Конспект занятия по окружающему миру тема: «Путешествие в Тундру» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_tundru.odt13.75 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия по окружающему миру

тема: «Путешествие в Тундру» (подготовительная группа)

Цели: Познакомить детей с особенностями природных условий тундры.

Задачи: Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Оборудование: глобус, иллюстрации животного и растительного мира тундры, аудио запись мелодии, альбомные листы, цветные карандаши.

                                Ход занятия

  1. Вводная часть.

(Дети стоят вокруг воспитателя, в руках которого глобус.)

- Что это такое?

- Сколько материков на нашей планете Земля? (Америка, Африка, Австралия, Евразия, Антарктида.)

- В какой стране мы живём? (Россия)

- На каком материке она находится? (Евразия)

- Вот он материк Евразия, и здесь находится наша страна Россия.

Россия--- самая большая страна в мире. Чтобы пересечь её из конца в конец, надо лететь на самолёте целый день, а на поезде ехать несколько дней! Вот в какой большой стране мы живём! Сегодня мы совершим путешествие на Север нашей Родины.

- На чём отправимся в путешествие?

- Давайте на самолёте. Чтобы побыстрее. Занимайте свои посадочные места (садятся за столы.)

2.Основная часть.

 Посмотрите ещё раз, где находится Россия.

- Ну, что ж отправляемся в путешествие (включаю аудио запись мелодии.)

- Пока мы летим, я прочитаю вам стихотворение.

На севере снега, мороз, Суровая природа.

На небе хороводы звёзд, А солнца нет полгода.

- Вот мы и в тундре. (открываю иллюстрации на доске.)

- Как вы думаете, какой климат на севере? Почему? (Холодный)

- Правильно, на севере нашей страны очень холодно. Север - это царство льдов и снегов. Там долгие суровые снежные зимы, а лето короткое и холодное. Зимой в тундре совсем не бывает солнца, наступает полярная ночь. Дуют сильные ветры, бушуют вьюги. Лето короткое и прохладное. Весь день и всю ночь светит солнце - полярный день.

Физкультминутка

Вы не замерзли? Давайте немного погреемся? (надевают лыжи и держаться рядом)

Нам мороз не страшен, Лишь ленивым он опасен. (идут друг за другом)

Щечки дружно растираем (трут щеки круговыми движениями)

И про нос не забываем (трут нос)

Чтобы уши не болели Разомнем мы их скорее (уши сгибают, разгибают)

И ладошки прижимаем  Сильно- сильно растираем. (трут ладошки друг об друга)

Вот на лыжах проезжаем, (имитируют скольжение на лыжах)

Санки мы не забываем. (присаживаются и встают)

Тра-та-та, тра-та-та, Постучимся в ворота (стучат по спине, впереди идущего, ребенка)

Солнышко, выходи, Нам согреться помоги!!!( гладят спину, впереди идущего, ребенка)

- Как вы думаете, можем мы встретить здесь растения? Они будут высокими или низкими? Почему?

- Почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. В основном в тундре растут мох, лишайники, грибы, ягоды, очень маленькие деревца, которые называются карликовыми. Но, несмотря на короткое холодное лето, есть в тундре и своя прелесть. Весной, когда пригреет солнышко, вся тундра вдруг расцветает и становится похожей на прекрасный цветущий ковёр. Поспевают вкусные ягоды. Например, голубика. Почему её так назвали? Правильно, она голубого цвета. (показ иллюстраций растительного мира)

- А теперь подумайте, как животные приспосабливаются к жизни в тундре?

- Правильно, они имеют густую шерсть, толстый подкожный слой жира, птицы - пушистое оперение, светлую окраску. Каких животных тундры вы знаете? (белый медведь, олень, моржи, тюлени, песец, волк.)

  • А теперь разделимся на команды, и каждая команда будет собирать разрезные картинки (северный олень, белый медведь, )

- Что у вас получилось? (рассказ одного ребёнка об олене, другого о медведе.)

- Белый медведь - самый крупный хищник. Превосходно плавает и ныряет, быстро передвигается по льду. Питается детёнышами моржей, тюленями, рыбой, реже - ягодами, мхом и лишайниками. Детёнышей медведица выращивает одна до двухлетнего возраста.

- Северный олень - крупное животное, имеет широкие копыта, они позволяют ему бегать по снегу, не проваливаясь, ими же он разгребает снег, чтобы достать себе корм - траву, ягель. Олени помогают песцам, совам и куропаткам найти корм. Они находят его там , где копытами олень разгребает снег. Олени прекрасно плавают. Оленей преследуют волки.

- А эти животные вряд ли вам знакомы. Их можно встретить только на севере, они нигде больше не водятся. Это полярная сова, лемминг - маленький зверёк, похожий на мышь, песец - зверёк с очень ценным красивым мехом.

- Летом в тундре очень много насекомых: комаров, оводов, которые тучами носятся в воздухе. Почему много насекомых? (заболоченность)

- Такое большое количество насекомых привлекает птиц. На лето сюда прилетает много птиц, но на зиму остаются полярные совы и полярные куропатки, так как они могут и зимой найти себе пищу (мышей-пеструшек).

- На Крайнем Севере живут чукчи, ненцы, коми. Посмотрите на этих мужественных людей. Они живут в очень тяжёлых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Крайний Север - это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Посёлки на Крайнем Севере небольшие, там расположены школы, детские сады, больницы, магазины. А вот живут чукчи в тундре. Как же дети добираются до школы и детского сада? А по-разному: на оленьей упряжке, на вездеходе в сильную пургу и даже на вертолёте (показ иллюстраций).  Живут чукчи в специальных удобных домах, похожих на палатки, сделанных из оленьих шкур, называются эти дома яранги. Такие дома хорошо защищают от ветра и холода, легко собираются и разбираются. Чукчам это нужно для того, чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие - оленеводство. Чукчи разводят оленей и кочуют вместе с ними по тундре. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, чукчи переезжают на новое место.

- Давайте повторим, как называется дом чукчей?

- Когда в тундре наступает короткое лето, чукчи занимаются рыболовством, охотой. Местные жители называют тундру милым краем. Есть на Крайнем Севере и свои чудеса: когда тёмное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление. (дети садятся на ковёр) (видео запись).

- А теперь возвращаемся в детский сад. Займите свои посадочные места. (включаю музыку)

3.часть Подведение итогов.

Ну, вот мы и возвратились из Крайнего Севера в детский сад. Расскажите, где мы с вами сегодня побывали?

- Что особенного в  природе Крайнего Севера?

- Как называется коренное население тундры?

- Как называется их жилище? - Чем занимаются чукчи зимой? Летом?

- Каких животных Крайнего Севера вы знаете? - Какие растения? - А теперь предлагаю вам нарисовать, что особенного вам понравилось в тундре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему " Ознакомление со свойствами стекла"

Конспект по окружающему миру с элементами триз технологий на тему " Ознакомление со свойствами стекла" для старшей группы....

Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Знакомство с профессиями нефтедобывающей промышленности". Подготовительная группа 6-7 лет.

Сценарный план организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие"  Тема: «Знакомство с профессиями нефтедобывающей промышленности&quo...

Конспект «Ознакомление с окружающим миром» Тема: «Интересные, удивительные предметы».(Подготовительная группа.)

Развитие познавательной активности ребёнка, формирование экологического сознания....

Конспект занятия по окружающему миру Тема занятия: «День победы»

Цели: уточнять и расширять представление о Великой Отечественной войне;воспитывать уважение к памяти воинов - победителей;формировать уважительное отношение к старшему поколению....

Конспект занятия по окружающему миру и развитию речи в старшей группе №1 «Курносики». Тема: «Безопасность зимой»

Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения в зимний период.Задачи:1. Образовательные: расширять представления детей об окружающей действительности через ознакомление детей с безопасным ...