Конспект НОД сюжетно - ролевой игры в старшей группе «Экологический патруль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Колесникова Анастасия Шакировна

Цель: формирование предпосылки экологического сознания путем обогащения знаний детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую деятельность.

 

Образовательные задачи:

1. Формировать представлений об истинных человеческих ценностях, нормах нравственной модели поведения человека в природе.

2. Систематизировать знания детей о лесе, реке, животном и растительном мире; пополнять знания детей о правилах поведения на природе;

3. Обогащать словарный запас детей: патруль, эколог, экологическая катастрофа.

4. Совершенствовать навыки игровой деятельности детей: распределять роли, выбирать атрибуты для игры, планировать игровую деятельность и производить игровые действия в соответствии с намеченным планом.

 

Развивающие задачи:

1. Создавать благоприятную предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для развития игровой и познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

2. Развивать коммуникативные навыки;

3. Способствовать развитию мышления, памяти, творческого воображения;

 

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе; воспитывать культуру экологического мышления (желание не засорять почву и водоемы, заботиться об их обитателях; способность умение применять нравственные нормы на практике);

2. Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к результатам чужого и своего труда.

3. Воспитывать уважение к деятельности защитников природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_ekologiya.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД сюжетно - ролевой игры в старшей группе «Экологический патруль»

Цель: формирование предпосылки экологического сознания путем обогащения знаний детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую деятельность.

Образовательные задачи:

1. Формировать представлений об истинных человеческих ценностях, нормах нравственной модели поведения человека в природе.

2. Систематизировать знания детей о лесе, реке, животном и растительном мире; пополнять знания детей о правилах поведения на природе;

3. Обогащать словарный запас детей: патруль, эколог, экологическая катастрофа.

4. Совершенствовать навыки игровой деятельности детей: распределять роли, выбирать атрибуты для игры, планировать игровую деятельность и производить игровые действия в соответствии с намеченным планом.

Развивающие задачи:

1. Создавать благоприятную предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для развития игровой и познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

2. Развивать коммуникативные навыки;

3. Способствовать развитию мышления, памяти, творческого воображения;

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе; воспитывать культуру экологического мышления (желание не засорять почву и водоемы, заботиться об их обитателях; способность умение применять нравственные нормы на практике);

2. Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к результатам чужого и своего труда.

3. Воспитывать уважение к деятельности защитников природы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Планируемый результат: развитие предпосылок экологического сознания ребенка; развитие познавательной активности детей за счет обогащения знаний об окружающем мире; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; обогащение предметно-развивающей среды группы.

Оборудование и материалы: макет реки, декорации леса, игрушки (дикие животные, рыбы, пресмыкающиеся), план - карта, наборы для игр «Ветеринарная лечебница», «Спасатели», «Лаборатория», видеозапись «Полёт вертолёта».

Предварительная деятельность: игры «Ветеринарная лечебница», «Спасатели», «Лаборатория». Беседы на экологическую тематику. Чтение литературы на экологические темы (см. картотеки «Экологические стихи», «Экологические рассказы»).

Ход:

Воспитатель привлекает детей к себе:

Воспитатель: Дети! В наш детский сад пришла телеграмма. «Внимание! Экологическая катастрофа! В нашем лесу случилась беда. В реке пропала вся рыба. В опасности жители леса - многие из них заболели. Спасите! Помогите! Лесные обитатели». Дети, а что такое катастрофа?

(ответы детей).

Воспитатель: Какие катастрофы вы знаете?

Дети: Пожар, землетрясение, наводнение.

Воспитатель: Правильно. Ребята, в телеграмме лесные обитатели пишут об экологической катастрофе. Что это такое, как вы думаете?

(дети высказывают свои суждения).

 

Воспитатель: Да, это серьезное бедствие, которое случается в природе, когда страдают леса, реки, животные, птицы, насекомые. А, часто и совсем пропадают. Экологические катастрофы часто происходят по вине людей и наносят непоправимый вред природе. Например, люди строят заводы и фабрики, которые выпускают в воздух дым, а в воду разные вредные вещества, вырубают леса, в которых водятся животные и птицы. Все это приводит к экологической катастрофе в природе.

Дети, а вы хотите отправиться на место происшествия и спасти животных?

Дети: Да.

Воспитатель: Дорога туда нелегка. Давайте рассмотрим карту местности.

(рассматривают карту, на ней изображены лес, река и набольшая полянка у реки).

Воспитатель: Ребята, что вы видите на карте?

(дети отвечают.)

Воспитатель: А дорогу вы видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: На чём же мы можем туда добраться?

(предположения детей – на вездеходе, внедорожнике, самолете, вертолете).

Воспитатель: Правильно, туда можно добраться только на вертолёте! Ребята, давайте мы с вами создадим экологический патруль – скорую спасательную экспедицию и отправимся на место происшествия. Как вы думаете, люди, каких профессий занимаются экологическими катастрофами?

Дети: Спасатели, ветеринары, экологи.

Воспитатель: Кто такие экологи?

(дети рассказывают)

Воспитатель: Я с вами полностью согласна. Экологи - ученые, которые изучают природную среду, берут пробы воды, почвы, образцы растений. Они исследуют их и делают выводы, как можно помочь природе. Кто из вас кем будет?

Дети распределяют роли, высказывают свои желания. Совместно выбирается главный спасатель. Воспитатель помогает с выбором, принимает на себя роль начальника спасательной экспедиции.

Воспитатель: А теперь пора приготовиться к путешествию!

Воспитатель интересуется, что нужно взять с собой и предлагает загрузить все необходимые материалы и вещи в спасательный сундук.

Дети переодеваются, собирают все необходимое, сооружают вертолет из стульев, загружают в него все необходимое оборудование и строятся возле вертолета.

Главный спасатель: Команда к полету на место происшествия готова? Занять место в вертолете!

Включается видеозапись «Полёт вертолёта».

Воспитатель: Пока мы летим, давайте выясним, чем мы займемся.

Дети совместно с начальником спасательной экспедиции обсуждают план действий:

- После прибытия на место, нам нужно выяснить, что же произошло.

- Спасателям провести спасательные действия.

- Экологам взять пробы воды в реке и провести исследования, взять образцы растений в лесу и выяснить, в каком состоянии находится лес.

- Ветеринарам оказать помощь пострадавшим животным.

Воспитатель: Задача ясна?

Дети: Да!

Воспитатель: Чтобы нам быть на связи, я даю вам рации. Держитесь на связи! Докладывайте мне о том, что происходит по рации.

Главный спасатель: Мы приближаемся к месту. Приготовиться к посадке!

Дети выходят из вертолёта, перед ними река и лес, по берегу реки разбросаны ветки, хворост, в реке плавают пятна нефти (бензина, мусор, пустые бутылки. В лесу разбросан мусор, лежат больные звери.

Главный спасатель командует приступить к своим обязанностям. Игра начинается.

Предполагаемые действия:

- Воспитатель (начальник экспедиции) со спасателем или ветеринаром разбивает лагерь, ставит палатку.

- Экологи проводят исследования воды в реке, растений в лесу.

- Ветеринары обследуют пострадавших животных, относят их для лечения в лагерь и там оказывают первую помощь животным.

- Спасатели собирают мусор в ведра, убирают из реки бензиновые пятна.

- После того, как вода очищена, эколог делает повторные пробы воды, которые показывают, что вода стала чистой и дает распоряжение выпустить в воду рыбу.

- Эколог, исследующий растения, сообщает о результатах и сажает новые растения.

- Главный спасатель докладывает о том, что работа по очистке реки закончена.

- Ветеринары докладывают, что все животные вылечены и животных можно отправить в лес.

Раздается аудиозапись «звуки природы»

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться. Прошу всех собрать свои вещи и пройти на посадку в вертолёт.

Включается видеоролик «Полёт вертолёта»

Во время полета проводится обсуждение проделанной работы.

Воспитатель расспрашивает спасателей, о том, что они обнаружили на месте экологической катастрофы на реке.

- Что вы увидели на берегах реки и в воде? Почему это произошло? Кто виноват в засорении реки?

- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (ответы детей)

- Что вы сделали, чтобы вода стала чище? (ответы детей)

- Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут засорять водоемы? (ответы детей)

- Ребята, скажите, как предотвратить загрязнение водоемов? (ответы детей)

- Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины и велосипеды. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.

Воспитатель: Что же произошло в лесу? От чего пострадали животные? Что нужно делать, чтобы в лесу было чище? 

(ответы детей). 

Воспитатель:  Правильно. Леса – это легкие нашей планеты, наше богатство. Нужно бережно относиться к нему, при посещении леса гасить за собой костры, убирать весь мусор, не разрушать гнезда, муравейники, места обитания диких животных.

(После посадки, дети выстраиваются возле вертолёта).

Воспитатель: Ребята, я как начальник спасательного патруля, благодарю вас за мужество, сплоченность и настойчивость, проявленные в ходе выполнения спасательных работ, благодаря совместной слаженной работе нам удалось предотвратить большую экологическую катастрофу, сохранить жизнь животным, птицам и вручаю вам медали «Защитники природы».

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилась работа нашего экологического патруля? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей).

- Кому помогали? (ответы детей).

- Что нового узнали? (ответы детей).

- Какой вывод мы сегодня сделали? (ответы детей).

Берегите, ребята, природу!

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект руководства сюжетно – ролевой игры в старшей группе Тема: «Морское (подводное) путешествие»

Конспект руководства сюжетно-ролевой игры в старшей группе "Морское (подводное)путешествие" с использованием мобильных ширм...

Моделирование сюжетно -ролевой игры "Поликлиника" старшая группа Конспект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"

Содержание игры:Способы вовлечения в игру детей, имеющих различные способности, особенности и интересы.Ситуация удивления для развития и обогащения сюжета.Усложняющие занятия для детейОборудование...

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры в старшей группе "Поездка в театр"

Задачи: Закрепление представлений детей о театре, о труппе театра, работниках театра. Развитие умения разыгрывать спектакль по знакомой сказке. Развитие умения выразительно передавать в речи...

Конспект НОД сюжетно-ролевой игры в старшей группе "Экскурсии по интересным местам"

формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, менять игровую роль в ходе развёртывания сюжета, активизировать речевое взаимодействие детей в игре; в игре с воспитателем формировать умение...

Экологическая сюжетно-ролевая игра в старшей группе

Педагог приносит в группу посылку: в ней карта Африки с сигналом SOS, конверты с разрезными картинками. И говорит детям: - Ребята, сегодня утром нам принесли посылку. Вы знаете, зачем нам прислал...

Конспект сюжетно - ролевой игры в старшей группе «Экологический патруль»

формирование предпосылки экологического сознания путем обогащения знаний детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую деятельность....