Исследовательско-творческий проект
проект по окружающему миру (средняя группа)

Сыпченко Евгения Ивановна

Проект по исследовательской деятельности и эксперементированию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

Исследовательско – творческий проект

в средней группе

       C:\Users\Евгения\Desktop\6AB00DE8-F6F9-4465-86F9-03866103515A.JPG                                                                                                               

                                                                           Составители воспитатели:

                                                                         Сыпченко Е.И., Бутуханова Н.Е.                                                                                                                                                                                           

                                                       

                                                         

                                                            с. Кулунда

                                                                 2020 г.

Содержание

1. Пояснительная записка.

1.1. Паспорт проекта.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Образовательная область: «Познание».

Основной вид деятельности: познавательно–исследовательская.

Области интеграции: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Коммуникативно-личностное развитие».

По форме реализации: групповой.

По содержанию: открытый.

Методы и средства реализации проекта: содержание данного проекта реализуется через оптимальное соотношение познавательной и опытно-экспериментальной деятельности, обусловленное собственной активностью детей, ориентированной на экологически грамотное поведение и деятельность в природе, в процессе взаимодействия со взрослыми.

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: средняя группа

1.2 Актуальность

Мир детей – это удивительный мир почемучек.  Ребята очень активные и любознательные! У них всегда много вопросов, на которые так хочется услышать интересный ответ, и подтверждение тому – безмерное любопытство и интерес к воде, ее «волшебным» свойствам. И не удивительно, ведь вода - это одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать, познавать окружающий мир, именно вода дает ребенку первую возможность для познания удивительного, необъяснимого мира неживой природы, а знания, добытые самостоятельно всегда являются более интересными и прочными.

 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Участие детей в проекте позволило им самостоятельно выявить свойства воды, узнать, что в ее состав входит кислород, развить познавательную активность и элементарные навыки опытно – экспериментальной деятельности.

Новизна проекта заключается в том, что в основу работы положен прием погружения в проблему, которая решается через непосредственное добывание детьми фактов путем познавательно – исследовательской деятельности.

1.3. Цели и задачи проектной деятельности

Объект исследования: вода.

Цель проекта: формирование представлений о свойствах воды.

Задачи проекта:

Образовательные:

- дать представления о значимой роли воды на Земле для всех живых существ (человека, животных, растений);

- выявить свойства воды (льется, принимает свойство сосуда, в который мы ее наливаем, жидкая, но если заморозить, становится твердой, прозрачной, не имеет вкуса);

- познакомить с составом воды (кислород);

-  учить детей отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Развивающие:

- развивать наглядно-образное мышление;

-развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;

-развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к объектам и явлениям не живой природы;

-воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности;

- воспитывать бережное отношение к воде (воду нужно беречь, после того как помыли руки, необходимо закрывать кран).

1.4. Принципы, которыми руководствуется педагог, осуществляя данный проект:

 

Принцип сознательности и активности:

Этот принцип требует глубокого осмысливания детьми изучаемого материала, понимание его сущности, причин возникновения различных явлений, умения сознательно применять знания на практике.

Глубокое осознание материала требует: активного восприятия и усвоения инициативы и самостоятельности, внимания и дисциплины.

Осмыслить изучаемое - это значит уметь объяснить его и уметь выразить свои знания в словах и понятиях.

Под активностью понимаю, прежде всего, умственную активность, т.е. активность мыслей детей, а т. к. мысли находят выражение в речи, то об активности можно судить по их речевой активности:

- количество задаваемых детьми вопросов,

- ответы на вопросы,

- пересказать своими словами, высказывать свои мысли суждения.

О сознательности усвоения можно говорить тогда, когда знания у детей выражены в точной, ясной, яркой словесной форме.

Для реализации принципа сознательности и активности я делаю:

- добиваемся понимания детьми целей и задач,

- привлекаем детей к формулированию правил и понятий,

- закрепляем знания на основе осмысленного повторения,

- ставим детей в такие условия, чтобы они сознательно применяли на практике свои знания и умения.

Принцип наглядности заключается в том, что мы создаем у детей ясное и конкретное представление об изучаемом предмете или явлении.

Значение наглядности:  применение наглядности развивает мышление и речь облегчает переход от конкретного к образному помогает организовать восприятие и внимание.

Принцип наглядности реализую так:

- наглядность соответствует цели и задаче занятия,

- наглядность рационально сочетается со словом,

- занятие не перегружено наглядностью,

- четко выделяем главное и основное при показе, т.к. порой она содержит отвлекающие моменты,

- детально продумываем пояснения.

Принцип доступности означает - требования соответствия объема и степени трудности изучаемого материала возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста.

Реализую этот принцип так:

- определяем время для изучения,

- устанавливаем доступный для детей объем новых представлений, понятий, терминов,

- выбираем сложность практических заданий, приемов и методов обучения.

Для обеспечения доступности учебного материала при его изучении руководствуюсь следующими правилами:

- от известного к неизвестному,

- от близкого к далекому,

- от простого к сложному,

- от главного к второстепенному,

- от общего к частному,

- от конкретного к образному.

Принцип научности предполагает такое обучение, когда дети постоянно совершенствуют переход от явлений к сущности, от внешнего описания предмета к его сущности, от чувственного познания к понятийным формам мышления.

Развивая познавательно - исследовательскую деятельностью детей, соблюдаю следующие правила:

- обеспечиваем правильный переход мысли ребенка от явления к сущности, от внешних свойств к внутренним свойствам,

- находим возможность влияния научных знаний на развитие ребенка,

-используем учебный материал для глубокого объяснения действительности,

 

Принцип систематичности и последовательности означает внесение порядка в изучении предметов и явлений, обеспечивающих преемственность предыдущего и последующего материала.

С учетом этого принципа последующее всегда основывается на предыдущем, требует дальнейшего подкрепления. Систематичность и последовательность тесно связаны с принципом сознательности и активности. Те знания, которые сообщаются последовательно и в системе усваиваются быстро и сознательно, а то, что дается сумбурно, требует для усвоения большого труда. Ум ребенка формирует не разрозненные знания и случайные явления, а систему этих понятий.  

 Поэтому необходимость использования принципа систематичности и последовательности вытекает из существенных особенностей в нервной деятельности человека, заключается в том, что мозг лучше усваивает то, что находится в определенной системе.

Условия реализации таковы:

  1. правильно планируем всю учебную работу и в целом всего процесса,
  2. рационально распределяем материал по занятиям,
  3. логично выстраиваем каждое занятие и свое объяснение,
  4. знаем возможности воспитанников.

Принцип прочности знаний, умений и навыков означает необходимость вооружения детей такими знаниями, умениями, навыками, которые быстро и точно воспроизводятся, надолго сохраняются в памяти, умело применяются на практике, поэтому в обучение для обеспечения прочности усвоения материала используем повторения.

  Исходя, из выше изложенного, можно сделать следующий вывод: обеспечить сознательное и активное усвоение знаний помогает наглядность. Прочно усваивается то, что подвергнуто переработки сознанием, осмысленно и правильно выражено в речи. Сознательное усвоено может быть лишь то, что доступно детям, т.е. соответствует их возрастным и индивидуальным особенностям, а также уровню подготовки. Систематизированные знания усваиваются прочно.

1.5  Результат проекта

Дети:

имеют элементарные представления:

- для поддержания жизни вода нужна всем живым существам (человеку, животным, растениям);

- знают свойства воды (льется, принимает свойство сосуда, в который мы ее наливаем, жидкая, но если заморозить, она станет твердая, прозрачная, не имеет вкуса);

- имеют представления, что в состав воды входит кислород;

- умеют видеть и выделять проблему эксперимента;

- умеют отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Родители:

- установлены партнерские отношения между родителями и педагогами;

- даны рекомендации по подбору интересного познавательного и наглядного материала;

- педагогическое просвещение родителей;

- подготовлена консультация «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста в семье».

Педагоги:

- повышение уровня педагогической компетентности;

- профессиональный рост;

- повышение качества работы с детьми и родителями;

- оснащение познавательно - исследовательской мини лабораториии необходимыми материалами и оборудованием, для проведения опытов по изучению свойств воды.

2. Этапы реализации проекта

2.1 Организационный

Выявление знаний детей о воде, ее роли в жизни животных, растений, человека, ее свойствах и составе в ходе проведенных бесед, ознакомления с художественной литературой (русская народная сказка «По щучьему велению»).

Вопросы для диагностирования детей среднего дошкольного возраста1. Имеют представления о том, что вода для поддержания жизни нужна всем живым существам (человеку, растениям, животным).

2. Имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т.д.).

3. Знают о том, что вода не имеет цвета, запаха, формы.

4. Знают, что вода имеет вес, какие предметы легче, какие тяжелее воды.

5. Имеют представления о том, что в состав воды входит кислород.

6. Знают о том, что краска растворяется в воде.

7. Знают о том, что вода окрашивается.

8. Имеют представление о том, что вода отстаивается.

2.2 Основной этап:

 

Формы работы:

— оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;

— оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов;

— проведение НОД: Ребенок и окружающий мир, Развитие речи, Лепка, Рисование, Аппликация по теме проекта;

— дидактические игры, способствующие реализации цели проекта («кому нужна вода?» «где спряталась вода?», «маленькие человечки», «хорошо-плохо», «что было бы, если…», «тонет-не тонет»);

— наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;

— чтение художественной литературы: «Путешествие Капельки»,

«Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С.Добрицкой

— беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», «Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»

— опыты и эксперименты с водой («Исчезновение воды», «Появление воды из воздуха», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?»);

           Содержание образовательных областей:

Образовательная область

                       Содержание

                Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность:

• Беседы «Вода – источник жизни», «Какие источники воды ты знаешь?», «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?»
• 
Дидактические, словесные, подвижные игры. 
• 
Трудовая и продуктивная деятельность детей.
• 
Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», памятки.
• 
Презентация для детей проекта «Волшебница-вода».
• 
Изготовление плаката «Круговорот воды в природе»

Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. 
Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Познавательное развитие

Образовательная деятельность:

• ООД (познавательное развитие) «Путешествие с капелькой».
• 
ООД: Эксперимент «Определение трех состояний воды (жидкое, твердое, газообразное)».
• 
ООД: Опыты с водой (познавательное развитие) «Определение свойств воды»
Совместная деятельность:
• 
Проблемная ситуация «Что случилось с речкой? Что нужно делать, чтобы речка оставалась чистой ?»
• 
Проблемная ситуация «Какие правила нарушили дети?»
• Д/и «Где снежинку нам искать?», «Три состояния воды», «Хорошо-плохо»

Формировать представления детей о свойствах и состояниях воды, ознаячении воды для всего живого.
Развивать умение находить выход из проблемных ситуаций, анализировать и планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
Развить желание вместе со взрослым и с их помощью выполнять несложные опыты и эксперименты.

Речевое развитие

Совместная деятельность:

• Разучивание пословиц и поговорок о воде, отгадывание загадок
• 
Разучивание индивидуальныхстихотворений о воде
• 
Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?», «Какой бывает вода», «Опиши», «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение»

Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).
Развивать коммуникативные умения детей в познавательной и экспериментальной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие

Совместная деятельность:

• Чтение рассказов «Жила-была река», Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели», 
• 
Чтение стихотворений «Кто знает, откуда берется вода?», «Что такое вода?», «Берегите воду»
• Народные пословицы, поговорки, приметы, загадки о воде
• 
Оформление альбома «Пословицы и поговорки о воде»

Знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о воде.

Физическое развитие

Комплексы пальчиковых гимнастик «Дождик», «Рыбки». Подвижные игры «Ходит капелька по кругу», «Ручеек», «Рыболов», «Море волнуется», физкультминутки «На речке», «Дождик», «На море».

Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.

Заключительный этап:

-итоговое занятие по теме «Волшебница — вода»;

-оформление фотовыставки «Мы – экспериментаторы»;

-создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»;

-создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации, буклеты, консультации.

Заключение

Анализируя проект, мы пришли к выводу, что данный проект актуален для реализации в группе детей среднего дошкольного возраста.

Этот проект значим для всех его участников: у детей будут сформированы навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширен запас знаний и представлений о свойствах воды и ее составе, об окружающем мире. Между родителями и педагогами будут установлены тесные и продуктивные партнерские взаимоотношения. У родителей воспитанников группы сформирован положительный интерес к познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода» в средней группе

Исследовательский творческий краткосрочный проект «Волшебница-вода»Составители: воспитатель первой квалификационной категории Туманова Л.И.Участники проекта: воспитатели группы, дети средней...

Познавательно-исследовательский, творческо-информационный проект в старшей группе «Зимушка-зима!»

Актуальность проекта: Актуальность в том, чтобы сформировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, о том, как животные готовятся к зиме, о птицах, зимующих рядо...

Исследовательско - творческий краткосрочный проект «Будь здоров!»

Проект направлен на формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через систему знаний и представлений об окружающем мире, привлечение родителе к решению оздоровительных ...

Исследовательско-творческий педагогический проект в младшей группе «Снежинка-красавица».

Тип проекта: воспитательныйВид проекта: исследовательский с элементами творчества.Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели.Длительность проекта: краткосро...

Методическая разработка познавательно-исследовательского, творческо-игрового, проекта в детском саду, младшей группы: «Тайна дождика»

ТТема нашей разработки  достаточно актуальна для данного возраста,так как она подразумевает под собой общение с природой,познание тайн явлений природы.Участие детей в проекте позволит сформироват...

ПРОЕКТ «МИР КАМНЕЙ» информационно-познавательно-исследовательски-творческий долгосрочный проект

Паспорт проектаНаименование проекта«Мир камней».Заказчик Администрация МБДОУ «Детский сад «Островок»Ответственный за исполнение Собгайда П. Е - воспитатель перв...