Конспект игрового занятия с использованием упражнений песочной терапии для детей младшего дошкольного возраста; Тема: «Мы гуляем с колобком»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Дьяченко Марина Александровна

Этот конспект позволит любому воспитателю младшей группы ДОО провести со своими воспитанниками интересное занятие по окружающему миру в форме игры-эксперимента, закрепить с ними знание сказки «Колобок», при этом расширить представления детей о свойствах песка (сыпучий, на поверхности остаются следы, из мокрого можно лепить, а из сухого - нет), с параллельным развитием  тактильно-кинетической  чувствительности у деток и   снятием их эмоционального напряжения (на что направлено использование песочной терапии).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект игрового занятия  

с использованием упражнений песочной терапии

для детей младшего дошкольного возраста

Тема: «Мы гуляем с  колобком»

Цель: развитие  тактильно-кинетической  чувствительности,  снятие эмоционального напряжения; расширение представлений детей о свойствах песка (сыпучий, на поверхности остаются следы, из мокрого можно лепить, а из сухого - нет).

Задачи:

Образовательные: познакомить со свойствами песка; закреплять уже полученные знания и умения; активизировать и обогащать словарный запас;

Развивающие: развивать внимание, интерес к экспериментированию, познавательную активность и  речь детей, мелкую моторику кистей рук, координацию движений, восприятие цвета; память, творческое воображение, логическое мышление; формировать умение делать выводы на основе проведенных опытов; развивать способности общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развивать творческие способности детей  в рисовании на сухом песке и лепке из мокрого.  

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, культуру общения в коллективе.

Необходимые материалы: сухой чистый песок, части картинки (секретика), игрушка «Колобок», большой плоский лоток, подносы, вода, стаканчики, маленькие резиновые мячики для каждого ребёнка.

Методы и приемы:

- практические: проведение  опытов, для определения свойств песка;

- наглядные: наблюдение, рассматривание песка;

- словесные: беседы, загадки, стихи, д/и, объяснение, обсуждение;

- упражнения песочной терапии (п.т.):

Упражнение «Секретики»

Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (у нас части картинки), закапывают их в песке. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик».

Упражнение «Я пеку, пеку, пеку»

Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия. Пирожки можно «выпекать» руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую.

Упражнение «Песочный дождик»

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в лоток, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Упражнение «Необыкновенные следы»

  1. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 
  2. «Бегут волки» - ребенок ладонями надавливает на песок.
  3. «Идут медвежата» - ребенок кулачками с силой надавливает на песок.
  4. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Ход игры-эксперимента:

  1. Сюрпризный момент

– Ребята, давайте поздороваемся.

–Сегодня мы с вами отправимся в сказку, а хотите узнать в какую? Для этого нам нужно подойти к песочнице и постараться найти небольшой «секретик».

Упражнение п.т. «Секретики»

Кто нашел, давайте подойдем к столу и сложим картинку.

– Какая это сказка? Кто узнал? («Колобок» – отвечают дети)

Вкатывается колобок. Дети рассматривают колобка.

– Какой он? Как можно про него сказать? (круглый, румяный, веселый, мягкий) звучит музыка – «щебет птиц»

  1. Основная часть:

– А теперь ребята, до кого дотронется колобок тот и окажется в сказке (все садятся на коврик, около емкости с песком и катают друг другу игрушку).

– Начинается сказка:

Жили, были старик со старухой. Просит однажды старик:

 – Испеки, старуха, колобок.

 – Из чего испечь? У нас муки нет.

 – Эх, старая! Ты по коробу посреби, по сусеку помети, авось муки и наберется. Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и набрала муки пригорши две. Замесила тесто, скатала из него колобок, изжарила в масле.

Опыт 1. «Месим тесто из песка»

– Ребята, давайте, и мы с вами попробуем испечь колобка.

– Подходите к песочнице.

Вот песок, вот песок, ну давай скорей дружок

 Будем вместе мы играть и друг другу помогать

– Давайте и мы с вами попробуем слепить Колобка.

– Сначала замесим тесто.

– Сначала давайте попробуем слепить из сухого песка

Упражнение п.т. «Я пеку, пеку, пеку»

 – Получилось? (не получается, он сухой, рассыпчатый).

    Педагог обращает внимание на то, что во время «замешивания» руки должны быть напряжены (руки сильные, твердые, крепкие). Затем ручки отдыхают. Далее дети потряхивают руками и после отдыха выполняют упражнение еще раз.

– А теперь намочим его и попробуем еще раз (используется песок в подносах, а не в общем терапевтическом лотке).

– Получился Колобок? Молодцы!

Дети кладут колобков на край своих подносов.

Воспитатель: -А дальше в сказке: Положила, бабушка колобка на окошко остудить. Колобок полежал – полежал, да вдруг и скатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, с крыльца во двор. И покатился дальше.

Опыт 2. «Ровненькая дорожка»

– Ребята, для того чтобы Колобок покатился нам нужно сделать для него ровненькую дорожку, давайте вы в лотке насыпете ровненькой полосочкой песочек-нарисуете дорожку Колобку

Упражнение п.т. «Песочный дождик»

(педагог показывает, дети повторяют, берут горсточку сухого песка и высыпают из кулочка струйкой)

- Получилась дорожка? Почему? Да песочек сыпался и рисовал! Когда песок сухой, он сыпучий. Вот и катится колобок по лесной дорожке. Вдруг навстречу колобку идет заяц. Покажите как зайчик идет… (кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях)

Упражнение п.т. «Необыкновенные следы» 1

Заяц говорит:

– Колобок, колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, косой. Я тебе песенку спою (повторяют хором):

Я по коробу скребен, по сусеку метен, в печку сажен. На окошке стужен.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя, заяц, И подавно уйду!

И покатился дальше по дороге, только его заяц и видел!

Педагог: А теперь давайте покажем, как гулял Колобок.

Физкультминутка:

Солнце светит нам опять!

Руки разводят в сторону вверху

Вышел колобок гулять.

Маршируют на месте

Спрятался скорей за елку

Приседают, закрывают лицо ладонями

Нет ли здесь лисы иль волка?

Выглядывают из-за ладоней

Нет не видно ни кого

Качают головой, поднимают плечи

Покачусь я далеко

Руки крутят «моторчик»

Один, два, три, четыре, пять!

Встают и хлопают в ладоши

Можно весело играть!

Прыгают или кружатся на месте.

- Ну давайте продолжим; все садятся к лотку.

Катится колобок – а навстречу ему волк. Как ходит волк? (изображаем волка – движение ладонями по песку)

Упражнение п.т. «Необыкновенные следы» 2

 Говорит волк: – Колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, серый! Я тебе песенку спою(повторяют хором):

Я по коробу скребен, по сусеку метен, в печку сажен. На окошке стужен.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, и от заяца ушёл,волк и подавно уйду!

– И покатился колобок дальше. Катится колобок – навстречу ему медведь (изображаем медведя – движение по песку кулачком)

Упражнение п.т. «Необыкновенные следы» 3

Говорит медведь:

– Колобок, колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, косолапый. Я тебе песенку спою (повторяют хором):

Я по коробу скребен, по сусеку метен, в печку сажен. На окошке стужен.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, и от заяца ушёл, и от волка ушёл, А от тебя и подавно уйду! Покатился колобок дальше

Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса.

– Покажите на песке, как ходит лиса (изображаем лису – скольжение по песку волнообразными линиями).

Упражнение п.т. «Необыкновенные следы» 4

 – Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький, пригоженький, румяненький!

 «Танец Колобка»

– Обрадовался колобок, что его лиса похвалила и начал танцевать и петь; и мы с ним потанцуем! (дети выполняют танцевальные движения, звучит аудиозапись):

Я колобок, колобок, подрумяненный бок.

Я по коробу скребен, по сусеку метен, в печку сажен. На окошке стужен.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, и от зайца ушёл, и от волка ушёл, от медведя ушёл, а от тебя, Лиса, и подавно уйду! – Какая славная песенка, – сказала лиса.– Да вот беда – стара я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на носок да пропой погромче. Испугался колобок, и укатился от лисы.

Упражнение: «Поможем Колобку спрятаться»

– Посмотрите, кто к нам бежит. Это колобок. Он прячется от лисы. Давайте ему поможем. Сначала колобок бежит по дорожке и скатывается с горки (прокатывают свои мячики по горке) Вот так, теперь будем прятать Колобка в песке (дети прячут в песок маленькие резиновые мячики).

  1. Релаксация: «Прощание с Колобком»

  Дети сидят на коврике в кругу. 

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Спасли Колобка! Колобок благодарит вас и  прощается с нами. Колобок поглаживает детей по голове, рукам, выражает свое восхищение, хвалит за занятие:

– Ксюша быстро нашла «секретик», Колобок хочет погладить ее по плечу…

– Молодец Данил! Он был внимательным, Колобок жмет ему руку..

– Умница Ева! Хорошо спрятала Колобка от лисы, он ее за это хочет обнять…

– Правильно изображала зверей Лиза. Ей Колобок говорит спасибо и гладит ее по головке!….

  1. Итог занятия:- Детки вам понравилась наша прогулка с Колобком? А что нового мы с вами узнали о песке, какой он?

Совместная деятельность с воспитателем

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями по теме игры-эксперимента

Достижения детей в игре-эксприменте

Игровые моменты; проведения опытов-исследований;

 игра и физкультминутка; выводы-рефлексия

Наблюдения; рассуждения; подготовка к опытам;

участие в экспериментах и инсцинировке сказки; выводы

Папка консультация на тему: «Что могут родители!»  и «Методические рекомендации для родителей по проведении игр-экспериментов с детьми».

Расширены представления детей о свойствах песка; его сыпучести, о том, что из мокрого можно лепить, и то, что на нём можно рисовать

Литература:

1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры / Т.М.Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева — СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с использованием здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Что нам осень принесла?»

Тема:  Рассказывание на тему «Что нам осень принесла?». Рисование по замыслу.Цели: продолжать расширять и обогащать знания детей об овощах, учить различать их по вкусу, цвету, форме; подвес...

Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».

Тема:  Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».Цели: учить передавать в рисунке характерные особенности весенних цветов: окраску, строение цветка, стебля, листьев, кра...

Конспект психологического занятия с рефлексивным анализом по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Необитаемый остров»

Цель занятия: развитие эмоциональной сферы ребенка. Задачи занятия:• познакомить детей с эмоциями: радости, грусти;• помочь детям осознать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста Тема: «В гостях у бабушки»

Тема: «В гостях у бабушки»Цель: Расширять представления детей о домашних животных (кошке, собаке, корове, лошади)Задачи:Образовательные:1. Дать элементарное представление о том, какую пользу при...

Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Кошка и котёнок»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование ценностей картины мира), «Речевое развитие», «Художественно-эстетическ...