Конспект занятия по окружающему миру "Воздух - невидимка" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

экспериментально-исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_vozduh.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области: «Познавательное развитие»

раздел: «Ознакомление с окружающим миром»  

Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»

под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2015г.

В подготовительной к школе группе

Кодыренко Ирины Михайловны воспитателя МБДОУ «ДС №471 г. Челябинска»

Тема: «Воздух-невидимка»

Цель: формирование у детей целостного восприятия окружающего мира и устойчивого интереса к экспериментально-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные: исследовать свойства воздуха.

Развивающие: развивать способности устанавливать причинно-следственные связи в ходе элементарного эксперимента и делать выводы;

Воспитательные: воспитывать у детей интерес и желание к исследовательской и экспериментальной деятельности.

Индивидуальная работа: Беседа о воздухе, и его необходимости для человека.

Предварительная работа: Наблюдение за ветром на прогулке, изготовление веера из бумаги, беседа о воздухе, изготовление воздушного барометра и наблюдение за его показаниями, разучивание физминутки.

Оборудование: песочные часы, фартуки, сачок, веревка, стаканы, ложка, косынка, целлофановые пакеты, полоски бумаги, емкости с водой, бумага, цветные карандаши, апельсины, телевизор, ноутбук.

Ход занятия

Приветствие:

Становитесь в круг давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

На выходных мне по электронной почте пришло письмо от профессора Почемучкина. Вот что он пишет:

Здравствуйте, ребята! Я – профессор Почемучкин. Я целый день тружусь в лаборатории . У меня возникли некоторые проблемы, и я хотел бы, чтобы вы мне помогли. Нас со всех сторон окружает воздух. Но его нельзя увидеть, потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха. Вообщем  я совсем запутался. Я знаю, что вы любите проводить опыты и эксперименты. Я предлагаю вам попробовать доказать, что воздух существует. Удачи Вам! Результаты зафиксируйте и пришлите мне по электронной почте.

Ну что, будем разбираться.

Письмо я прочитала заранее, и подготовила материалы для наших опытов и экспериментов.

Сначала вспомним правила поведения при проведении опытов и экспериментов.

  1. Не толкать соседа во время работы
  2. Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать товарищам.
  3. Работать аккуратно и внимательно.
  4. Не пробовать ничего на вкус.
  5. Когда закончится опыт, положить все на место.

Сначала я хочу от вас кое-что узнать

Вопросы детям:

  1. Где находится воздух?
  2. Почему мы не видим воздух?
  3. Для чего нужен воздух?

Речевая игра «Что может быть воздушное?»

Все правильно! Воздух – это то чем мы дышим. А вы знаете, как долго человек может прожить без воздуха. Лишь несколько минут. А давайте проверим.

Опыт 1

На столе стоят песочные часы. Взрослый объясняет, что весь песок в часах пересыпается вниз за одну минуту.

 Закройте ротик, зажмите носик, не дышите! (Дети стараются задержать дыхание).

Вот видите – даже не весь песок еще пересыпался в песочных часах, а вы не смогли без воздуха продержаться даже одной минуты. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: без воздуха человек не может жить.

Правильно дышать очень важно для здоровья. И наше дыхание тоже можно тренировать. Сейчас мы с вами потренируемся правильно дышать.

Дыхательная гимнастика

Дети произносят звуки не отдельно, а по нарастающей: А…О…У…Э…..

Это упражнение увеличивает диапазон дыхания.

Опыт 2

Ребята раз воздух повсюду вокруг нас, может быть его можно поймать. На столах лежат предметы, с помощью которых будем ловить воздух (Сачок, веревка, стакан, ложка, косынка, пакет). Берите наши ловушки и попробуйте поймать воздух. Поймали? А теперь все возьмем пакеты и поймаем воздух невидимку (Один пакет с дыркой). Все смогли поймать воздух? А почему? Правильно, воздух можно поймать только в плотно закрытый пакет. А почему пакет у остальных надулся? (Там воздух)

Вывод: Воздух есть вокруг нас, он невидимый, прозрачный, бесцветный, упругий; воздух принимает форму предмета, в котором он находится.

Опыт 3

А я знаю еще один способ, как доказать, что воздух невидимый, и он повсюду. Вспомните, чем вы сейчас ловили воздух? (Сачок, веревка, стакан, ложка, косынка, пакет). Как вы думаете в стакане есть воздух? (Ответы детей). Давайте с вами проверим это. Возьмем стаканы и на дно прикрепим салфетку. Теперь этот стакан переворачиваем и погружаем его полностью в воду. Как вы думаете, вода намочит салфетку? Давайте проверим. Салфетка сухая. Потому что воздух не дал воде пройти в стакан. А вы видите воздух в стакане? (Ответы детей). Значит он невидимка. А почему мы можем его так назвать? (Потому что он прозрачный и через него все видно). А что еще бывает прозрачным? (Стекло, вода, камни).

Вывод: Воздух есть везде, он невидимый

Опыт 4

Дети берут нарезанные полоски бумаги и встают в круг. Возьмем за край полоску бумаги и подуем на нее. Что с ней произошло? (Она отклонилась.) Почему? (Ответы детей.) Правильно, мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумагу. Положите полоски на ладошки. Можно дуть слабее или сильнее. Вы почувствовали движение воздуха по ладошке?

Вывод: Воздух всегда в движении.

Может кто-то знает, как в природе называется такое ощутимое передвижение воздуха? (Ответы детей). Правильно, такое передвижение воздуха в природе называется «ветер». (Шум ветра).

Ребята, что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деревья, освежать, кружить, гнать волны, свистеть, поднимать пыль, завывать). Каким бывает ветер? (Сильным, слабым, приятным, тихим, теплым, прохладным, ласковым). Давайте почувствуем ветер.

Физминутка «Ветер»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Ветер веет над полями,

И качается трава.

Облако плывет над нами

Словно белая гора

Ветер пыль над полем носит,

Накланяются колосья.

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот.

Опыт 5

Что вы видите на столе? (Два апельсина, один из них без кожуры. Миску  с водой). Одному из детей предлагается взвесить апельсины в руках. Как вы думаете, какой тяжелее? (В кожуре). А теперь подумайте, какой апельсин утонет быстрее – в кожуре или без нее? (Предположения). Давайте проведем эксперимент. Опустим два апельсина в воду. Как вы думаете, почему апельсин в кожуре не тонет? (Ответы детей). Правильно! Несмотря на то, что апельсин в кожуре и тяжелее, он все равно будет держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет» - в кожуре много пузырьков воздуха, которые и работают «спасателями», удерживая апельсин на воде. А у людей есть такие приспособления, чтобы держаться на воде? (Спасательные жилеты, надувные круги и рукава).

Вывод: Воздух легче воды.

Мы с вами уже многое узнали про воздух. Узнали что без него нам невозможно обходится,  что он невидим и прозрачен, он всегда в движении и легче воды, он окружает нас со всех сторон.  

Давайте немного отдохнем. Садитесь на ковер и закрывайте глазки. (Звуки леса). Дышим спокойно и глубоко. Поставить песочные часы.

Как вы думаете где вы оказались, что это за звуки? Правильно это лес! А кто был в лесу? Вам там понравилось? А как дышится в лесу (легко), а почему? (Там много растений). Правильно, растения выделяют кислород, и поэтому в лесу так легко дышится и воздух там чистый.

За чистотой воздуха на Земле следят ученые-экологи. Они изучают, как деятельность человека влияет на природу, что он может сделать чтобы меньше загрязнялся воздух.

А в городе как дышится, почему? (Много выхлопных газов от машин, пыль, дым заводов, дым от пожаров.)

Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (Садить растения, проветривать помещение, вытирать пыль)

Мы с вами много смотрели картинок по телевизору, теперь надо и чтобы наше зрение не испортилось, надо глазки потренировать.

Я вам предлагаю зарисовать те опыты, которые вам больше всего понравились.

А я пока вышлю профессору Почемучкину электронное письмо с нашими опытами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы "Зимующие птицы"

Занятие направлено на закрепление и расширение знания о зимующих птицах, развитие внимания, памяти, мелкой моторики руки. Развитие прослеживающей функции глаза и укрепление глазных мышц....

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группе. «Ознакомление с родным краем «Парк Победы»».

Задачи:• познакомить детей с парком Победы города, героями-земляками;• расширять знания дошкольников о событиях Великой Отечественной войне, активизировать словарный запас понятиями: Отечест...

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы "Таинственный космос"

Данное занятие поможет обобщить и систематизировать полученные знания о космосе....

Конспект занятия с использованием ИКТ для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающем миром.

Конспект занятия с использованием ИКТ для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающем миром«Достопримечательности Москвы»...

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы "Прогулка по летнему саду"

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы "Прогулка по летнему саду"...

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительного дошкольного возраста "Покорение космоса"

Цель: расширить и закрепить знания детей о космосе, его объектах, истории его освоения...