ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ОТ МАЛОЙ РОДИНЫ К ОТЕЧЕСТВУ
статья по окружающему миру (старшая группа)

Дорофеева Наталья Ивановна

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ОТ МАЛОЙ РОДИНЫ К ОТЕЧЕСТВУ

Дорофеева Наталья Ивановна воспитатель структурного подразделения

                 «Детский сад «Ветерок»» ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений образовательной программы дошкольного образования является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, предполагает развитие интересов детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Какие именно нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды. Воспитание патриотических чувств ребенка начинается с приобщения его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Целью моей работы является воспитание у детей патриотических чувств к малой Родине, и развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Отечеству.

Для достижения этой цели определены следующие задачи:

- Формировать интерес ребенка к истории своего поселка, края, страны; основы экологической культуры; гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя.

- Воспитывать в душе детей любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаям, традициям.

- Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад.

Рассказываю детям, что любовь к Родине начинаете с малого - с любви к маме, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, и с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Мама - самый дорогой и близкий человек. Огромную работу провожу с детьми к Международному Дню 8 марта, ко Дню матери. Вместе с детьми изготавливаем подарки, открытки, приглашения на праздники, организовываем тематические выставки, концерты.

В процессе всей работы использую НОД особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал, стараюсь превратить детей из зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников.

На экскурсиях по родному поселку знакомлю детей с его достопримечательностями, воспитываю интерес к прошлым и настоящим событиям поселка. Детям интересно было услышать, что во времена Петра I курорт посещали придворные князья и дамы, а во время Великой Отечественной Войны он служил госпиталем для военных летчиков. Подобное знакомство вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности и в кружковой работе «Изостудии». Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к малой Родине, родной природе, позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях.

С целью формирования патриотизма у детей в группе создан уголок “Моя Родина”, где представлены фотоальбомы с достопримечательностями поселка Серноводск, как курорта Всероссийского значения,  в уголке есть портрет президента, губернатора, главы муниципального района, государственная символика страны и малой Родины.

Замечено, что работа по формированию чувства любви к родному краю, стране, более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. В процессе совместной подготовки и участия в народных праздниках: «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха», дети много узнают о русских обычаях, традициях. А участие в праздниках: “День защитника Отечества”, “День защиты детей”, «День России», «День народного единства» формирует у детей чувство патриотизма, единства, гордости за свою Родину.

Наиболее ярким праздником, формирующим патриотизм, является Великий праздник «День Победы”. Ежегодно, а особенно к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне правнуки участников войны на занятиях с гордостью рассказывали о героических поступках своих родных, вместе с родителями участвовали в проектах, оформляли фотовыставки «Бессмертный полк», готовили выступления на митинге, фотографировались с ветеранами.

В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что, как бы ни  менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою Родину, следует прививать им патриотические чувства с самого детства. От нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.

Библиография:

  1. Закон РФ от 28.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2.  Дергачев Л.Н. «Современные подходы» к патриотическому воспитанию дошкольников журнал «Дошкольная педагогика» №2 2009 г.
  3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007год.  
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  5. Зверева О.Л.  Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
  6. Зверева О.Л.  Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
  7. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М., Мозаика-Синтез, 2008
  8.  Зацепина М.Б, Т.В. Антонова. Праздники и развлечения в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2008
  9. Романова И.В. Технология проектирования образовательной деятельности. 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы воспитания патриотических чувств к малой родине у детей дошкольного возраста

Методы и приемы воспитания  патриотических чувств к малой родине  у детей дошкольного возраста...

Конспект ООД по формированию патриотических чувств «Моя малая Родина" в старшей группе

Познакомить детей с родным городом Солнечногорском и его историей, учить видеть красоту и неповторимость родного города,познакомить с некоторыми объектами: озером Сенеж, площадью, памятниками вои...

Инновационный подход к организации образовательного процесса по формированию первичных представлений о малой Родине и Отечеству.

Выступление на XI муниципальных педагогических чтениях-конкурса "Образовательная деятельность по ГОС и ФГОС: как оптимально сочетать накопленный опыт и иновационные подходы без потери качества об...

Воспитание у старших дошкольников патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края

В статье раскрываются особенности воспитания у старших дошкольников  патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края...