Конспект занятия "Поможем лесу".
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Фролова Валентина Павловна

Образовательная область " Познавательное развитие/ Формирование целостной картины мира " 

Идея проведения такого занятия "Поможем лесу" возникла в связи с тем, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.  Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы.

Всех нас объединяет заботливое и бережное отношение к животным, стремлении им помочь. Поэтому, я считаю, что данное занятие играет важную роль для ребенка и занимает достойное место в системе занятий по познавательному развитию (формировании целостной картины мира). Такая работа обогатит всех ребят более прочными и разносторонними знаниями в этой области. Данное занятие изучается в рамках речевого развития, решая задачи по познавательному развитию (формировании целостной картины мира).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_ml_ftskm.docx494.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад  комбинированного вида №5" г.СорочинскаКартинки по запросу рамки для детского сада

Конспект

  образовательной деятельности

Образовательная область " Познавательное развитие/

Формирование целостной картины мира "

Тема: "Поможем лесу".

Возрастная группа 1 младшая

Подготовила: 

Фролова В.П.

г.Сорочинск.                                                                                                    

1.Пояснительная записка: актуальность темы ( для общества и образования, для ребенка), место этой темы в системе занятий

Идея проведения такого занятия "Поможем лесу" возникла в связи с тем, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.  Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы.

Всех нас объединяет заботливое и бережное отношение к животным, стремлении им помочь. Поэтому, я считаю, что данное занятие играет важную роль для ребенка и занимает достойное место в системе занятий по познавательному развитию (формировании целостной картины мира). Такая работа обогатит всех ребят более прочными и разносторонними знаниями в этой области. Данное занятие изучается в рамках речевого развития, решая задачи по познавательному развитию (формировании целостной картины мира).

2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

Организационная информация

Примечание

1.

Ф.И.О. педагога

Фролова Валентина Павловна

2.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие (формирование целостной картины мира).

3.

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная активность, музыкально-художественная, творческая активность.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

" Поможем лесу ".

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Методы формирования сознания ( индивидуальная и фронтальная беседа); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (дети отправляются в путешествие по лесу чтобы отвезти  угощение для зверей)

 Методы стимулирования поведения (похвала);

Методы контроля, самоконтроля и самооценки ( опрос, анализ результатов собственной деятельности);

Методы организации и осуществления познавательной деятельности ( беседа о правилах поведения в лесу на протяжении всего занятия );

Методы здоровьесбережения, сохранение и укрепление здоровья (подвижная игра ")

3.

Интеграция образовательных областей

Физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие.

4.

Возрастная группа:

Первая младшая

5.

6.

Цель:

Задачи

Формировать  представления детей о правилах поведения в лесу.Обогащать представления детей о диких животных.

6.1

Обучающие: научить различать и называть диких животных, уточнять представление о том, чем они питаются, учить правилам поведения в лесу, формировать представление о строении цветов и грибов.

6.2

Развивающие: развивать внимание, умение следить за действиями персонажей, усидчивость, умение реагировать на сигнал.

 

6.3

Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к объектам природы, трудолюбие, желание помогать, формировать умение оценивать поступки.

7.

Планируемые результаты:

7.1

Сформированы представления о диких животных (чем они различаются, питаются). Сформировать представление о    строении цветов и грибов.

Проявляет интерес к окружающему миру природы, знает правила поведения в лесу.

7.2

проявление эмоциональной отзывчивости на доступные возрасту художественно-литературные произведения; активное участие в подвижной игре; овладение соответствующими возрасту основными движениями (собирать цветок, собрать сломанные веточки и скорлупу от орехов в ведерки).

7.3

У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать разные виды движения. С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

8.

Организация среды для проведения занятия ( образовательной) деятельности

макет дерева с ветками, ветки 2-3 шт., елочка, грибы из картона( ножка – цилиндр, шляпка – конус; шляпка должна сниматься с ножки) 5-6 шт., скорлупа грецких орехов 5-6 шт., бумажные цветы ( стебель и 2 листика отдельно) 5 шт., бумажная черная полоса ( дорожка), покрывало, игрушки: заяц, лиса, волк, белка, большой медведь, жук, бабочка( из набора насекомых); угощения:  морковка, шишка, баночка с медом, рыбка, косточка, скамейка для игрушек, ведерки по количеству детей, конфеты в фантиках ( угощение для детей)

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Дидактические игры « Береги живое», « Кто чем питается?», « Кто живет в лесу?», П/И « У медведя во бору», « Поезд», заучивание стихотворения.

Конспект занятия

1.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Сюрпризный момент: мешочек с угощением для зверей.

1.2

Мотивация детской деятельности

Воспитатель приглашает детей отправиться в лес и навестить лесных жителей.

Дети садятся полукругом.

1.3

Целеполагание (принимают цель педагога)

Дети хотят навестить диких животных и отвезти им угощение.

2.

Основная часть:

Садятся дети в поезд. (дети « цепляются» друг за друга и под фонограмму песни« Вот поезд наш едет»,бегут за воспитателем Проводится игры « Кто чем питается», « Собери грибок», "Собери цветок", Игра « Собери мусор».

При обигровании каждой ситуации используются игрушкм животных.

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Дети знают подвижную игру " У медведя во бору".

Игра проводится

с атрибутами

2.2

Добывание (сообщение и принятие) нового знания

Добывание нового знания дети узнали о правилах поведения в лесу, о строении цветов, грибов.Узнают чем питаются животные.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.

В самостоятельной деятельности дети собирают цветок, собирают мусор.

3

Заключительная часть

В итоге дети  строятся паровозиком и возвращаются в группу.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей.

Воспитатель раздает детям конфеты в фантиках. Дети должны вспомнить о правилах поведения в лесу и не мусорить.

4.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Книжный уголок

Рассматривание картин по теме "дикие животные".

4.2

Игровой уголок

Развитие мелкой моторики рук с помощью дидактических игр.

4.3

Уголок природы

Создание макета "Лес".

Части НОД

Содержание

Области

1.Вводная часть.

Создание мотива для

детской деятельности                                    

Дети сидят полукругом .

Воспитатель: « Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в лес и навестить наших лесных жителей. Кто живет в лесу?»

Дети: «Волк, заяц, лиса, белка ,ежик, медведь». ( Если дети затрудняются ,воспитатель помогает вспомнить)

Воспитатель: « Правильно. Мы отнесем зверятам угощения. Воспитатель достает прозрачный мешочек  в котором находятся: баночка с медом, грецкий орех, морковка, рыбка, косточка».

Коммуникация

2. Основная часть.

Показ, комментирование

Рассказ воспитателя

           Физкультурная пауза Показ способа выполнения работы

 Пальчиковая гимнастика                              

Теперь можно ехать. Садимся в поезд. Дети « цепляются» друг за друга и под фонограмму песни

 « Вот поезд наш едет» ( 1 куплет), бегут за воспитателем. Музыка заканчивается, воспитатель останавливает детей.

В групповой комнате  на расстоянии друг от друга стоят макет дерева и елочка. Возле дерева разбросаны несколько веточек. В другом месте на полу расставлены разборные грибы, на «тропинке» размещен жук недалеко прикрепить бабочку.

Воспитатель: « Вот мы и приехали. Пойдемте на полянку, послушаем, как птички поют».

Воспитатель рассаживает детей на расстеленное покрывало( желательно зеленое).

Звучит фонограмма « Пение птиц».

Воспитатель: « Слышите, как птички поют?»

Дети « Да!»

Воспитатель обращает внимание на цветы и оторванные стебельки, которые разбросаны недалеко от детей.

Воспитатель: « Ребята, смотрите кто-то все цветочки оборвал?!»

Появляется игрушка « лиса».

Воспитатель: « Ребята кто это бежит?»

Дети « Лиса»

Лиса « Это я. Я хотела веночек себе сделать, но у меня не получилось, поэтому я все цветы выбросила»

Воспитатель: « Как плохо ты поступила, лисичка! Ребята, можно срывать все цветы и потом выбрасывать их?»

Дети: « Нет».

Воспитатель: « Здесь была такая красивая цветочная полянка, а теперь ее нет! Давайте сделаем новую полянку»

Лисичка убегает. ( Поместить на скамеечку).

Игра « Собери цветок».

Воспитатель приглашает 4-х детей.

Воспитатель: « Ребята, посмотрите, как нужно собирать цветочек. Нужно взять стебелек, потом сверху положить цветочек, потом к стебельку прикрепить листики» . ( Показывает).

Воспитатель: « Вот, какие молодцы! ( имена). Теперь у нас новая цветочная полянка появилась!»

Появляется волк..

Воспитатель: « Детки, кто это?»

Дети: « Волк»

Волк начинает «отрывать» шляпки от грибов и бросает их.

Воспитатель: « Постой волк! Что ты делаешь? Нельзя портить грибы!»

Волк: « Я грибы не люблю!»

Воспитатель: « Ну и что! Другие звери любят. Ребята, какие звери любят грибы?»

Дети: « Ежик, белка».

Волк убегает.

Воспитатель: « Вот как нехорошо поступил волк. Он испортил все грибы!»

Воспитатель: «Давайте все исправим»

Воспитатель вызывает других 2-3  детей.

Игра « Собери грибок»

Воспитатель: « Таня и Ваня, вам нужно одеть шляпку грибка на ножку( показывает)».

Воспитатель: « Молодцы ребятки, теперь ежик будет мимо пробегать и соберет наши грибочки».

Появляется заяц.

Воспитатель: « Ребята кто это скачет?»

Дети: «Зайчик».

Заяц  берет ветки и ломает их.

Воспитатель: « Зайчик, так это ты веточки у дерева сломал?»

Заяц: « Я, а что такого? Новые вырастут!»

Воспитатель: « Ребята, скажите, можно так делать? «

Дети: « Нет»

Воспитатель: « Зайчик, дерево тоже живое, ему больно. Если отламывать веточки у дерева, оно может погибнуть».

Зайчик убегает.

С елочки начинает лететь скорлупа грецких орехов.

Воспитатель: « Ой! Кто это там мусорит?»

Появляется белка.

Воспитатель: « Ребятки, кто это?»

Дети « Белка».

Белка « Это я. А куда мне мусор складывать?»

Воспитатель: « Мусор нужно закапать в ямку или собрать в мусорный пакет. Ребята, можно мусорить в лесу?»

Дети: « Нет».

Белка убегает.

Воспитатель: « А теперь нужно мусор собрать. Нужно собрать сломанные веточки и скорлупу от орехов в ведерки».

Игра « Собери мусор».

Появляется медведь.

Воспитатель: « Детки, кто это?»

Дети: « Медведь».

Медведь: « Кто это тут сидит?( « Смотрит» на жука). Сейчас я его раздавлю! Бабочку поймаю!»

Воспитатель: « Постой медведь! Что плохого тебе сделал жук? Ты такой большой! Как тебе не стыдно!»

Вот послушай стихотворение.

Беги, жучок,

Сверчи, сверчок,

И бабочка — лети...

Я обижать не буду вас,

Счастливого пути!

Стихотворение  читает воспитатель или ребенок.

Медведь убегает.

Воспитатель: « Ребята, какой беспорядок в лесу зверята устроили! А мы с вами лесу помогли.  Вот как хорошо потрудились! Теперь в лесу опять порядок. Мы зверята угощение принесли, но мы наверное не будем их угощать, потому что они совершали плохие поступки!»

( Обращается к игрушкам, которые размещены на скамейке)

Медведь : « Простите нас, мы больше так не будем!»

Воспитатель : « Простим, ребята? Тогда нам нужно раздать угощения. Вы помните кто чем питается?».

Игра « Кто чем питается».

Воспитатель предлагает одному ребенку достать из мешочка « угощение».

Воспитатель: « Марина, что это? Правильно, рыбка. А кто рыбку любит кушать? Правильно, лисичка. Угости лисичку рыбкой»

Потом воспитатель предлагает другому ребенку достать предмет и т. д. ( для волка косточка, Для белки шишка, для медведя баночка с медом

Воспитатель: « А теперь давайте с мишкой поиграем.

Игра « У медведя во бору».

Игровая,

Коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкально- художественная, физическая культура, чтение художественной литературы

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей. Подведение итогов НОД                                      

Воспитатель: « Ребятки, вы сегодня такие молодцы! Порядок в лесу навели, зверят угостили. У меня для вас тоже есть угощение.

Воспитатель раздает детям конфеты в фантиках.

Воспитатель: « Детки, только давайте не будем мусорить в лесу, а поедем в детский сад и будем пить чай».

Дети строятся паровозиком и выходят.

Коммуникация

Длительность НОД :8 -10 минут.

Список используемой литературы

  1. Педагогика нового времени -Волчкова В.Н., СтепановаН.В.- развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Издательство Воронеж 2009г.
  2. Елина Е.В., Зарубина О.Е. Интегрированные познавательные занятия экологического содержания в детском саду. / Сборник конспектов занятий./ Выпуск 1. – Ульяновск 2001г.
  3. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-у изд. – М.:ТЦ Сфера, 2009
  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., Издательский дом "Карапуз", 2001г. 29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Поможем яблоне зацвести»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Поможем яблоне зацвести»...

Конспект занятия "Поможем бабушке Загадушке"

Предлагаемый материала разрабатывался в рамках плана по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия " Поможем гномику"

Занятие учит детей понимать и различать положительные и отрицательные нравственные качества человека....

Конспект занятия "Поможем доктору Пилюлькину"

Занятие рекомендовано для детей 2-4 лет и ориентированно на развитие сенсо-моторных навыков....

Конспект занятия "Поможем Буратино"

Занятие  для дошкольников средней группы по ФЭМП с использованием элементов системы М. Монтессори. Образовательная область "Познание"...

Конспект занятия "Поможем солнышку"

Цели:Закреплять навык узнавания и называния частей тела животного, понимать и употреблять в активной речи уменьшительно-ласкательные формы существительных.Продолжать учить различать величину: «б...

Конспект занятия "Поможем жителя фиолетового леса"

Конспект занятия "Поможем жителя фиолетового леса"...