Занятие по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в страну Насекомия".
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

На занятии дети знакомятся с разнообразием насекомых, о том, что в природе все целесообразно. Заложены основы экологического воспитания.

Занятие по познавательному развитию

в старшей группе

«Путешествие в страну Насекомия»

 

Воспитатель Квашенко Л.М.

 

         Задачи: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

         Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых.

         Закрепить представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно.

         Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

         Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

 

 

 

Дети входят в зал.

 

На экране появляется Лесовичок.

Лесовичок. Здравствуйте, ребята. Я рад снова всех вас видеть. Мы с вами часто встречались летом на моей экологической тропе, где вы много нового и интересного узнали о природе.

 

- А чем вам запомнилось лето? (Ответы детей)

 

Дети. Лето – это время года, летом радует природа

           Распускаются цветы,

           Наливаются плоды. В сопках ягоды поспели.

           Что такое лето? Это много света,

           Это поле, это лес, это тысяча чудес.

           Это быстрая река, это в небе облака.

Лесовичок. Верно, молодцы! Я предлагаю вам отправиться в удивительную страну, которая называется «Насекомия».  Как вы думаете, кто в этой стране живет? (Ответы детей)

 

Лесовичок. Правильно, ребята. Я желаю вам приятного и полезного путешествия по стране «Насекомия».

 Мой друг, внимательно вглядись, волшебную увидишь жизнь.

 До встречи, друзья!

(С экрана удаляется Лесовичок)

Воспитатель. Ну что ж, ребята, давайте сегодня, хотя бы мысленно, вернемся в лето и побываем в удивительной стране «Насекомия». Согласны? (Да) И, конечно, мы с собой возьмем свою переносную лабораторию.

Закройте глаза.   

Раз, два, три – повернись и в стране «Насекомия» окажись!

 

На экране летняя картинка.

 

Воспитатель.  Ой, как красиво! Ребята, это же цветы на наших клумбах. Как эти цветы называются?  (ответы детей)

Вы слышите? Что это за звуки? (Ответы детей)

 

Звучит аудио запись жужжания насекомых.

 

Воспитатель. Какая интересная и разнообразная жизнь кипит кругом!

И муравей, и божья коровка, и пчела, и шмель, и бабочка – это? (насекомые). - А по каким основным признакам мы узнаем насекомых?

Что у них общего? (У них шесть лап, туловище разделено на три части насечками и есть усики)

- А как передвигаются насекомые? (Ползают, ходят, летают, прыгают, бегают).

Воспитатель. Совершенно верно. Многие насекомые летают, другие ходят и прыгают. Вы можете мне назвать таких насекомых?

 

Дети. Ходят жуки, у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик.

 

Воспитатель. Правильно.

А чем питаются насекомые?

Дети.  (Зелеными листьями, стеблями растений. Некоторые питаются созревшими плодами, опавшими листьями, цветочным нектаром).

Воспитатель.  Правильно. Все насекомые питаются по-разному. Среди насекомых есть и хищники.

Слайд (стрекоза).

Воспитатель. Что это за насекомое? (Стрекоза)

- А что вы знаете о стрекозе?

Дети. Стрекоза питается мухами, комарами, мотыльками. У нее четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо.

Воспитатель. А какая стрекоза глазастая! Ее огромные глаза облегают голову почти со всех сторон и помогают крылатой красавице высматривать добычу.

- А если стрекоза питается мухами и комарами, значит она… (хищное насекомое).

Слайд (божья коровка)

Воспитатель. Что это за насекомое? (Божья коровка). Кто расскажет о ней?

Дети. Божья коровка – симпатичный маленький жучок. У нее ярко-красная спинка с черными точками.

Воспитатель. А чем питается божья коровка?

Дети. Мельчайшей живностью – тлей, очень вредной для сельского хозяйства, и потому приносит людям большую пользу.

Воспитатель. Как не удивительно, но это милое и беззащитное насекомое – хищник.

                                               Поедает быстро

                                               Коровка вредных тлей,

                                               И цветок душистый

                                               Спасибо скажет ей!

- Помните закличку: «Божья коровка, полети на небо, принеси мне хлеба, черного и белого, только не горелого»?

И правда, если посадить божью коровку на ладонь и пропеть эти слова, божья коровка успеет согреться от тепла руки, расправит крылышки и улетит. 

(На подносе детские поделки – божьи коровки)

Воспитатель. Ребята, возьмите за ниточку божью коровку и посадите ее к себе на ладошку. Давайте все вместе проговорим слова заклички: «Божья коровка, полети на небо, принеси мне хлеба, черного и белого, только не горелого». (Дети дуют на божью коровку).

Слайд (с ладошки взлетает божья коровка).

 

Воспитатель. А теперь послушайте загадку:

                                      Очень маленький на вид,

                                      Надоедливо звенит,

                                      Прилетает вновь и вновь,

                                      Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)

 

Слайд (комар)

 

Воспитатель. Кто хочет рассказать о комаре?

Дети. На вид комарик совсем небольшой и безобидный – у него тонкое тело, слабые лапки. На голове у комара есть хоботок, которым комар прокалывает кожу и сосет кровь.

Воспитатель. Комар – насекомое, которое приносит нам много неприят-

ностей. От укусов комаров страдают взрослые и дети.

- Возникает вопрос: зачем в природе существуют такие «вредные» насекомые? Неужели он никому не приносит никакой пользы, а лишь один вред.

(Воспитатель выслушивает мнение детей. Комарами питаются птицы, лягушки)).

Воспитатель. Ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в веселую игру «Насекомые на лугу».

 

Физминутка «Насекомые над лугом»

 

Жу-жу-жу – жужжит пчела, -                           Дети расставляют руки в стороны,

Я лечу издалека.                                      ритмично помахивают руками.

 

Зу-зу-зу – комар пищит,                         Указательные пальцы выставляют

укусить скорей спешит.                           выставляют вперед, делают ритмич-

                                                                  ные выбросы рук вперед.

 

Уф-уф-уф, как паровоз,                                    Ритмично притопывают ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повез.

 

Жук гудит: гу-жу, гу-жу.                         Делают ритмичные хлопки.

Я любого разбужу.

 

Воспитатель. А теперь у меня для вас загадка:

                                      Сок цветов душистый пьет,

                                      Дарит нам и воск и мед,

                                      Людям всем она мила,

                                      А зовут ее… (пчела).

Воспитатель. Давайте вспомним как выглядит пчела.

Слайд (пчела)

Дети. У нее есть голова, грудь, брюшко, лапки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета. С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок.

 

Воспитатель. Верно, ребята. А на задних лапках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы.

         Вы, конечно знаете, что золотая пчелка может очень больно ужалить, ведь в ее брюшке прячется острое жало.

- А сейчас я предлагаю вам повести эксперимент. В нашей переносной лаборатории есть приборы с увеличительным стеклом. Возьмите прибор и пройдите на эту цветочную полянку. Что вы видите в приборе? Давайте рассмотрим цветок через увеличительное стекло. Посмотрите на серединку цветка – это чашечка цветка, где хранится сладкая капля нектара, за которой к цветам летят насекомые.

- Когда насекомое садится на цветок, на его лапки и брюшко попадает пыльца. А пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и выросли новые красивые цветы.

- А теперь давайте с вами проведем еще один эксперимент и выявим, как происходит процесс опыления у растений. Для этого эксперимента нам нужны ватные шарики. Возьмите, пожалуйста, по одному ватному комочку.  Представьте, что ватный комочек – это пчела, а на одном из цветков желтый порошок – это пыльца цветов.

Прикоснитесь ватным шариком к цветку с пыльцой, а затем прикоснитесь ватным шариком к серединке другого цветка. Что произошло? (На другом цветке остается пыльца).

Воспитатель. Что мы подтвердили в ходе нашего эксперимента?

Дети. Что насекомые действительно переносят на своих лапках пыльцу. Происходит опыление.

Воспитатель. Итак, ребята, мы побывали в стране «Насекомия». С какими же насекомыми мы встретились? Что нового узнали?

Дети. В природе не существует «бесполезных» или «вредных» насекомых. Все они выполняют свою работу и зависят друг от друга.

 

Воспитатель. Ну что ж, ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие.

Нам пора возвращаться.».  Раз, два, три – повернись! В детский сад возвратись.

Звучит музыка, появляется на экране Лесовичок.

 

Лесовичок. Ну что, ребята, вам понравилось путешествие по стране «Насекомия»?  Я предлагаю вам нарисовать цепочку, в которой одним из звеньев являются насекомые: насекомые – пища для птиц; птицы – приносят пользу (берегут лес, урожай в полях, огородах, садах, поют красивые песни) – и цепочка продолжается дальше.

- До свиданья, друзья! Удачи вам!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_puteshestvie_v_nasekomiyu_1.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию

в старшей группе

«Путешествие в страну Насекомия»

Воспитатель Квашенко Л.М.

        Задачи: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

        Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых.

        Закрепить представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно.

        Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

        Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Дети входят в зал.

На экране появляется Лесовичок.

Лесовичок. Здравствуйте, ребята. Я рад снова всех вас видеть. Мы с вами часто встречались летом на моей экологической тропе, где вы много нового и интересного узнали о природе.

- А чем вам запомнилось лето? (Ответы детей)

Дети. Лето – это время года, летом радует природа

          Распускаются цветы,

          Наливаются плоды. В сопках ягоды поспели.

          Что такое лето? Это много света,

          Это поле, это лес, это тысяча чудес.

          Это быстрая река, это в небе облака.

Лесовичок. Верно, молодцы! Я предлагаю вам отправиться в удивительную страну, которая называется «Насекомия».  Как вы думаете, кто в этой стране живет? (Ответы детей)

Лесовичок. Правильно, ребята. Я желаю вам приятного и полезного путешествия по стране «Насекомия».

 Мой друг, внимательно вглядись, волшебную увидишь жизнь.

 До встречи, друзья!

(С экрана удаляется Лесовичок)

Воспитатель. Ну что ж, ребята, давайте сегодня, хотя бы мысленно, вернемся в лето и побываем в удивительной стране «Насекомия». Согласны? (Да) И, конечно, мы с собой возьмем свою переносную лабораторию.

Закройте глаза.  

Раз, два, три – повернись и в стране «Насекомия» окажись!

На экране летняя картинка.

Воспитатель.  Ой, как красиво! Ребята, это же цветы на наших клумбах. Как эти цветы называются?  (ответы детей)

Вы слышите? Что это за звуки? (Ответы детей)

Звучит аудио запись жужжания насекомых.

Воспитатель. Какая интересная и разнообразная жизнь кипит кругом!

И муравей, и божья коровка, и пчела, и шмель, и бабочка – это? (насекомые). - А по каким основным признакам мы узнаем насекомых?

Что у них общего? (У них шесть лап, туловище разделено на три части насечками и есть усики)

- А как передвигаются насекомые? (Ползают, ходят, летают, прыгают, бегают).

Воспитатель. Совершенно верно. Многие насекомые летают, другие ходят и прыгают. Вы можете мне назвать таких насекомых?

Дети. Ходят жуки, у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик.

Воспитатель. Правильно.

А чем питаются насекомые?

Дети.  (Зелеными листьями, стеблями растений. Некоторые питаются созревшими плодами, опавшими листьями, цветочным нектаром).

Воспитатель.  Правильно. Все насекомые питаются по-разному. Среди насекомых есть и хищники.

Слайд (стрекоза).

Воспитатель. Что это за насекомое? (Стрекоза)

- А что вы знаете о стрекозе?

Дети. Стрекоза питается мухами, комарами, мотыльками. У нее четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо.

Воспитатель. А какая стрекоза глазастая! Ее огромные глаза облегают голову почти со всех сторон и помогают крылатой красавице высматривать добычу.

- А если стрекоза питается мухами и комарами, значит она… (хищное насекомое).

Слайд (божья коровка)

Воспитатель. Что это за насекомое? (Божья коровка). Кто расскажет о ней?

Дети. Божья коровка – симпатичный маленький жучок. У нее ярко-красная спинка с черными точками.

Воспитатель. А чем питается божья коровка?

Дети. Мельчайшей живностью – тлей, очень вредной для сельского хозяйства, и потому приносит людям большую пользу.

Воспитатель. Как не удивительно, но это милое и беззащитное насекомое – хищник.

                                        Поедает быстро

                                        Коровка вредных тлей,

                                        И цветок душистый

                                        Спасибо скажет ей!

- Помните закличку: «Божья коровка, полети на небо, принеси мне хлеба, черного и белого, только не горелого»?

И правда, если посадить божью коровку на ладонь и пропеть эти слова, божья коровка успеет согреться от тепла руки, расправит крылышки и улетит.  

(На подносе детские поделки – божьи коровки)

Воспитатель. Ребята, возьмите за ниточку божью коровку и посадите ее к себе на ладошку. Давайте все вместе проговорим слова заклички: «Божья коровка, полети на небо, принеси мне хлеба, черного и белого, только не горелого». (Дети дуют на божью коровку).

Слайд (с ладошки взлетает божья коровка).

Воспитатель. А теперь послушайте загадку:

                                Очень маленький на вид,

                                Надоедливо звенит,

                                Прилетает вновь и вновь,

                                Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)

Слайд (комар)

Воспитатель. Кто хочет рассказать о комаре?

Дети. На вид комарик совсем небольшой и безобидный – у него тонкое тело, слабые лапки. На голове у комара есть хоботок, которым комар прокалывает кожу и сосет кровь.

Воспитатель. Комар – насекомое, которое приносит нам много неприят-

ностей. От укусов комаров страдают взрослые и дети.

- Возникает вопрос: зачем в природе существуют такие «вредные» насекомые? Неужели он никому не приносит никакой пользы, а лишь один вред.

(Воспитатель выслушивает мнение детей. Комарами питаются птицы, лягушки)).

Воспитатель. Ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в веселую игру «Насекомые на лугу».

Физминутка «Насекомые над лугом»

Жу-жу-жу – жужжит пчела, -                        Дети расставляют руки в стороны,

Я лечу издалека.                                        ритмично помахивают руками.

Зу-зу-зу – комар пищит,                        Указательные пальцы выставляют

укусить скорей спешит.                        выставляют вперед, делают ритмич-

                                                        ные выбросы рук вперед.

Уф-уф-уф, как паровоз,                                Ритмично притопывают ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу.                        Делают ритмичные хлопки.

Я любого разбужу.

Воспитатель. А теперь у меня для вас загадка:

                                Сок цветов душистый пьет,

                                Дарит нам и воск и мед,

                                Людям всем она мила,

                                А зовут ее… (пчела).

Воспитатель. Давайте вспомним как выглядит пчела.

Слайд (пчела)

Дети. У нее есть голова, грудь, брюшко, лапки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета. С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок.

Воспитатель. Верно, ребята. А на задних лапках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы.

        Вы, конечно знаете, что золотая пчелка может очень больно ужалить, ведь в ее брюшке прячется острое жало.

- А сейчас я предлагаю вам повести эксперимент. В нашей переносной лаборатории есть приборы с увеличительным стеклом. Возьмите прибор и пройдите на эту цветочную полянку. Что вы видите в приборе? Давайте рассмотрим цветок через увеличительное стекло. Посмотрите на серединку цветка – это чашечка цветка, где хранится сладкая капля нектара, за которой к цветам летят насекомые.

- Когда насекомое садится на цветок, на его лапки и брюшко попадает пыльца. А пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и выросли новые красивые цветы.

- А теперь давайте с вами проведем еще один эксперимент и выявим, как происходит процесс опыления у растений. Для этого эксперимента нам нужны ватные шарики. Возьмите, пожалуйста, по одному ватному комочку.  Представьте, что ватный комочек – это пчела, а на одном из цветков желтый порошок – это пыльца цветов.

Прикоснитесь ватным шариком к цветку с пыльцой, а затем прикоснитесь ватным шариком к серединке другого цветка. Что произошло? (На другом цветке остается пыльца).

Воспитатель. Что мы подтвердили в ходе нашего эксперимента?

Дети. Что насекомые действительно переносят на своих лапках пыльцу. Происходит опыление.

Воспитатель. Итак, ребята, мы побывали в стране «Насекомия». С какими же насекомыми мы встретились? Что нового узнали?

Дети. В природе не существует «бесполезных» или «вредных» насекомых. Все они выполняют свою работу и зависят друг от друга.

Воспитатель. Ну что ж, ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие.

Нам пора возвращаться.».  Раз, два, три – повернись! В детский сад возвратись.

Звучит музыка, появляется на экране Лесовичок.

Лесовичок. Ну что, ребята, вам понравилось путешествие по стране «Насекомия»?  Я предлагаю вам нарисовать цепочку, в которой одним из звеньев являются насекомые: насекомые – пища для птиц; птицы – приносят пользу (берегут лес, урожай в полях, огородах, садах, поют красивые песни) – и цепочка продолжается дальше.

- До свиданья, друзья! Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы "Страна, где мы живем".

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Великие изобретатели нашей страны и их изобретения»

Задачи:1.     Закрепить и расширить представления детей об изобретателях, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.2.     Познакомить детей с ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Путешествие в страну здоровья"

Направление: Познавательно - речевое.Образовательная область: " Познавательное развитие", "Физическое развитие".Цель: формировать валеологическую культуру подрастающего поколения.З...

ОТКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ» ТЕМА: «В СТРАНЕ НАСЕКОМЫХ»

Открытое занятие«В стране насекомых»Подготовила Лапшина Т.В.Вашему вниманию была представлена образовательная деятельность на тему: «В стране насекомых»Цель: Расширение и уточн...

ОТКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ» ТЕМА: «В СТРАНЕ НАСЕКОМЫХ»

Открытое занятие«В стране насекомых»Подготовила Лапшина Т.В.Вашему вниманию была представлена образовательная деятельность на тему: «В стране насекомых»Цель: Расширение и уточн...

занятие по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие по стране органов чувств".

Цель: формировать  представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира....

"Путешествие по стране Математических Заданий" (конспект занятия по познавательному развитию) в старшей группе

quot;Путешествие по стране Математических Заданий" (конспект занятия по познавательному развитию) в старшей группе...