Конспект на тему «Путешествие по экосистеме». (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Елисеева Ирина Анатольевна

Представленный материал помогает детям познать правила поведения в природе, воспитывает бережное отношение ко всему живому на земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_ekosisteme.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №141 комбинированного вида Выборгского района  Санкт - Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми на тему «Путешествие по экосистеме».

(подготовительная группа)

Составила воспитатель

 Елисеева Ирина Анатольевна  

2018 года

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Программное содержание:

1. Обобщить представление детей о типичных экосистемах (лес, пустыня, водоёмы, луг).

2. Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязь в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества, изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.

3. Закреплять знания детей о правилах поведения в экосистемах.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

5. Развивать связную речь.

Предварительная работа

  • знакомство детей с моделями глобуса и географической картой, рассмотреть окраску карты, определить каким цветом окрашены вода, суша, зона лесов.
  • Презентации по экосистемам «Пустыня и её животные», «Луговые цветы», «Реки и озёра», «Лесное хозяйство».
  • Рассматривание иллюстраций по теме;
  •  Чтение художественной литературы по теме:  М. Пришвин «Золотой луг», Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели», «Большая детская энциклопедия дошкольника», «География для малышей»
  • Познакомить со знаком «SOS»; в каких случаях подают сигнал (когда терпят бедствие).

Используемые технологии

  • Личностно-ориентированная технология
  • Информационно-коммуникативная технология
  • Здоровьесберегающая технология
  • Технология игр.

Ход занятия

- Мы с вами отправляемся в спасательную экспедицию. Прежде чем отправиться в поход, нам надо хорошенько подготовиться и продумать на каком транспорте мы будем путешествовать  и какие вещи нам пригодятся.

Уточнить цель поездки (ответы детей).

- Первая остановка в лесу (выставить картину  с изображением леса после пожара).

- Как вы думаете, что здесь произошло?

- Почему это могло здесь случиться?

- Лес посылает нам сигнал «СОС», он гибнет, умирает. Как происходит вымирание всего живого в лесу? (дети выстраивают цепочку: погибли растения, негде жить и нечем питаться животным и птицам, насекомым; деревья не выделяют кислород, воздух становиться неживым — это вредит здоровью людей и всему живому).

- Как можно исправить это? (ответы детей: посадить новые деревья, посеять семена трав …).

Лес наш друг

И не сразу, и не вдруг,

Мы узнали: ЛЕС – наш друг.

Нет без ЛЕСА кислорода,

 Сникнет сразу вся природа,

 Без него дышать не сможем

 И никто нам не поможет.

 Сдуют ветры урожай

И тогда – прости, прощай!

 Обмелеют наши реки,

Высохнут они навеки,

Заболеют все зверушки

Вплоть до маленькой норушки.

 Нет без ЛЕСА нам лекарств,

На столах не будет яств.

Пропадёт тогда планета,

 Горько мне писать всё это.

А поэтому, друзья,

 Призываю всех вас я:

 Каждый кустик берегите,

 Без нужды костры не жгите,

 Цените каждую травинку

 И на листике дождинку.

 Сбережём ЛЕС от огня

Для тебя и для меня.

Красота живая – ЛЕС,

 Пусть растет он до небес! 

                                                                 Н. Филимоненко

Дидактическая игра «Кто вернётся в лес?». Дети выкладывают цепочку из картинок: выросла трава - появились насекомые, наземные мелкие животные; выросли кустарники - вернулись животные и птицы, живущие на них, появились хищники и т. д. Повторить правила поведения в лесу, отобрать напоминающие знаки «Береги лес от пожара» «Не разжигай костёр у деревьев» «Уходя из леса, потуши костёр».

- Дальше мы с вами продолжим экспедицию по воде. На чём можно двигаться по воде? Какие водоёмы вы знаете? Мы с вами поплывём на лодке.

Физ.минутка: дети с воспитателем «пересаживаются на лодку» - из большого мягкого конструктора, делают имитированные движения веслами.

- Посмотрите на воду. Какая она грязная, мутная (провести опыт по очистке воды через воронку и вату).

- Как вы думаете, пострадают ли животные и люди от загрязнённой воды? (ответы детей). Что нужно сделать, чтобы сохранить воду в водоёмах чистой (по берегам реки посадить защитные лесопосадки, построить очистительные сооружения)? По берегам рек и озёр выставить напоминающие знаки «Не бросай мусор в воду» «Не мой машины около воды» «Не рви водные растения».

Что такое река?
На воде облака.
Над водою - ивы.
Весенние разливы.
Окуни, ерши.
Кувшинки, камыши.
Пена на песке,
Лодка вдалеке.
В гнёздышке утёнок,
В домике бобрёнок.
Под корягой рак,
На берегу рыбак. 

- Дальше мы продвигаемся вдоль реки и выходим на лужайку. Скажите, а что растёт на лугу, чем можно любоваться (цветы, растения, насекомые на цветах)? Луг — это место, где можно отдохнуть, полежать, понаблюдать за красивыми насекомыми, собрать лекарственные травы(на протяжении беседы воспитатель показывает слайды луговых растений и насекомых).

-Что же здесь случилось? Посмотрите, луг весь вытоптан, цветов и растений почти не осталось, навалены какие-то камни и брёвна. Что же надо сделать, чтобы луг опять зацвёл и ожил? (ответы детей: надо землю вспахать, взрыхлить, затем посадить новые растения). Прочитать стихотворение про цветущий луг.

«На лугу»


Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами поклониться
Не для того, чтоб рвать их и срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
                                                                                   С.Вургун. 

- А мы с вами отправляемся дальше и следующая наша остановка — пустыня, место, где не всякий выживет и я думаю, там нам будет трудно. Как вы думаете почему? (там очень жарко, нет воды, бывают песчаные бури и животные там встречаются опасные(змеи).

- Что нам надо взять с собой? Как нам нужно одеться? (взять тёмные очки, чтобы солнце не ослепляло глаза; головной убор — чтобы не получить солнечный удар, аптечку, воду).

- А вы знаете, что в пустыне, в этой жаре и песке, могут расти растения и деревья(кактус, саксаул, верблюжья колючка). А вот наши деревья, такие как берёза, липа не смогут расти в пустыне, потому что они любят землю, влагу и птиц.

- Когда люди собираются в дорогу через пустыню, то они долго готовятся к этому путешествию и берут с собой всё необходимое и помогают им перевезти всё снаряжение животные пустыни, которые могут долго обходиться без воды. А что же это за животные? (ответы детей) А кого ещё можно встретить в пустыне? (ответы детей)

Дидактическая игра «Угадай, чьё это?» (у детей картинки с изображением части тела животного, они должны угадать какого и назвать это животное).

- Мы с вами побывали в лесу, на реке, лугу, в пустыне, узнали много интересного про экосистемы, узнали как человек может помочь природе в процветании и выживании животных в природе.  

Воспитатель читает стихотворение

   

                                                        Давайте дружить!

Давайте будем дружить друг с другом, 
Как птица — с небом, как поле — с плугом, 
Как ветер — с морем, трава — с дождями, 
Как кружит солнце со всеми нами!.. 
Давайте будем к тому стремиться, 
Чтоб нас любили и зверь, и птица. 
И доверяли повсюду нам, 
Как самым верным своим друзьям!.. 
Давайте будем беречь планету - 
Во всей Вселенной похожей нету: 
Во всей вселенной совсем одна, 
Что будет делать без нас она?…

Игорь Мазнин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: «Здравствуй мир» Тема: «Путешествие в Африку» Подготовительная группа. Программа "школа 2100"

Программа  «Школа 2100» реализует технологию проблемно-диалогического обучения, которое обеспечивает  творческое усвоение знаний учениками посредством специально о...

Конспект занятия по нравственно-этическому воспитанию на тему "Путешествие в сказку" подготовительная группа

Программные задачи.Образовательные: Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг", "дружба", "честность", "справедливость".Активизировать словар...

Конспект нод по теме: «Путешествие в сказку» (подготовительная группа)

Тема НОД: «Путешествие в сказку»Направление образования и развития (образовательная область): речевое  развитие.Цель: Учить детей  самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану...

Конспект открытого занятия ТЕМА: «Путешествие по Крыму» (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим. ТЕМА: "Путешествие по Крыму" (подготовительная группа)...

Конспект НОД по познавательному развитию ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В АРКТИКУ» подготовительная группа

Цель: Систематизировать знания детей об арктических животных.Задачи: Образовательные:-Расширять представления об особенностях географического положения Арктики, её природных условиях и обитателях.Разв...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по теме: «Путешествие по Африке» (подготовительная группа) (Квест - игра)

Целью данной разработки является формирование представления у детей о животном мире Африки, их внешних признаках, среде обитания, а также об интересных фактах данной страны.Для достижения поставленной...