Конспект ООД по обучению основам финансовой грамотности «История возникновения денег» для детей 6-7 лет.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Платонова Ольга Игоревна

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по обучению основам финансовой грамотности  «История возникновения денег» для детей 6-7 лет.

 Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи.  
Закрепить знания детей о возникновении денег. 

Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор.

Развивать творческие способности.

Формировать умение работать в команде.

Материал: коробочка с монетами, ракушками,  деревянные палочки для выполнения рисунка на «золотых монетках», заготовки монет из пластилина, заготовки для росписи «китайских денег», карточки с иероглифами.

Ход занятия

Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся, и подарим им свои улыбки

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

(Дети здороваются).

Воспитатель: Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла для вас отличный сюрприз.  (Коробочка)

Воспитатель: Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясу коробочку, дать детям потрясти)

Дети: (Слушают) Деньги, деньги!

Воспитатель: Надо проверить. (Открываю). И, правда, денежки.

Воспитатель: Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.

Дети: Пять рублей, 10 рублей. 5 копеек.

ВоспитательА вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?

Дети: Да.

Воспитатель: А где вы сталкивались?

Дети:  Ответы.

Воспитатель: Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?

Дети:  Ответы.

ВоспитательПодумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно?

Дети:  Да.

Воспитатель: Мне тоже интересно. Почему ракушка здесь? А как насчёт того, чтобы стать настоящими исследователями, больше узнать о деньгах и  узнать, почему ракушка оказалась среди денег. Согласны?

Дети:  Да.

Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами отравимся в прошлое и узнаем, откуда появились  деньги и наша ракушка.
Дети заходят в «машину времени» берутся за руки.
Воспитатель. Мы оказались в древнем мире.


                           Подходим к зоне «Древний мир»

Воспитатель. Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Люди сами изготавливали необходимые для жизни вещи и добывали себе еду.

Одни охотились, другие ловили рыбу, третьи работали на земле…

Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на топоры, глиняные горшки меняли на кур, зерно на масло. Но это было неудобно. Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга.

И люди пришли к выводу, что нужны деньги.

У одних деньгами сначала были животные: овцы, коровы, козы. Другие стали расплачиваться шкурками белок, зайцев, лисиц. Те, кто жили около моря, расплачивались солью.

Воспитатель:  Как вы думаете, это удобно было? Почему неудобно?

Дети: Такие деньги в карман не спрячешь. Это было тяжело, занимало много места. 

Игра «Обмен»

Воспитатель:  как называются предметы, которыми обменивались люди? Дети: товар

На столе сумочки, а в сумочках находятся товары, которых у вас много. Возьмите, кому какая сумка нравится.

Вы должны договориться между собой постараться так произвести обмен, чтобы никому не было обидно. Например, у меня много яблок, а мне нужно молоко. Я договариваюсь с Машей и если ей нужны яблоки мы меняемся.

Воспитатель: Посмотрите, что получилось. Не имея денег, мы получили нужные товары. Все получили желаемый результат? Какие вы молодцы справились с задачей и обменяли один товар на другой. Состоялся обмен.

Воспитатель: как называется обмен товара на товар?

Дети: БАРТЕР.

Воспитатель: Обменивать товары действительно было очень сложно.

           Постепенно люди поняли, что деньги должны быть постоянными. Они не должны портиться, быть лёгкими, не терять своей ценности. Одними из первых денег был ракушки. В ракушках просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы. Они были лёгкими и не портились. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в коробочке оказалась ракушка?

Дети: Это древняя денежка.

Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена.

 В обмене было неудобным то, что весь товар приходилось носить с собой. Это было тяжело, и товар занимал много места.

Воспитатель: Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Выход нашли древние египтяне. 

Воспитатель: Ребята, предлагаю продолжить путешествие в прошлое.

Идут к машине времени. Зона «Древний Египет»

Воспитатель. Дети, мы оказались с вами в Древнем Египте.
Именно в Древнем Египте  изобрели заменитель вещи, на которую будет обмениваться нужный товар - первые в мире деньги.

Прошло еще много времени. Люди  научились добывать металл. И придумали делать деньги из металла. Так появились первые монеты. Металлические деньги отливали в форме брусков, колец, прутиков.

Потом на монеты стали наносить рисунок - чеканить их.


Первые деньги были каменными. Тогда деньги существовали лишь в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, удлиненными, полукруглыми и, конечно же, круглыми. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее. Деньги изготавливали из драгоценных металлов - золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. И рисунок наносили на монетки, какой угодно. Но это были драгоценные металлы и люди стали чеканить деньги из металла. 
Так появились металлические деньги
 - МОНЕТКИ. 
Кстати, когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка.
Практическая работа.  (работа за столами)
Воспитатель.
 Давайте и мы попробуем нарисовать монетки, как это делали в древности, будем мастерами. Берем палочки и по «металлу» выдавливаем нужный рисунок. Это могут быть точки, или различные элементы.
Воспитатель. Вот и мы с вами изготовили монетки, на которые мы нанесем свой  неповторимый узор.

 Воспитатель:  Вы просто молодцы, ребята, отлично справились с этим заданием.

Я предлагаю вам ваши работы поместить на стенд. Оформим выставку монет. Посмотрите на монеты друг друга. У всех они разные.
Справились с заданием, скорей отправляемся дальше в путешествие.

Воспитатель. Ребята, а сейчас  мы с вами посетим   древний Китай. 

Рассказ воспитателя. У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. И поэтому люди обратили внимание на бумагу. Так впервые появились на свете бумажные деньги.
Появились они в Китае, 812 году н.э. Сначала они были очень большого размера, как лист бумаги. Причина появления бумажных денег в Китае довольно проста: на территории Китая не хватало полезных ископаемых золота, серебра, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага, которая производилась из коры тутового дерева. А расписывались бумажные деньги иероглифами - китайскими буквами. 

                                  «Китайская мастерская» 
Воспитатель.
 Каждому из вас я приготовила заготовки для росписи, и вы,
как это в древности делали китайские мастера, должны кистью закрасить трафарет образца иероглифа (дети работают за столами). Звучит китайская мелодия.
 ( Дети вынимают образцы. Каждый иероглиф имеет свое значение, у Сережи - счастье, Кати - Солнце, Даши –Достаток).

Воспитатель. А сейчас мы с вами возвращаемся на нашу «машину времени»,  она нас перенесет в современный мир.


                                                 
 Современный мир

Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: А, как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

Дети:  Высказывают своё мнение.

Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может, мы это проверим?

ВоспитательУ меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. И на доске у нас карта. (карта на мольберте).

Воспитатель: Посмотрите на оборудование. Как вы думаете, что будут символизировать бумага?

Дети:  Бумага – купюры.

1. Эксперимент: - бумага мнётся, рвётся; монета нет.

ВЫВОД.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети:  Монета лучше. Она не мнётся и не рвётся.

Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2.Эксперимент

Дети:  Намочим бумагу.

Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Дети:  Она намокает.

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Дети:  Она развалится.

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Саша отметь в нашей карте.

ВЫВОД. Монета лучше. Она не размокает. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

ВоспитательА теперь разбейтесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.

3 эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Дети:  Предполагают.

ВоспитательДавайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

ВоспитательМожет, подуем?

- Что происходит с монетой?

- А что происходит с купюрой?

- Какой вывод сделаем? Что легче?

ВЫВОД. Купюра легче. На карточке напротив купюры ставим плюс, в этом эксперименте купюра показала лучшие качества.

4 эксперимент

ВоспитательЯ приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети:  Проверяют.

ВЫВОД. Купюру хранить удобнее. На карточке напротив купюры ставим плюс, в этом эксперименте купюра показала лучшие качества.

ВоспитательПосмотрите в карту. Кто выигрывает?

Дети:  Ничья.

ВоспитательА что значит ничья?

Дети:  Одинаковое количество плюсиков.

Бумага

Монета

1 эксперимент

-

+

2 эксперимент

-

+

3 эксперимент

+

-

4 эксперимент

+

-

Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети:  Размышляют.

ВоспитательВы правы, нужны нам и монеты и купюры.

ВоспитательРебята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?

Дети:  Банковская карта.

Воспитатель: А удобно ли пользоваться картой?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой вывод сделаем?

Ответы детей.

Воспитатель: А что нельзя купить за деньги?

Дети:  Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь)

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети:  Нисколько.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности «Потребности и семейный бюджет»

Формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний....

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей 6-7 лет. Тема: «История возникновения денег».

В материале представлен конспект НОД по обучению детей 6-7 лет основам финансовой грамотности в ДОУ....

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности. «Откуда пришли деньги»

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности. «Откуда пришли деньги»Задачи:- дать представление о том, что деньги –  удобное средство обмена;развивать интерес де...

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности «Зачем нужны деньги?» для детей 6-7 лет.

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности  «Зачем нужны деньги?» для детей 6-7 лет....