждении условия для подготовки детей в летний период к обучению основам экологии, природопользования; *сформировать представление о необходимости бережного и созидательного ...

Методические рекомендации по разработке элемента экологической тропинки детского сада «Метеоплощадка».

Этот элемент экологической тропинки детского сада является моей авторской работой и разработан в ходе выполнения аттестационной работы на тему "Создание предметно-развивающей среды для познавательной ...

Проект "Метеоплощадка"

Тема: «Юный метеоролог».Вид проекта: информационно-исследовательский.Продолжительность: долговременный.Образовательная область:1.       развивать познавательную акт...

Творческий проект в образовательной области «познавательное развитие» «Метеоплощадка в детском саду»

Экологическое воспитание здесь происходит с использованием элементов игры. Каждый экологический проект ребенок выполняет при активной помощи воспитателей и родителей. Дети получают возможность в полно...

«Метеоплощадка»

Методические рекомендации по разработке элемента  экологической тропинки детского сада...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Метеоплощадка "Юный метеоролог"

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...

Конспект "Экскурсия на метеоплощадку"

Конспект эккурсии на метеоплощадку, которую дети проводят самостоятельно....