«Волшебница СОЛЬ»
проект по окружающему миру

Юранова Светлана Викторовна

Проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_sol.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Волшебница СОЛЬ»

 

Тип проекта – познавательно – исследовательский

Участники -  воспитатели, воспитанники средней группы

 Цель: расширить и обобщить знания о свойствах соли, формировать представление о соли, как необходимом для человека продукте. формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Гипотеза: предположим, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.

Актуальность заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Я выбрала соль. Соль есть на каждом столе, в каждом доме.

Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.

 

 Задачи:

 Образовательная область «Познавательное развитие»: Вызвать познавательный интерес у дошкольника об истории и добычи соли. Расширять представления о соли, ее свойствах и качествах, характере использования человеком. Приобщать к элементарному экспериментированию, способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями. Побуждать ставить цель, определять последовательность действий, оценивать и корректировать свои действия, радоваться результату экспериментирования.

 Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»: Расширять кругозор посредством приобщения к опыту познания окружающего мира. Пробуждать положительное, бережное отношение к окружающему миру.

Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»: Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Вызвать интерес к нетрадиционному рисованию (рисование солью).

Образовательная область «Речевое развитие»: Развивать свободное общение со взрослыми посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности. Приобщать к слушанию познавательной и художественной литературы.

Образовательная область «Физическое развитие»: Развивать мелкую моторику, координацию движений рук посредством продуктивной деятельности. Активизировать двигательную активность.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-дети познакомятся с некоторыми свойствами соли;

-дети научатся делать элементарные опыты, при небольшой помощи воспитателя формулировать выводы;

-у детей будет развиваться поисковая деятельность, повысится уровень владения связной речью, пополнится словарный запас; воспитанники станут более любознательными, станут бережнее относиться к используемым материалам.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

 Беседа: Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

«Хлеб – соль!» – так на Руси встречали гостей. Это – пожелание добра. Наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.

Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить.

В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.

8 тысяч лет люди используют соль в пище. Откуда она берётся? Из литературы мы узнали, что источниками соли являются моря и океаны. С древних времён соль добывали в залежах Мёртвого моря, оно считается самым солёным в мире. Также соль находится в природе, в виде залежей минерала галита, это – «каменная соль».

Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись. Без соли – нет. Человек может выдержать без соли не более десяти суток, так как прекращается пищеварение. Животным тоже нужна соль. Хищники получают её с мясом и кровью добычи, травоядные ищут выступы соли и лижут их.

Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого.

И наоборот, бессолевая диета применяется только в лечебных целях и проводится под наблюдением врача.

Сколько же соли нужно человеку в день?

Приготовленная пища, любое растение, молочные продукты – всё содержит соль. Суточная норма потребления соли 5 – 6 граммов (примерно 1 чайная ложка).

Свойства соли:

Выяснили, что соль твёрдая и состоит из кристаллов, на вкус солёная, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.

Мы провели опыты:

Опыт. «Свойства соли»

Мы рассмотрели соль и узнали, что она бывает мелкая, крупная и морская. Частицы соли похожи на кристаллики.

Она соленая, белого цвета, не имеет запаха. На ощупь соль сухая и сыпучая, растворяется в воде.

Вывод: Соль используют при приготовлении пищи.

Зная, что соль растворяется в воде, мы решили узнать, в какой воде она раствориться быстрее: в горячей или холодной?

Опыт. «Соль растворяется в воде».

Для этого опыта мы взяли 2 стакана. В один налили холодной воды, а в другой

– горячей (на стаканах обозначили температуру воды кружочками) В оба стакана насыпали по три ложки соли и хорошо перемешали.

В результате опыта мы увидели, что в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее. Но в одном и другом стакане она осталась прозрачной и бесцветной. Мы попробовали воду на вкус. Она стала соленой.

Вывод: Чем горячее вода, тем быстрее в ней растворяется соль.

Соль растворяется в воде, оставляя ее прозрачной и бесцветной.

Одним из самых веселых и удивительных опытов был опыт, который мы провели с яйцом.

Опыт. «Плавающее яйцо».

Мы взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. В один из стаканов насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали. Затем в стаканы опустили яйца. Там, где вода была пресная, яйцо сразу же опустилось на дно, а в стакане с соленой водой оно осталось на поверхности воды. Это было необыкновенное чудо, о котором мы даже не догадывались.

Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому яйцо не тонет.

Опыт. «Соль и лед».

Для этого опыта мы приготовили кусочки льда, положили их на тарелочку и сверху посыпали солью. Неожиданно для нас началось необыкновенное чудо: лед на глазах стал превращаться в воду. Что же произошло? Оказывается, лед от соли тает. На этом опыте мы еще раз убедились в том, что это свойство соли (растопить лед) используют зимой, когда обрабатывают дороги от гололеда.

Вывод: При взаимодействии льда с солью, лед начинает таять.

Опыт  «Окрашивание соли»

Мы решили проверить, можно ли окрасить обычную поваренную соль. Для окрашивания соли  использовали гуашь. Нам понадобились: чистая баночка, гуашь и соль. На лист бумаги мы налили гуашь,  насыпали туда соль и хорошо размешали кисточкой. Поставили соль сохнуть. На следующий день соль хорошо размяли, чтобы не было комочков, и засыпали в баночку, чередуя цвета.

 Благодаря исследовательской деятельности в ходе проекта, выяснили:

- что соль обладает полезными свойствами для жизни человека

- является интересным материалом для проведения опытов и творчества.

-участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет на тему: "Волшебница соль"

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Реализуя основную общеобразовательную программу МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка», изучая новинки ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебница соль».

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Волшебница соль». ...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы

Программное содержание:·        Расширять представления о соли её свойствах и качествах.·        Формировать способы зрительного и...

Проект "Волшебница - соль"

Тема проекта: «Волшебница - соль» для саршего дошкольного возраста. "Среди всех солей самая главная та,...

НОД "Волшебница-соль"

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познанию.Возрастная группа: старшая.Направление образования и развития (образовательная область): «Художественно-эстетическое развитие», интеграция ...

Интегрированное занятие "Волшебница соль"

Цель: Развитие познавательных способностей детей.Задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и видах соли; её значение в природе, в жизни человека.Развивать мышление,...

Волшебница -соль. "Соль и ее свойства"

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. З...