Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Тема «Мы – отважные индейцы!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом, народной музыкой индейцев, живущих в Северной Америке;  формировать позитивные отношения и  вызвать интерес к жизни и культуре индейцев.

Предварительная работ: беседа «Откуда пришли в Америку индейцы?», рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр презентаций о других народах, рассматривание глобуса, карты мира.

Наглядный материал: головной убор с перьями (для воспитателя и детей), вигвам из палок и ткани;  «Этническая музыка индейцев»;  железные тарелочки – имитация барабана;  просмотр презентации «Индейцы Северной Америки»; талисман  «Мандала»,  амулет «Ловец снов»,  шерстяные нитки, бусинки, перья,  пластмассовые круги для  изготовления талисмана.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе

Тема «Мы – отважные индейцы!»

Воспитатель: Якубович Н. И.

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом, народной музыкой индейцев, живущих в Северной Америке;  формировать позитивные отношения и  вызвать интерес к жизни и культуре индейцев.

Предварительная работ: беседа «Откуда пришли в Америку индейцы?», рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр презентаций о других народах, рассматривание глобуса, карты мира.

Наглядный материал: головной убор с перьями (для воспитателя и детей), вигвам из палок и ткани;  «Этническая музыка индейцев»;  железные тарелочки – имитация барабана;  просмотр презентации «Индейцы Северной Америки»; талисман  «Мандала»,  амулет «Ловец снов»,  шерстяные нитки, бусинки, перья,  пластмассовые круги для  изготовления талисмана.

Ход НОД.

Воспитатель. Дети, мы с вами сейчас посмотрим презентацию про жизнь  индейцев Северной Америки.

Воспитатель. Слайд.

 Индейцы – коренные жители Северной и Южной Америки. Основные занятия индейцев — собирательство, рыболовство, охота, ведут полукочевой образ жизни.  Индейцы разрисовывают  свое лицо  и тело краской ярко-красного цвета.  Рисунок на лице и теле,  обозначает из какого он  племени.

Воспитатель. Слайд.

Предки индейцев пришли в Америку из Сибири 20-3 тыс. лет назад через перешеек, который тогда соединял Азию и Америку в том месте, где сейчас Берингов пролив. В 1492 г. корабли Христофора Колумба достигли американских берегов, он был уверен, что открыл новый континент. Но то, что Америка – другой континент, не являющийся частью Азии, выяснилось позже, а тогда Колумб был уверен, что попал в Индию, поэтому коренных американцев стали называть индейцами. 

Воспитатель. Слайд.

Жизнь индейцев трудная, они выживают лишь благодаря природе, научились жить с ней в гармонии и никогда не уничтожают животных ради развлечения, исключительно ради пищи. Природа дает им одежду, тепло и кров.

Воспитатель. Слайд.

Традиционная одежда (рубахи, штаны, мокасины и ноговицы) из шкур и замши,  украшенная  бахромой, бисером и перьями.

Знаменитый головной убор индейцев из орлиных перьев называется солнечный, так как перья символизируют расходящиеся лучи солнца. Являлся знаком воинской доблести, а также служил магической защитой: считалось, что перья орла обладают волшебной силой.

Головной убор – меховая шапка с рогами бизона носили вожди.

Воспитатель. Слайд.

     Дома индейцев столь же разнообразны, как и сам уклад жизни, зависящий от природных условий.

    Жители Северно-Западного побережья –  строили большие дома из досок. Кочевники Великих равнин, охотники северных лесов  жили в легко разбирающихся палатках (типи) из бизоновых шкур, а позднее из парусины.

       Обитатели Восточных лесов строили дома из коры (вигвам  или «длинный дом»). В полуземлянках – домах, нижняя часть которых находилась под землей, - жили некоторые племена Плато и Калифорнии. Некоторые из племен индейцев строили круглые бревенчатые дома, покрытые землей, возводили большие куполообразные хижины, крытые травой.

Воспитатель. Слайд.

Мужская задача – охотиться, ежедневно обучаться воинскому делу, чтобы уверенно пользоваться копьем, луком и трубочкой с ядовитыми стрелами.

Воспитатель. Слайд .

Женской считается почти вся работа в деревне – приготовление пищи, шитье, воспитание детей, все земледельческие работы, поиск дров.

Воспитатель. Слайд .

У индейцев ребенок в раннем возрасте почти не расстается  с матерью. Грудных детей женщины носят за спиной в специальных люльках. С первых же самостоятельных шагов ребенок старается подражать взрослым. Вначале это  просто игра, но вскоре его уже всерьез приобщается к труду. 

Воспитатель. Слайд .

Мальчики помогают отцам охотиться, и даже имеют свое собственное оружие, которое является  копией оружия взрослых, только  меньших размеров. Девочки выполняют работу по дому, следят за младшими братьями и сестрами, занимаются собирательством орехов и ягод в лесу.

Воспитатель. Слайд .

К детям в индейских племенах с самого юного возраста относятся  как к взрослым.

Воспитатель. Слайд .

У индейцев  развиты художественные ремёсла: плетение (корзины, шляпы), ткачество (накидки из шерсти снежных коз), обработка кости, рога, камня и  дерева, маски.

Воспитатель. Слайд.

Музыка неотъемлемая часть жизни  индейцев. Песня для индейца с детства как воздух, они могут разговаривать с природой через песни, выражать свои эмоции и передавать историю целого народа.

Богатство музыки индейцев усиливается разнообразием музыкальных инструментов:  барабаны, флейты и трещотки.   Барабаны занимают важное место в музыке  североамериканских индейцев.

Воспитатель. Слайд .

Индейские танцы — традиционное искусство коренных жителей Америки. Танцы войны и охоты на животных. Многие виды танцев посвящены празднованию рождения новой жизни.  

Воспитатель. Слайд

У индейцев сохранилась традиция садиться, образуя круг, и делиться со всеми тем, что на сердце. Какие-то племена собираются в круг в определенные дни, а другие ежедневно делятся всем, что произошло за день, просят совета, рассказывают истории и поют.

Воспитатель. Дети, вы хотите превратиться в индейцев?  (Ответы детей.)

Тогда одевайте,  головные уборы,  я всем вам сделаю  боевую раскраску  на лицах.

   Ну, вот  мы с вами похожи на индейцев и по традиции индейцев садитесь в кружок. Индейцы  очень дружные и они всегда друг друга приветствуют «О метако ясень», что означает «Все мои братья». Это же приветствие индеецы

произносят, когда входит в лес, подходит к озеру, или встречает оленя.

 У каждого индейца  есть свое имя - кличка: Зоркий глаз, Хитрая лиса, Быстрая лань…  (Верная рука, Серый олень, Желтый волк, Ягуар и другие придумывают дети.)
   Дети но, чтобы превратиться в настоящих индейцев,  мы должны совершить обряд перевоплощения. Повторяйте за мной  заклинание:

«Вокруг себя три раза повернись в индейцев превратись».
 Мы с вами превратились в индейцев.  Я вождь Мудрая Сова  -  племени Апачи приветствую
 вас! О, доблестные воины! (Все хором произносят протяжный звук «А-а-а-а-а-а-а».)
    О, храбрые индейцы, вы  не боитесь испытаний?
(Ответы детей.) Я  прошу вас всех вместе изобразить боевой клич индейцев (А-а-а-а-а-а-а).

     Индейцы, я предлагаю послушать музыку индейского народа «Барабаны» и  для поднятия боевого духа  поиграть на барабанах!  Возьмите железные тарелки  это и будут ваши  барабаны. (Дети «играют» на барабанах.)

Ну, что ж вы готовы к испытаниям? (Ответы детей.)

1 испытание.   «Меткий стрелок» - метание «копья» (деревянные шпажки) в цель.

2 испытание.  «Ловкий и смелый»  -   перебраться    по канатному мосту через пропасть (канат).        

3 испытание.   «Угадай, кто позвал» -  индейцы имеют очень хороший слух, они всегда могут отгадать, кто их зовет.  Индейцы! Давайте   поиграем в игру «Кто позвал?»  Водящего мы выберем  индейской считалочкой:

 Ванча – нопа – ямни - топа,  заппа – сапа.

 Один – два – три – четыре - пять-шесть.

 На охоту с топором,

 С томагавком и копьём,
Самый младший вышел вон!

    Водящий спрячется в вигваме. Тот, кого я коснусь,  громко зовет водящего, он  угадывает,  кто его позвал.

  Все индейцы очень любят украшения: талисманы и амулеты, индейцы верят, что они обладают волшебной силой, защищают их от неудач, помогают им быть сильными, ловкими и быстрыми.

Индейская Мандала — это круг, в который вписаны квадраты. Это талисман, заключающий в себе энергию Вселенной. Мандалы можно вырезать из дерева, рисовать на бумаге, а можно выполнить плетение мандала своими руками из ярких ниток.

Индейский амулет – ловец снов (изготовленный воспитателем из цветных ниток).  Воздух ночи наполнен сновидениями. Как добрыми, так и злыми. Когда вы вешаете Ловца Снов в месте отдыха, он отлавливает проплывающие мимо сны. Добрые сны знают дорогу и попадают через внешние дыры сновидящему, соскальзывая по перьям с такой мягкостью, что сновидящий за частую,  и не подозревает, что спит. Злые сны не обладают этим знанием и запутываются в паутине, а потом растворяются в первых лучах утреннего солнца.

 Заклинание Хранителя Сновидений.   (Дети произнося слова вместе с воспитателем.)
Открой мне все свои сны, 
Сновидящий, 
Открой мне 
Мелодии твоего сердца, 
И я смогу окутать их 
Одеялом голубого облака, 
И уберечь от грубых пальцев, 
Этого мира.

  Такие амулеты  мы с вами сможем сделать своими руками.

Показ изготовления амулета.   (Изготовление амулетов «Ловец снов».)

Источники:

psycholog-school.ru/psikhologi/.Мы отважные индейцы

inomir.ru/civilization/indians/...Американские индейцы - мифы и реальность

Считалочка индейцев из племени Дакота - Доброта Настя

vampodarok.com/stihi/detskie/...

Обычаи и традиции народов Северной Америки

coolreferat.com/Обычаи_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа «В гостях у Винни –Пуха»

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа «В гостях у Винни –Пуха»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа "Добрые дела" (беседа)

Цель: упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам доброго, вежливого поведения.Воспитатель: случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступ...

«Край, в котором я живу» Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, художественное творчество.Задачи:Образовательная область «познание»:Закрепить знания о культурно-исторических ценностях Кемеровской области....

Конспект непосредственной образовательной деятельности подготовительной группы «Зимующие птицы»

При помощи данного занятия сформировать представление о зимующих птицах, как дети могут ухаживать за птицами, помогать им пережить зиму....