Экологический проект "Покормим птиц зимой"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проблема: Недостаточные представления детей о зимующих птицах. Как помочь пернатым друзьям зимой? «Покормим птиц зимой» - что я знаю об этом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 120.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологический проект в подготовительной группе
" Аквариум" воспитатель Низамова Д.А.
2016 год
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А.Яшин
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта: «Покормим птиц зимой».
2. Авторы проекта: Низамова Д.А.
3. Кадры: заведующий, старший воспитатель, воспитатели, дети подготовительной группы и их родители.
4. Адрес организации: г.Бугуруслан, ул.Фрунзе, 60
5. Телефон: 8-353-52-2-08-93
6. Вид проекта и тип: краткосрочный, информационно-творческий
7. Цель, направление деятельности проекта: расширение кругозора, развитие познавательной деятельности детей.
8. Краткое содержание проекта: познавательная деятельность - занятие (НОД); рассматривание книг, открыток, буклетов, фотографий о птицах; просмотр видеофильмов; подбор научно- популярной и художественной литературы; иллюстрированного материала по данной теме; преобразование предметно-игровой среды группы (в книжном уголке); дидактические, настольно-печатные и пальчиковые игры; сюжетно-ролевые игры; театрализованная деятельность; тематические беседы; наблюдение за птицами, прилетающими на участок; выставка детских рисунков и аппликаций; изготовление кормушек; оформление стенда на тему: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей!».
9. Место проведения: МБДОУ № 1 детский сад «Теремок»; группа «Аквариум».
10. Сроки проведения: 1 месяц.
11. Возраст детей: 6-7 года.
12. Количество участников: 27 детей и 2 взрослых.
Проблема: Недостаточные представления детей о зимующих птицах. Как помочь пернатым друзьям зимой? «Покормим птиц зимой» - что я знаю об этом
Актуальность:
Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.
Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.
Участие в конкурсе «Покормим птиц зимой» в рамках проекта способствует созданию условия для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в подготовительной группе проекта «Птицы зимой» можно считать своевременным и актуальным.
Гипотеза: Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.
Цель : Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Задачи : -Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.
-Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.
-Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.
-Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.
Вид проекта: информационно- творческий
Продолжительность : краткосрочный (1месяц)
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
• Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный
• Обсуждение цели и задач с детьми.
• Создание плана проекта
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический)
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах
• Заготовка корма для птиц
• Работа с родителями: изготовление кормушек, информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»
• Использование игровой, познавательной, продуктивной, коммуникативной деятельности.
• Чтение художественной литературы по теме .
•Просмотр мультфильмов, презентации «Покормите птиц зимой».
•Наблюдения за птицами на прогулке, экскурсия в парк.
III этап - заключительный
• Оформление стенда «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей!»
• Итоговое занятие «Как мы птицам помогали»
• Обработка результатов по реализации проекта.
Содержание работы
№ | Содержание | Участники проекта |
1 | Беседа «Покормите птиц зимой» | Воспитатель. дети |
2 | Дидактическая игра «Накорми птиц» | Воспитатель. дети |
3 | Изготовление кормушек | Воспитатель, родители, дети |
4 | Наблюдение за птицами у кормушки | Воспитатель. дети |
5 | Просмотр мультфильма А.Плещев «Дети и птичка» | Воспитатель. дети |
6 | Свободное творчество «Книжки - раскраски» | Воспитатель. дети |
7 | Художественное творчество. Пластилинография «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей!» | Воспитатель. дети |
8 | Игра «Разрезные картинки» | Воспитатель. дети |
9 | Просмотр презентации «Птицы зимой» | Воспитатель. дети |
10 | Игра инсценировка «Узнай птицу» | Воспитатель. дети |
11 | Художественное творчество. Аппликация «Птички - синички» | Воспитатель. дети |
12 | Дидактическая игра «Верю – не верю» | Воспитатель. дети |
13 | Приготовление угощения для птиц | Воспитатель. дети |
14 | Подвижная игра «Птицелов» | Воспитатель. дети |
15 | Разучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой» | Воспитатель. дети |
16 | Создание копилки загадок о птицах | Воспитатель. дети |
17 | Дидактическая игра «Закончи предложение» | Воспитатель. |
18 | Выставка рисунков «Наши пернатые гости» | Воспитатель. дети |
19 | Чтение детям произведений о птицах | Воспитатель. дети |
20 | Оформление стенда «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей!» | Воспитатель. дети |
21 | Итоговое занятие «Как мы птицам помогали» | Воспитатель. дети |
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
Наметила план движения к поставленной цели, который обсудила и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей . Так, во время прогулки я обратила внимание детей на то, что на участке детского сада, во дворах около жилых домов стало больше птиц. Почему? Дети могут объяснить причину, воспитатель помогает: «С наступлением холодов корма для птиц становиться всё меньше; спрятались насекомые, срывается ветер, а снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в нашей помощи и заботе». На участке дети находят письмо от птиц с призывом о помощи. Ребята увлекаются желанием помочь птицам перезимовать. Формулируется проблема «Как помочь птицам выжить зимой?» После чего дети вовлекаются в решение проблемы .
Основной этап (практический)
Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся., чем им могут помочь люди. Для этого я провела с детьми беседу о жизни птиц зимой.
Тема: «Покормите птиц зимой»
Цель: формировать у обучающихся обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, воспитать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.
Задачи:
Воспитательные
Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам
Развивающие
- способствовать развитию любознательности, наблюдательности, познавательной и мыслительной активности;
- активизировать основные психические процессы (внимание, память, образное мышление);
- поддерживать сенсорно - перцептивные процессы (аудиальные (слуховые), визуальные (зрительные), кинестетические (чувственные);
- активизировать связную речь детей, продолжать делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми предложениями (4-5 слов в предложении), сочетать существительные с глаголами и прилагательными.
Обогащение словаря: «зимующие птицы», «перелётные птицы», кормушка.
Активизация словаря: холод, голод, заботиться, подкармливать.
Образовательные
- уточнить представление о причинах отлёта птиц;
- закрепить понятия «зимующие птицы» и «перелётные птицы», научить выделять их характерные особенности,
- уточнить и расширять знания детей о зимующих птицах (сороки, снегири, синицы, клесты).
Материал к НОД: картинки зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; картинка кормушки; презентация «Зима в лесу»; формочки для изготовления кормушки, бутылочки с водой; семена растений.
Предварительная работа
Чтение сказки Н. В. Нищева «Как сорока клеста судила» (других рассказов о зимующих птицах).
Рассматривание картин, составление рассказов по серии картин.
Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чье», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Прочитай слово», «Назови птенчиков».
Наблюдение за птицами во время прогулки (воробьи, сороки, вороны, клесты).
Я предложила ребятам сделать необычный календарь, где каждый день мы будем отмечать птиц прилетающих на наш участок и назвать его «Гости нашего участка» Ежедневно в одной колонке мы будем помещать птиц прилетавших к кормушке, а в другой колонке птиц прилетающих на участок . Эта идея очень понравилась ребятам.
Следующий шаг, привлечение родителей к проблеме. Вначале я поместила в родительский уголок информацию «Покормите птиц зимой». Затем предложила родителям поучаствовать в акции добрых дел «Смастери кормушку». Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим вместе с детьми.
Через дидактические игры, дети узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, при этом развивается речь, мышление. Для этого использую такие игры как:
Дидактическая игра «Накорми птиц».
Задачи: дать знание о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.
Ход игры:
Дети получают большие карточки с изображением птиц. Воспитатель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос: какая птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины и т. д.
Дидактическая игра «Разрезная картинка».
Собрать из частей птиц (синица, сорока, клесты)
Дидактическая игра «Верю – не верю»
Задачи: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.
· Клесты выводят птенцов зимой.
· У синицы желтая грудка.
· У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?
· У сороки длинный черный хвост.
· У свиристеля на голове хохолок.
· Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?
· Ворона питается остатками пищи.
· Клесты любят семена шишек.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: закрепить знание детьми пословиц о птицах, развивать память, речь.
Ход игры: воспитатель читает пословицу, а дети должны закончить ее.
Птицы нахохлились – (к непогоде.)
Снегирь под окном зачирикал на снегу –( к оттепели и слякоти).
Дидактическая игра “Прилетели птицы”
Цель: развитие фонематического слуха.
– Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы.
Все вы – молодцы!
Игра - инсценировка “Узнай птицу!”
Цель: развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых.
Ведущий: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Ребята попробуйте угадать какие птицы живут в лесу.
Выходят дети, каждый из которых изображает свою птицу. Птицы представляются.
Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.
Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.
Ну и конечно игровая деятельность неразрывно связана с подвижными играми. Игры «Птицелов», «Филин и пташки» учат детей подражать птичьим голосам.
Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц. Они заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», чистят и подправляют кормушки, пополняют кормушки собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются синицы и воробьи, им такой прием очень нравится. Наблюдая за птицами, мы заметили, что, пополняя кормушки в одном и том же месте и в одно и тоже время, птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов.
Вместе с ребятами мы приготовили изысканное угощение для птиц: в маргарин добавили нежареные семечки, пшено, тертую морковь, кукурузную крупу, хлебные крошки и т. д. Тщательно перемешать, разложили по формочкам, не забывая вложить внутрь крепкую веревочку, и поставили в морозилку. Когда пирожки застыли, повесили их на ветки деревьев и положили в кормушки. Птицы нам сказали спасибо.
Дети и дома готовили корм для птиц.
Для ознакомления с внешним видом и строением пернатых мной были использованы альбомы с репродукцией о зимующих птицах и птицах прилетающих к нам в гости на зимние холодные месяца.
Дети с большим интересом раскрашивали птиц в раскрасках.
Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, формировать лексико-грамматический строй речи, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время помогает природоведческая литература. Мы с ребятами прочитали такие произведения как: С.Грибицкий, В.Чаплин «Чем дятел зимой кормится», «Зимние гости»; Н.Сладков «Кусок хлеба», В. Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», А. Горький «Воробьишка», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Скребицкий «Берегите птиц», Т. Шорыгина «Птицы. Какие они? », Энциклопедия «Зимующие птицы». Разучили стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой»
Просмотр мультипликационных фильмов «Серая шейка» и «Дети и птичка» не оставил равнодушных никого среди воспитанников. Эти фильмы вызвали не только у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой, но и желание им помогать.
Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о птицах, закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью птицы к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки ребята научились вместе с презентацией «Птицы зимой»
При реализации данного проекта во время занятий использовала принципы интеграции образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие) . На занятиях детей не только знакомила с жизнью птиц зимой, но и учила передавать образ птицы в лепке, рисовании, аппликации.
III этап - заключительный
В заключительном этапе мы с ребятами оформили стенд "Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей!"
Итоговое занятие «Как мы птицам помогали» показало, что у детей сформированы природоведческие знания, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Итоги:
В ходе совместной работы дети получили навыки практической деятельности по изучению и охране зимующих птиц, более широкие и разнообразные, чем это возможно в рамках обычных предметных занятий. В ходе экологической акции совместно с детьми родители изготовили 6 кормушек из различных материалов, затем развесили их на участке детского сада
Дети и родители познакомлены с правилами подкормки птиц, необходимостью подкормки птиц в зимнее время.
Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость.
Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах.
Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа. Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвали интерес к птицам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг по экологическому воспитанию: "Птицы зимой"
-вызывать интерес к окружающему миру;-формировать реалистические представления о природе;-закреплять элементарные знания о том, чем кормятся птицы зимой;-расширять знания об особенностях внешнего вида...
Экологический досуг "Птицы зимой"
Досуг по экологическому воспитанию "Птицы зимой" для детей средней группы...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птиц зимой не забывайте, корм в кормушку подсыпайте!»
Экологический проект «Птиц зимой не забывайте, корм в кормушку подсыпайте!»...
Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.
Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...
Путешествие по экологической тропе. Птицы зимой.
Путешествие по экологической тропе. Птицы зимой....
ДОСУГ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ: "ПТИЦЫ ЗИМОЙ"
Цель:-вызывать интерес к окружающему миру;-формировать реалистические представления о природе;-закреплять элементарные знания о том, чем кормятся птицы зимой;-расширять знания об особенностях внешнего...