Экспериментирование «4 стихии»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Хмелева Анна Сергеевна

Цел занятия: Уточнить и расширить знания детей о роли воды, воздуха, земли, огня в жизнедеятельности человека. Закреплять умения детей получать новые знания в процессе экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экспериментирование "4 стихии"21.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Экспериментирование «4 стихии»

Возрастная группа: подготовительная группа

Форма НОД: экспериментирование

Задачи развития:

  • Способствовать развитию у детей навыков самостоятельного отбора средств и материалов для экспериментальной деятельности.
  • Способствовать развитию умения действовать в соответствии с алгоритмом.
  • Способствовать развитию любознательности, умению делать выводы и умозаключения в зависимости от результата опыта.
  • Расширять словарный запас детей за счет новых слов и понятий (стихия, полезные ископаемые, смерч, стихийное бедствие)

Задачи обучения:

  • Уточнить и расширить знания детей о роли воды, воздуха, земли, огня в жизнедеятельности человека.
  • Закреплять умения детей получать новые знания в процессе экспериментальной деятельности.
  • Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений.

 Задачи воспитания:

  • Воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к родной природе.
  • Способствовать развитию умения согласовывать свои действия, работая в группе для достижения совместного результата.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла к вам с очень интересным письмом, которое сегодня с утра пришло к нам в садик. Хотите прочитать его? (ответы)

 Смешарик Пин прислал нам письмо:  «Дорогие Ребята, обращаюсь к вам за помощью. Меня зовут Пин- я из сказочной страны Смешариков. Мои друзья, четыре стихии поссорились, решили выяснить кто из них важнее для человека и сильнее. Их срочно надо помирить и доказать, что они все очень важны, иначе может случиться беда и мир погибнет. Заранее благодарю. Ваш Пин».

В: Ребята, о каких четырех стихиях идет речь? (Вода, огонь, земля, воздух)

В: Давайте посмотрим фотографии, которые были приложены к письму. На них мы увидим, как наши стихии пытаются решить спор. (слайды с разрушительной силой стихий)

В: Посмотрите какие ужасные вещи творятся из-за спора, надо им срочно помочь и помирить их. А чтобы их помирить, мы покажем, что жизнь человека не возможна без какой- либо из них.

В: Итак, отгадайте первую загадку!

Я туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И ледяною быть могу. (Вода)

В: Для чего нам нужна Вода? (пьем, моемся, готовим….)

В: Правильно. Вода – очень ценный продукт. 

В: Ребята, рассмотрите внимательно картинки и ответьте, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо? (Дети отвечают).

Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. Любим водные путешествия и купание в водоемах. Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм.

В: Итак, Стихия воды заявила, что она очень важна и она есть везде: в человеке, в еде, в природе.

1 Опыт: Вода не имеет формы, вкуса, запаха.

 • Налить воду в стакан, вазу и пиалу, поднос и показать детям, что вода принимает разные формы, в зависимости от сосуда, в который она налита.

• Приготовить три стакана кипяченой воды на каждого ребенка, один стакан с простой водой, второй - с сахаром, третий - с солью. Попросить детей попробовать воду на вкус в трех стаканах, сделать вывод, что вода сама по себе вкуса не имеет, а принимает вкус, растворенного в нем вещества.

• Налить в стакан воду, дать понюхать детям, определить, что вода не имеет запаха, затем добавить в воду ароматизатор в виде жидкого мыла и предложить понюхать снова, вода приобрела аромат мыла.

В: Следующая загадка: 

Она богаче всех на свете,

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете,

И так красива на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Скажите, дети. (Почва. Земля)

В: Земля – то, на чем всё держится: дома, растения, человек. Реки с водой тоже текут по земле.

 - Рассмотрите иллюстрации. Скажите, земля для человека - это хорошо или плохо? (Ответы детей).

Хорошо: Мы видим на картинах, что в любое время года Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель. В Земле находятся полезные ископаемые. Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека (экологические катастрофы)

В: Стихия Земли утверждает, что без нее на нашей планете не будет ничего живого, и она тоже очень важна.

2 Опыт: Проведение  эксперимента «Землетрясение»

-  Наша земля - это опора, твердыня, основа. Мы по ней ходим, строим города, дороги.

- Но кроме пользы земля может нести большую опасность для всего живого. Природные явления бывают разрушительными. И самым разрушительным слывет землетрясение.

Все описать не хватит слов,

Весь город перекошенный.

Тут обрушения домов

И транспорт покорёженный.

      - Предлагаю вам смоделировать землетрясение в нашем центре и убедиться, так ли оно опасно.

Ткань на столе – это земля.  Попробуйте из имеющихся фигурок домов, машин, людей построить город. Каждый возьмитесь за края ткани и потрясите.

    - Что у нас получилось? Как вы думаете, опасно ли это явление для всего живого?

Физкультминутка

Руки все подняли выше

Чистым воздухом мы дышим. Руки вверх – глубокий вдох,

Руки плавно опускаем, Руки опустили – выдох

Отдыхаем, отдыхаем.

У костра мы все присели Присели

Свои ручки мы погрели, Руки вперед

А костер все выше, выше: Потянулись вверх на носочках

«Ты, костер, гори потише!» Присели

На земле могу скакать Прыжки на двух ногах

Раз, два, три, четыре, пять.

Могу даже покружиться Повороты вокруг себя

Ей могу и поклониться. Низкий поклон

   В: А теперь следующая загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит пути,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем (Воздух)

Воспитатель: А для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать) - Верно, мы дышим воздухом, и не только мы. Все животные, и даже растения дышат воздухом.

Ветер – это хорошо или плохо? Когда бывает плохо? (Ответы детей).

Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти. Плохо: Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. (Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья).  

В: Стихия воздуха утверждает, что она есть везде. И без воздуха человек может прожить только около двух минут.

3 Опыт: Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

 Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

      Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

В: Ребята, осталась последняя загадка:

Нельзя понюхать и сорвать

Цветочек этот аленький.

Бывает он большой-большой,

Бывает очень маленький.

И воду он совсем не пьёт,

А если выпьет, то умрёт. (Огонь)

В: Огонь – одно из важнейших явлений за всю историю человечества. К стихии огня можно отнести не только огонь, но и спичку, свечку, костер, лампу, фонарь, молния и конечно же солнце. Огонь дает нам тепло, позволяет приготовить пищу, он освещает нам путь и жилище, так же он используется для получения посуды (обжиг), не одно производство не обходиться без огня.

 - А как человек использует огонь? (Готовит пищу, кипятить чайник, греет жилище).

-Как вы думаете, огонь для человека, это хорошо или плохо? Ответы.

Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы. Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, а ядерная даже моментально испарить человека.

В: Огонь утверждает, что он тоже очень важен для всего живого.

4  Опыт: У меня для вас есть небольшой подарок. Это карты для эксперимента с огнем. Я предлагаю вам с ним познакомиться дома и вместе с родителями провести его. (раздать карты)

В: -А вам понравилось путешествие? С какими стихиями вы познакомились? (Огонь, вода, воздух, земля).

- А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос: Какая стихия самая важная для человека Дети отвечают и обоснуют свой ответ.

 - Правильно! Каждая стихия необходима и важна. И человечество погибнет, если они не будут в гармонии. Очень важно, дети, воздух был чистым и свежим, Вода прозрачной, Огонь помогал нам, а не пугал, а земля кормила нас, как и прежде!

 - Посмотрите на картинку: все стихии очень тесно взаимосвязаны между собой и человек пользуется ими. И чтобы природа служила человеку долгие годы необходимо ее беречь.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь,

Все это называется – природа,

Давайте же всегда ее беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим стихи по мнемотаблицам "Колючие стихи "

Презентация содержит текстовый материал для заучивания с помощью мнемотаблиц...

Стихи детям о весне и весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)

Стихи о весне и о весенних праздниках (8 марта, стихи о маме, день космонавтики, день земли, 9 мая)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Картотека стихов. Правильное ударение. Стихи- запоминалки.

Картотека стихов. Правильное ударение. Стихи- запоминалки. ...

Стихи для детей, стихи о ФГОС, стихи о празднике 8 марта, стихи

Сочиняю стихи для детей и  для взрослых, пишу сказки....

Стихи к Дню Победы. Стихи о Родине. Стихи о педагоге

Как и у каждой семьи, в нашей есть свои совместные увлечения. Мы любим сочинять стихи. Темы бывают совершенно разными. Бывает, что к одному придет муза, складывается пару строк и другие подхватывают н...