Проект "Эта удивительная соль"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Павлова Лариса Валерьевна

Исследовательский проект "Эта удивительная соль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eta-udivitednaya_sol.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект на тему:

«Эта удивительная соль»


Познавательное развитие - старший дошкольный возраст.


Выполнила:

Павлова Л.В.,  воспитатель  

высшей кв.категории  МДОБУ № 9 « Огонек






Исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей

старшего дошкольного возраста

       Тип проекта:

• по направленности: познавательно – исследовательский, творческий, групповой;

• по продолжительности: краткосрочный.

         Сроки реализации:  3 недели

         Участники проекта:

- дети старшего дошкольного возраста.

- родители воспитанников,

- воспитатели группы.

 Цель проекта:

Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

         Задачи:

  1. Выяснить: что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся, насколько она важна для человека.
  2. Стимулировать познавательный интерес детей: исследовать свойства и качества, разновидности соли опытным путём, в группе вырастить кристаллы соли.
  3. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, радоваться процессу и результату.
  4. Развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение к профессиям соляной промышленности.

          Проблема:

Соль – незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.

         Актуальность:

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Исследовательская, поисковая  деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. В ходе исследовательской работы дети выяснят, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнают много нового об особенности соли, её свойствах и качествах, разнообразии. Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью. Вырастят кристаллы. А самое главное, научатся работать в команде, будут терпимее друг к другу.

        Гипотеза:

При исследовании соли, расширить  знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

      Основные принципы реализации:

  • принцип развивающего обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);
  • принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в ходе наблюдений, в игровой и творческой деятельности;
  • принцип интеграции, которая позволяет формировать у ребёнка целостное представление о мире;
  • принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности;
  • принцип сотрудничества между детьми, педагогами, родителями;
  • принцип прочности закрепляет усвоение знаний.

         Объект исследования: соль.

         Предмет исследования: свойства соли, значение для человека.

При организации исследовательской деятельности были использованы методы:

- Изучение информации, беседы;

-анализ познавательной литературы;

- подбор материалов и оборудования для исследований;

- экспериментальная деятельность;

- исследовательская деятельность;

- наблюдения;

- творческая деятельность;

- игровая деятельность (познавательная, логическая, художественно – познавательная игры).

        Краткая аннотация проекта

Реализация проекта осуществляется через интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

       Предполагаемый результат.

В ходе исследовательской работы:

  1. Дети выяснят, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.
  2. Узнают много нового об особенности соли, её свойствах, качествах и разновидностях.
  3. Узнают о предприятии Руссоль в г. Соль-Илецке, способах добычи соли.
  4. Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью, вырастят кристаллы соли.
  5. У детей повысится познавательный интерес.
  6. Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
  7. Создание картотеки опытов и экспериментов «Эта удивительная соль».

       Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап:

Подбор методической литературы для педагогов.

Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.

Определение уровня представлений детей о соли и ее свойствах.

Определение интересующих детей вопросов по теме:

исследовательской деятельности:

- Что такое соль?

- Откуда она берется?

- Как ее добывают?

- Какими свойствами соль обладает?

- Где и как соль применяется?

II. Основной этап:

Изучение с детьми познавательной и научной литературы.

Беседы с детьми по данной тематике.

Разучивание поговорок и пословиц о соли.

Исследование соли и её свойств. Знакомство с её разновидностями.

Рисование солью.

Лепка из соленого теста.

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебница - соль».

Консультирование родителей по теме проекта.

III. Заключительный этап:

Презентация проекта «Эта удивительная соль».

Подведение итогов реализации проекта.

Изготовление картотеки опытов с солью.

Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.

Открытое занятие «Соль Земли родной»

         Ресурсы и условия реализации проекта:

  • методическая и художественная литература,
  • диски с мультфильмами,
  • иллюстрации, репродукции, фото,
  • набор для художественного творчества,
  • презентации.
  • мини - лаборатория для исследовательской работы (лупы, трубочки, тарелочки, лед, пипетки, скрепка),
  • ниточка шерстяная, гуашь, соленое тесто,
  • набор разной соли,
  • ёмкости для проведения опытов (пол-литровые баночки, контейнеры, вода, чайные ложки).

План реализации проекта.

1 этап - подготовительный:

  1. Сбор образцов соли (морская, пищевая, йодированная; мелкая, крупная; каменная, поваренная).
  2. Подбор бесед о соли.

Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

  1. Подбор познавательной, научной и методической литературы.

Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.

Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.

  1. Подбор художественных произведений (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки о соли).
  2. Подбор опытов и экспериментов с солью.

Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.

  1. Подбор консультаций для родителей…

2 этап – технологический:

  • Беседы:

- «Что такое соль и где она используется?».

- «Белое золото земли».

  • ОД:

- Рисование солью «Морозные узоры»

- Сказка про белую соль (Познание)

- Лепка из соленого теста «Дымковская игрушка».

  • Чтение литературы:

- Словацкая сказка «Соль дороже золота»

- Румынская сказка «Соль в кушанье»

- Чешская сказка «Соль»

- Русская народная сказка «Соль»

- Пословицы, поговорки, загадки о соли

  • Опытно-экспериментальная деятельность:

- «Свойства соли»,

- «Растворимость соли»,

- «Подводная лодка из яйца»,

- «Как соль влияет на рост растений»,

- «Получение питьевой воды из соленой»,

- «Выращивание кристаллов поваренной соли»,

- «Окрашивание соли».

  • Консультации для родителей:

-Рисуем солью.

-Для чего соль в доме нужна.

3-й этап – заключительный:

  • Показ презентации проекта «Эта удивительная соль».
  • Выставка рисунков и поделок детского творчества.
  • Изготовление картотеки опытов с солью.
  • Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
  • Подведение итогов реализации проекта.

На этом этапе на основе полученной в ходе исследований информации в группе была создана коллекция видов соли, состоялась презентация мини- проектов: дети показывали результаты своих исследований, была организована выставка детского творчества.

Достигнутые результаты:

Участие в проекте способствовало повышению любознательности, познавательной активности детей. Они стали больше задавать вопросов, активно проявлять интерес к окружающему миру.

Выводы.

  1. Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы.
  2. Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах.
  3. Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов.
  4. В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов.
  5. Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах. 

Наша гипотеза подтвердилась: соль - не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений применения для творчества.

    Список литературы:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2007 г.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.
  3. Детская энциклопедия «Всё обо всём».
  4. Иванова А.И. «Живая экология»  М., 2006 г.
  5. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки»  М., 2005 г.
  6. www. oproduktah.com

.

Павлова Лариса Валерьевна  воспитатель высшей квалификационной категории муниципального дошкольного  образовательного бюджетного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Огонёк» г.Соль-Илецк Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Это удивительная соль"

Проект преднозначен для детей подготовительной группы....

Исследовательский проект "Эта удивительная соль"

Исследовательская, поисковая  деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из...

Проект "Удивительная соль"

Название проекта           Удивительная сольВозраст детей             Старший дошкольный возраст 6-7 летТип проекта...

Проект воспитанников подготовительной к школе группы "Эта удивительная соль"

Исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста с целью обогащения знаний о свойствах привычного им вещества - соль....

Эта удивительная соль

Современная наука стремится познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны мира. Но, за великими целями забывается то, что находится рядом, без чего мы не можем обойтись, и используем...

«Это удивительная соль»

Иследовательская работа «Это удивительная соль»...