Характеристика звука "С".
тренажёр по логопедии

Зраева Алла Александровна

Характеристика звука "С"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Характеристика звука"С"193.81 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Характеристика звука[C].

Согласный, ротовой, щелевой, переднеязычный, глухой, твёрдый.

Описание правильной артикуляции.

- Губы в улыбке, зубы видны.

- Зубы сближены, но не сомкнуты.

- Широкий кончик языка находится за нижними резцами.

- Передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами.

- Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам.

- Посередине языка идёт холодная струя воздуха.

- Воздушная струя идёт через рот

- Голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

II. План работы по постановке звуков [С]:

Подготовительный этап:

Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.
   На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
   • формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
   • формирование направленной воздушной струи;
   • развитие мелкой моторики рук;
   • развитие фонематического слуха;
   • отработка опорных звуков.

Прежде всего нужно выявить умение выпускать воздушную струйку с усилием. Нужно набрать воздуха, подуть с усилием через губы, сложенные в трубочку. Можно контролировать струю воздуха рукой (для взрослых), а вот ребенку лучше позволить сдуть с руки кусочек ваты, перышко или небольшую бумажку.

Чтобы лучше прочувствовать формирование желобка во время произношения С, нужно выполнять упражнения для гибкости и подвижности языка. Нужно вытянуть язык, спокойно уложить его на губу. Вдоль языка (в месте появления канавки) нужно положить гладкую палочку, спичку или зубочистку, а затем надавливать для появления желобка. Зубы широко разомкнуты, губы немного округляются, в этой позиции нужно несколько раз выдуть сильную воздушную струйку. Упражнения следует повторять до закрепления результата.

Со временем можно переходить к более сложной версии этого упражнения — повторять всё то же самое, но уже без палочки.

Чтоб верно произносить звук [С], необходимо контролировать позицию языка и губ, а также ощущать струю прохладного воздуха, которая движется во время произнесения по языку. Если по каким-то причинам не получается произнести звук [С] правильно, следует вернуться к подготовительным упражнениям и пройти их повторно, только после этого возможна автоматизация произнесения.

Постановка звука

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
Для этого нам предстоит соединить те движения артикуляционных органов, которые мы основательно отработали на подготовительном этапе, в одно общее движение. Это движение станет базой для того звука, который нам необходим. Добавив определенную воздушную струю и, если нужно, голос, мы и получим необходимый результат.

Автоматизация звука

Отработав правильную постановку звука на занятиях, в повседневной речи малыш может продолжать допускать ошибки в уже отработанном звуке.
   Поэтому цель второго этапа – автоматизировать правильное произношение. Начинать работу придется с коротких слогов. Следующим этапом станут слова, словосочетания – и лишь затем предложения, от простых к сложным.

Этап дифференциации звуков

   Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

  1. Игры и упражнения на постановку звука [С] 

Артикуляционные упражнения:

  • «Широкая улыбка» – нужно держать губы в улыбочке (аналогично произнесению звука и), при этом контролировать натяжение губ — зубы должны быть открыты.
  • «Свист» — при сжатых зубах необходимо вытянуть губы трубочкой, как во время посвистывания.
  • Когда оба упражнения будут освоены, нужно чередовать их на медленный счет, ритмично и размеренно.
  • «Почистим зубки» — хорошее упражнение для артикуляции, выполняется так: губы разомкнуты в широкой улыбке, кончик языка оглаживает зубы — сначала верхние, снизу вверх и слева направо, затем нижние.
  • Следующие упражнения полезно выполнять по очереди.
  • «Часики» — губы разомкнуты в улыбке, зубы приоткрыты, кончик языка поочередно касается уголков рта. Необходимо контролировать неподвижность нижней челюсти (подбородок двигаться не должен).
  • «Качели» — с помощью этого упражнения можно добиться высокой подвижности языка. Расслабленный, широкий язычок поднимается максимально к кончику носа, затем вытягивается в сторону подбородка. После этого язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней, затем касается пространства между верхними зубами и губой, а после этого упирается в пространство между нижними зубами и нижней губой. Нужно следить, чтоб язык все время оставался плоским и широким, губы не обтягивали линию зубов.

  1. Игры и упражнения по автоматизации звука [С].

1.Автоматизация звука [С] в слогах

В прямых слогах:
Повтори :
са-са-са;                      со-со-со;                   са-сы-со-су
сы-сы-сы;                   су-су-су;                   сы-со-су-са
сэ-сэ-сэ;                     со-су-са-сы;              су-са-сы-со
сад, сын, сок, сук, суп, сом, суд, сон, сыпь.

В обратных слогах:
Повтори:
ас-ас-ас;          ыс-ыс-ыс;            ас-ос-ус-ыс
ос-ос-ос;         ис-ис-ис;              ос-ус-ыс-ас
ус-ус-ус;         ус-ыс-ас-ос;         ыс-ас-ос-ус
бас, квас, нос, вкус, мыс, вас, нас, пас, бис, пес.

2.«Заборчик» (на примере звука [с])

Ход игры: ребенок повторяет вслед за педагогом цепочки слогов, обозначающие действия с заборчиком (строим, отбираем плохие доски, возводим стену, забиваем гвозди в забор).

Пример:

«Строим заборчик»:

са – са – са 

су – су – со и т. д.

«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог):

са – су – ба 

сы – ка –сы

«Возводим стену»: 

ас – эс – ос – ус – ыс

«Забиваем гвозди в забор»:

ас – са – ос 

ус – сы – ыс

3.Автоматизация звука [С] в словах
Повтори:

сани, сумма, сало, салют, сода, сумка, сыплет, сойка, судак, сытый, соты, сапог, сыпать, совы, судно, совет, сундук, салат, сессия, сухо, погас, поднос, укус, кумыс, навес, ананас, покос, фокус, компас, космос, кактус, повис, утес.

4.«Строим дом» (на примере звука [с])


Ход игры: уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т.д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика.

5.«Я рисую» (на примере звука [с])

Ход игры: Сегодня мы с тобой нарисуем чудесную картину, но только не листе бумаги, и рисовать будем не красками, а волшебными звуковыми чернилами. Ребенок произносит несколько раз различные слоги со звуком [с] и после этого появляется часть картинки. Чтобы нарисовать всю картину, необходимо правильно назвать сказать все слоги. 


6.«Пальчики здороваются»

Ход игры: ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный слог. Педагог следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

7.Игра «Хлопни в ладоши»
Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-то определенный звук. После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.

Звуки: С, А, М, Ш, С, О, И, З, К, М, Ж,С, Р, Д, В, И, Г, С, Л, С и т.д.
Слоги:
 СО, ОН, СА, МА, ЛО, АС, НА, ОС, СА и т.д.
Слова:
 слон, аист, автор, дорога, соль, утро, снег и т.д.

  1. Игры на закрепление звукопроизношения звука [C]

Игра «Улитка». Цель: автоматизировать звук [С].

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2013/11/prezentaciya-logopeda-dlya-detej-starshej-gruppy-avtomatizaciya-zvuka-s.jpg

Игра «Звуковая дорожка»https://lurts135.000webhostapp.com/wp-content/uploads/2017/11/3-12.jpg

Цель: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру речи.

 Интонационное выделение слова
Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.
Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.
Вариант 1
Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса).
Затем взрослый спрашивает ребенка: «Са-са – идет КТО?», голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.
Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:
Например: са-са – идет ЛИСА
Вариант 2
Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:
В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?
Р: Са-са – ИДЕТ лиса
Вариант 3
Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.
 
  Дидактическая  игра «Назови слова»
Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.
Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.
 «Насос»

 Цель: Автоматизация звука с.

 

Описание игры: Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: «с-с-с... » Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.

Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.

«Мяч»

 Цель: Автоматизация звука С в словах и предложениях.

 

Описание игры: Дети стоят по кругу. Играют в мяч.

Мячик мой, лети высоко (бросок вверх),

По полу беги скорей (катит мяч по полу),

Скок об пол, смелей, смелей (бросок 4 раза об пол).

Если обследовать речь у детей 5-7 лет то нужно обследовать следующее:
- Звукопроизношение.
- Фонематическое восприятие.
- Словарь.
- Грамматический строй речи.
- Связную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-­пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНРОбщее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.Связь между речевыми нарушениями и д...

Характеристика психического развития детей от 0 до 7 лет.

Знание психического развития детей необходимо в работе педагога....

Дифференциальные характеристики дизартрии

Дизартрия Очаг поражения мозга ПатогенезКлинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности)Из книги "Дизартрия и её топико-диагностическое ...

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

В теории и практике логопедии под общим нарушениям речи (ОНР) (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирован...

Консультация "Характеристика возрастных возможностей детей 4-го года жизни"

Консультация  для родителей о возрастных возможностях детей 4-го года жизни в области музыкальной деятельности....

Консультация "Характеристика возрастных возможностей детей 5-го года жизи"

Консультация для родителей о возрастных возможностях детей 5-го года жизни в области музыкальной деятельности. Консультация красочно оформлена и может быть размещена в родительском уголке группы....