Проект у детей в группе компенсирующей направленности "Лучи": "С чего начинается Родина?"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Прокопьева Ольга Сергеевна

Проект "С чего начинается Родина?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ефимовский детский сад комбинированного вида»

Проект у детей в группе компенсирующей

направленности: «Лучик»

«С чего начинается Родина?»

                                                  

                                                                                 

                                                                                                        Разработала: Прокопьева О.С.___________

                                                                                                 

                             

                                                  п. Ефимовский 2017 год

Проблема и актуальность

                 Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное патриотическое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной информацией, в которой он так нуждается. Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребенка» писала: «Главное в работе  с детьми 3-7 лет – воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям. Этот проект- это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

                  Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

                   Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка.

                    Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

-формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

-формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

-воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

-формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

-воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Принципы:

  • принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
  • принцип тематического планирования материала – предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная страна, родная культура, родной поселок, родная природа.
  • принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.
  • принцип последовательности  - предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, это принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

                   Содержание тематического планирования материала по проекту

Тема: Родная страна.

На занятия по этой теме дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.

Тема: Родная культура.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях по этой теме дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством.

Тема: Родной поселок.

Дети получают краеведческие сведения о родном районе, поселке, об истории возникновения, о его достопримечательностях, видах транспорта, зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Тема: Родная природа.

Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, растениях, животном мире.

Тема: Родная семья.

Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.

Содержание предметно- развивающей среды

Проект  предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды в группе:

-оформить  в группах зону гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, поселке, стране.

-расширить и обновить снимки достопримечательностей поселка, картины с изображением родной природы, иллюстраций народных промыслов, произведений устного народного творчества, фотографий родной страны, столицы.

Формы реализации проекта:

              Реализация проекта предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых получают знания и навыки по изучаемым тематическим темам. Большая роль в реализации проекта отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, так как воспитание чувств – это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате  и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие проекту задачам, знания и навыки. В совместную деятельность включены беседы о родном поселке, животных родного края и т.д, рассматривание иллюстраций, фотографий, организацию выставок рисунков детского творчества.

                Наиболее эффективное воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в проекте отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатель.

Срок реализации– долгосрочный (7 месяцев)

Предполагаемый результат: обеспечение социально-воспитательного эффекта, т.е. воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.


                                                      Перспективное планирование

Дата

Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

МАЙ

1 неделя

1-5 мая

Разработка проекта «С чего  начинается Родина»

Подбор материала и книг  к разработке проекта

2 неделя

8-12 мая

«День Победы»

-обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны

-воспитывать патриотические чувства

-выставка рисунков на лестничной площадке к Дню Победы

-экскурсия на митинг, посвященному Дню Победы

Стр 69 Иванова

3 неделя

15-19 мая

«Мир вокруг нас»

-формировать представление детей о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России

-воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства

-беседа о разных странах и их жителях

-чтение стихов, сказок разных стран, знакомство с глобусом

-подвижные игры детей разных стран

Стр19 Зеленова

4 неделя

22-26 мая

«Наша страна – Россия»

-рассматривание иллюстраций о России

-беседа о России, о ее символах

-оформление информационного уголка «Это наша история»

Стр 24 Зеленова

5 неделя

29-2 июня

«Что значит быть гражданином?»

-уточнить представления детей о России как о родной стране

-воспитывать гражданско-патриотические чувства

-объяснить понятия «гражданство» и «гражданин»

-беседа о правах и обязанностях гражданина РФ

-Дидактические игры: « Узнай наш герб», «Узнай наш гимн»

Стр 55 Зеленова

ИЮНЬ

1 неделя

5-9 июня

«Какие народы живут в России»

-познакомить детей с разными народами, которые живут в России

-воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины

-беседа «Это наша история»

 -оформление книжной выставки «История и культура России»

-конкурс творческих работ «Моя родина»

Стр 47 Зеленова

2 неделя

12-16 июня

Русские народные промыслы

-закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания

-формировать чувство восхищения творениями народных мастеров

-беседа о русских народных промыслах

-русские народные подвижные игры

-лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов

Стр 31 Зеленова

АВГУСТ

1 неделя

1-4 августа

«Как жили славяне»

-познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой

-беседа «Как жили люди на Руси»: об историческом прошлом России

-чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине

Стр 26 Зеленова

2 неделя

7-11 августа

«Государственные символы России – флаг, гимн»

-закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге

-формировать уважительное отношение к государственным символам

-беседа о государственных символах России

-прослушивание гимна

-рассматривание изображений государственных символов

Стр 50 Зеленова

3 неделя

14-18 августа

«Главный город нашей страны»

-уточнить знания детей о столице РФ

-формировать представление о Москве как о главном городе России

-познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России

-беседа о столице России – Москве

-рассматривание иллюстраций, открыток, фото с достопримечательностями «Москвы»

Стр 62 Зеленова

4 неделя

21-25 августа

«История Московского Кремля»

-познакомить детей с историческим прошлым Москвы, с тем, как строилась Москва, кто ее основал, чем занимались ее жители

-подчеркнуть историческую значимость древнего русского города для России

-побуждать детей восхищаться красотой Кремля

-беседа о древней Москве

-чтение литературных произведений о Москве

-рассматривание иллюстраций и фото древнего и современного Кремля

-выставка рисунков на тему «Московский Кремль»

Стр 65 Зеленова

5 неделя

28-31 августа

«Моя семья»

-познакомить детей с ролью семьи в обществе

-с обязанностями членов семьи

-воспитывать чувство любви и уважения к своей семье

-беседа на тему «Что такое семья»

-изготовление работ совместно с родителями на тему «Герб моей семьи»/ «Мое родословное дерево»

Стр 79 Иванова

                                                                               СЕНТЯБРЬ

1 неделя

4-8 сентября

«Богатыри земли русской»

-обобщить знания детей об истории возникновения Руси

-познакомить с русскими былинными богатырями, с тем как наши предки защищали свою Родину

-воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей

-беседа о русских богатырях

-чтение былин и легенд о русских богатырях

-русские народные подвижные игры

Стр 29 Зеленова

2 неделя

11-15 сентября

«Знаменитые россияне»

-познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну

-сформировать понимание значимости их деятельности для страны

-Беседа о знаменитых россиянах,

-рассматривание фотографий знаменитых соотечественников

Стр 57 Зеленова

3 неделя

18-22 сентября

«Знаменитые спортсмены России»

-познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта

-формировать отношение к их спортивным достижениям

-беседа о российском спорте

-рассматривание иллюстраций из журналов и газет о российских спортсменах

-подвижные спортивные игры на улице

Стр 60 Зеленова

4 неделя

25-29 сентября

«Знаменитые земляки»

-познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию поселка, участниками ВОВ

-воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими

-беседа о знаменитых земляках

-прослушивание литературных произведений

-рисование «Моя профессия»

Стр 69 Иванова

ОКТЯБРЬ

1 неделя

2-6 октября

«Русский лес-чудесный лес»

-уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса

-побуждать детей восхищаться красотой родной природы

-беседа «Какие животные живут в нашем лесу»

-беседа «Какие растения растут в нашем лесу»

-Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова», «Зеленая аптека»

Стр 42 Зеленова

2 неделя

9-13 октября

«Голубые реки России»

-познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, озеро Байкал и т.д

-формировать понимание значения воды для жизни всего живого

-побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России

-беседа о реках и озерах России

-рисование «Озеро-сказка»

-чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, озерах, о жизни речных обитателей

Стр 46 Зеленова

3 неделя

16-20 октября

«Флора и фауна родного края»

-уточнить представления детей  о животном и растительном мире своего родного края

-беседы о животных и растениях родного края

-рассматривание иллюстраций и фото о растениях и животных родного края

-рисование «Растения и животные моего родного края»

Стр 34 Зеленова

4 неделя

23-30 октября

«Что такое заповедник»

-познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги»

-воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства

-беседа о заповедниках России

-рассматривание иллюстраций с изображением редких животных

-рисование на тему «Красная книга России»

Стр 44 Зеленова

НОЯБРЬ

1 неделя

3-10 ноября

«История Ленинградской области»

познакомить детей с историческим прошлым Ленинградской области, с тем, как она появилась, кто ее основал, чем занимались ее жители

-подчеркнуть историческую значимость области для России

-беседа об истории возникновения Ленинградской области

-чтение литературных произведений

-рассматривание иллюстраций и фото современной Ленинградской области

Стр 3 Папка о Ленинградской обл

2 неделя

13-17 ноября

«Край мой родной - Бокситогорский район»

-уточнить знания детей о Бокситогорском районе

-формировать представление о городе Бокситогорске как о главном городе Бокситогорского района

-познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями Бокситогорского района

-беседа о Бокситогорске как главном городе Бокситогорского района

-рассматривание иллюстраций, открыток, фото с достопримечательностями Бокситогорского раона

Стр 2 Папка о Бокситогорском районе

3 неделя

20-24 ноября

«История возникновения герба поселка»

-закрепить и обобщить знания детей о символе родного поселка

-формировать уважительное отношение к гербу

-познакомить детей с символическим значением герба

-беседа о гербе поселка

-рассматривание иллюстраций герба родного поселка

Стр 53 Зеленова

4 неделя

27-30 ноября

«Малая родина. За что мы любим свой поселок»

-уточнить представления детей о родном поселке

-формировать понимание выражения «малая родина»

-закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка

-формировать гражданско-патриотические чувства

-рассматривание иллюстраций и фото о родном поселке

-беседа «История возникновения родного поселка»

-выставка работ на тему «Мой любимый поселок»

Дидактическая игра «Что в родном поселке есть»

-создание электронной презентации «Наш поселок»

Стр 82 Зеленова

ДЕКАБРЬ

1 неделя

4-8 декабря

«Города России»

-познакомить детей с такими городами РФ, как Санкт-Петербург, Великий Новгород и т.д.

-формировать представление о том, что Россия это огромная страна

-воспитывать чувство гордости за свою родную страну

-беседа о городах России

-чтение литературных произведений о городах России

-рассматривание иллюстраций с видами городов

Стр 69 Зеленова

2 неделя

11-15 декабря

        «Праздники России»

-познакомить детей с народными традициями, с празднованием праздников, таких, как Масленица, Святки и т.д.

-беседа о народных традициях и праздниках

-чтение стихотворений, литературных произведений

-выставка работ «Мой любимый праздник»

Стр 71 Зеленова

3 неделя

18-22 декабря

        «Я люблю свой детский сад»

-формировать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада.

-побуждать выполнять элементарные общепринятые правила поведения: быть благодарным за заботу, выражать благодарность словами

-беседа о профессиях людей, работающих в д/саду

-составление рассказа «Мое любимый детский сад»

-рисование «Я люблю свой детский сад»

Стр14 Иванова

4 неделя

25-29 декабря

«Мы – патриоты»

-обобщить знания о проекте

-формировать уважительное отношение к своей родной стране

-воспитывать гражданско-патриотические чувства

-итоговая беседа «Как я знаю свою Родину»

-чтение литературных произведений о Родине

-электронная презентация по проекту

Стр 76 Зеленова

Используемая литература

  1. Артемов В.В., «Страницы российской истории», Изд. Москва,2010 г.
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.: «Мы живем в России», Изд. Скрипторий. 2009 г.
  3. Голицина Н.С., «Экологическое воспитание дошкоьников»-М,2008 г.
  4. Иванова Т.В., «Система работы по воспитанию чувства патриотизма», Изд. Корифей, 2011 г.
  5. Новицкая М.Ю., «Патриотическое воспитание в детском саду», - М,2009 г.
  6. Ривина Е.К., «Герб и флаг России. Знакомим дошкольников с государственными символами», - М. 2012 г.
  7. Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А., «Нравственное развитие личности»,-Самара, 2011 г.
  8. Саморукова П.Г., «Методика ознакомления детей с природой в детском саду», -М, 2012 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР «Зима. Зимние забавы»

Тип проекта – исследовательски- творческий Срок реализации проекта: 25.12.2012 – 15.03.2013(средней продолжительности)Участники проекта:Дети старшей группы с ОНР МБДОУ№92 Взрослые: воспитате...

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы на тему "С чего начинается Родина?"

Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей:Познавательно-речевая;Художественно-эстетическая;физическая...

Творческий проект для детей старшей группы компенсирующей направленности " Здравствуй, лето!"

Летний информационно-исследовательский проект "Здравствуй, лето!" . Этот проект позволит спланировать воспитательно-образовательную работу с детьми в летний период в ДОО....

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности "Мусор-проблема настоящего".

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...

Проект для детей старшей группы "С чего начинается Родина"

Проект для детей старшей группы "С чего начинается Родина"...

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности №8 МБДОУ №11 города Донецка Ростовской области.

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности №8 МБДОУ №11 города Донецка Ростовской области. «Россия — Родина моя»Участники: воспитатели и дети  групп...

Проект для детей средней группы компенсирующей направленности. Тема: «История веселого пекаря»

Каждый человек мечтает получить знания и обрести ту профессию, которая будет приносить им радость и пользу в жизни. Поэтому в детском саду, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатели начинаю...