Проект по развитию познавательной деятельности "Три стихии"
проект по окружающему миру

Белоус Юлия Владимировна

Данный проект ставит своей целью научить детей видеть и чувствовать красоту мира, стимулировать интерес к исследовательской деятельности и осознанно постигать законы окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_stihii.docx73.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко»

План - проект

по развитию познавательной деятельности

на 2014 – 2015 учебный год

Возрастная группа: разновозрастная для детей с 3 до 7 лет

Специфика группы: коррекционная (для детей с ЗПР), разновозрастная

Разработчики проекта:         Белоус Ю. В., воспитатель,

                                        Егорова А. М., воспитатель.


Пояснительная записка

Все, что окружает нас в пространстве и существует во времени, принято называть окружающим миром. Люди, предметы, сооружения, созданные людьми, природа и ее явления: воздух, вода, земля, растения, животные, космос, все это проявляется, соотносится, развивается в определенном порядке. Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития.

Знания - это ценные накопления не только отдельной личности и отдельного народа, но и человечества в целом, это способы передачи ценных накоплений от поколения к поколению. Автоматического приобщения к окружающей действительности не произойдет, если с детства не выработана потребность в ней, если ребенка не окружала когнитивно - познавательная среда. Основы стремления к познанию закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Данный проект ставит своей целью научить детей видеть и чувствовать красоту мира, стимулировать интерес к исследовательской деятельности и осознанно постигать законы окружающего мира.


Тип проекта – познавательный

Форма проведения – групповая

Возраст участников – от 3 до 7 лет

Сроки исполнения – 2014 - 2015 учебный год

Цель – стимулирование интереса к изучению окружающего мира путем непосредственного включения ребенка в процесс познания

Задачи:

  • пробуждение познавательной деятельности, образного творческого мышления;
  • воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру;
  • формирование системных представлений об окружающем.

Гипотеза – целенаправленное восприятие ребенком закономерностей окружающего мира, воспроизведение их в своей деятельности приводит к пробуждению познавательного интереса и саморазвитию.

Предполагаемый результат – формирование навыков познавательной деятельности

Работа с родителями – консультации, презентация результатов проектной деятельности

Презентация проекта – выставка продуктов творчества детей, фото и видеоматериалы.


Ι этап. Воздух

1. Наблюдения на улице за ветром.

2. НОД «Ветер, ветер, ты могуч»

3. Рассматривание иллюстраций с изображением ветреной погоды

4. Рисование «Дерево на ветру»

5. Просмотр видеоматериалов о воздушных стихиях

6. Опыты с воздухом

ΙΙ этап Вода

1. Наблюдения на улице: снег, лед, морозные узоры

2. НОД «Эта волшебница вода»

3. Рассматривание картины с зимним пейзажем

4. Рисование «Снежинка»

5. Просмотр видеоматериалов о воде

6. Опыты с водой

IΙΙ этап Солнце

1. Наблюдения на улице: тени, рост растений, закат

2. НОД «Сказка о солнечном лучике»

3. Рассматривание иллюстраций о временах года

4. Рисование «Радуга»

5. Просмотр видеоматериалов о солнечной системе

6. Опыты с солнечным лучом


Методическая литература:

1. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998

2. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998

3. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно – экологического образования и нравственного воспитания детей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998

4. Комарова. Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

5. Лаптева Т. Соленое тесто / оригинальные идеи для веселого творчества. – М.: Эксмо, 2011


I ЭТАП «Воздух»

Наблюдения на улице

  1. Понаблюдать, как плывут облака. В одну ли сторону они движутся? Часто бывает, что они плывут в разные стороны. Кто их гонит? Ветер. Можно сравнить ветер с пастухом, который подгоняет барашки-облака. Значит и ветер движется в разные стороны. Кроме того, может различаться скорость движения облаков в зависимости от силы ветра.

  1. Если взять на прогулку вертушку, то можно увидеть ветер в «действии». Когда есть ветер, то крылья вертушки движутся.

  1. Можно взять мешочек из легкой ткани. В ветреную погоду, развернуть его так, чтобы он раздулся от ветра. Такие мешочки, но только побольше, можно найти на аэродромах. Они помогают узнать направление ветра, что очень важно для полета самолетов.

  1. Понаблюдать, как кружатся, падая с деревьев, листья и летающие семена, например клена; как далеко их уносит ветер, какой он силы – срывает ли шапку с головы, колышет шарф.

  1. Надуть воздушные шары (тоже воздух!) и посмотреть их полет в ветреную погоду. Как они летят, проследить их путь, скорость, высоту полета. Рассказать, как летают воздухоплаватели на больших воздушных шарах.

  1. Наблюдение за полетом птиц в небе. Птицам при полете помогают крылья, которыми они машут, чтоб подняться в воздух. Птицы – единственные животные, у которых есть перья. (Можно рассмотреть перо, убедившись, что оно чистое, продезинфицированное). Перья очень легкие – «воздушные», а сам крылья широкие, плоские. Крыльями птицы словно бы «отталкиваются» от воздуха и парят, летят в небе.

Просмотр видеоматериалов.

Просмотр фрагментов документального фильма «BBC. Ветер: бури, ураганы»


Познавательное развитие.

ООД Формирование целостной картины мира

на тему «Ветер, ветер, ты могуч…»

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе человека.

Оборудование и материалы: Картины с изображением ветреной и безветренной погоды.

Предварительная работа: Просмотр фрагментов документального фильма «BBC. Ветер: бури, ураганы»; наблюдения за ветром на улице; прослушивание музыкальных произведений со звуками природы

Литература: Н. А. Рыжова. Воздух-невидимка / Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки об одном невидимке, а вы постарайтесь их отгадать.

  1. Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать?

  1. Хоть бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но, бывает,

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает –

Так порою он сердит!

Только что он был везде,

Миг – и нет его нигде.

Воспитатель: Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбираем как можно больше разных глаголов, выслушиваем детей, обобщаем).

Дети: Ветер может дуть, шуметь, свистеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, налететь, унести шапку, освежить, закружить, свистеть, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и др.

Воспитатель: Да, ребята, ветер многое умеет делать. А может ли он навредить человеку?

Дети: Иногда разрушает дома, может перевернуть автомобили, сбросить в снег, задуть пыль в глаза, сорвать с головы шапку, сломать деревья в парке.

Воспитатель: А как ветер помогает нам?

Дети: Надувает паруса, вертит крылья мельницы, толкает воздушный шар и т.д.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем, представьте, что вы – деревья и на вас дует сильный ветер (физминутка «Дерево на ветру»)

Ветер дерево качает,                Стоя, руки вытянуты вверх

Влево, вправо наклоняет,        Наклоны влево, вправо

И вперед, и назад,                        Наклоны вперед и назад

Листья тихо шелестят.                Шевеление пальчиками рук

Воспитатель: Вот он какой разный, может быть и добрым волшебником, и злым колдуном. А теперь давайте вместе подумаем, каким может быть ветер? (Подбираем определения)

Дети: Колючий, ласковый, приятный, прохладный, пронизывающий, слабый, сильный, освежающий, ураганный…

Воспитатель: А чем отличается зимний ветер от летнего? Послушайте стихотворение А. Костецкого о зимнем ветре

Февраль

Знай свищет ветер-лиходей,

в поземке прячет след звериный,

взвывает над лесной рябиной,

остатки ягод рвет на ней.

Что из норы, что из дупла

лесным жильцам в такую стужу

и нос не высунуть наружу:

уж больно вьюга нынче зла…

Лишь старый дуб скрипит-поет:

- Ну и чудак ты, ветер зимний.

Как ни шуми, как ни грози мне,

ведь все равно – весна вот-вот!

Воспитатель: (Обращает внимание на картинки с изображением ветреной и безветренной погоды) Ребята, скажите, на каких картинках есть ветер, а на каких нет? Как вы это определили, по каким признакам?

Дети: Там, где на картинке ветер – наклонены деревья, поднимается пыль, летят листья, треплет одежду людей, шторм на море и др.

Воспитатель: Как вы думаете, откуда берется ветер? Предлагаю провести опыт!

Над батареей прикрепляются полоски бумаги или ленты. Пусть ребята потрогают батареи, чтобы удостовериться, что они теплые.

Воспитатель: Какой воздух над батареей? … Верно, теплый. Теплый воздух легкий, он любит путешествовать, ему хочется поскорее подняться вверх и улететь.

Открываем форточку или окно (если день безветренный) и впускаем воздух с улицы. Полоски шевелятся, двигаются.

Воспитатель: Холодный воздух тяжелый, неповоротливый, ведь он замерз! Поэтому он всегда опускается вниз. Поэтому холодный воздух с улицы будет стремится вниз к батарее – погреться, а теплый скорее поднимется вверх, полетит к облакам. А когда они встречаются, то получается ветер. Ветер – это движение воздуха!

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Мы - ветры». Часть детей будет холодным ветром – они будут ползти от окна на четвереньках, а остальные – теплым ветром, они пойдут навстречу (к окну) на цыпочках. А потом наоборот: когда «холодные ветры» согреются, а «теплые ветры» замерзнут.


Художественно – эстетическое развитие.

ООД Рисование

на тему «Рисуем ветер»

Программное содержание: Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать учить рисовать акварелью. Развивать творчество, образные представления.

Материалы: Бумага на выбор, акварель, кисти, банка с водой, салфетка, мелки, цветные карандаши

Предварительная работа: Чтение стихотворения И. Токмаковой «Ветрено», фрагментов сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»; ООД ФЦКМ «Ветер, ветер, ты могуч…», наблюдения за погодой на улице.

Литература: 

1. Н. А. Рыжова. Воздух-невидимка / Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998

2. Т. С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Ход занятия: Предложить детям нарисовать ветер. Проследить, смогут ли они это сделать? Ведь он невидим, все время прячется. Пусть ребята сами придумают, как отразить на рисунке погодные условия, разные времена года. Это могут быть волны, качающиеся деревья, косой дождь, метель, летящие листья или снежинки, одним словом, все, что ребенок считает соответствующим теме. Желательно, чтоб каждый ребенок рисовал именно «свой» ветер, так, как он сам его видит. Для облегчения задачи: дети прослушивают музыкальное произведение в сопровождение шума ветра и рисуют тот ветер, который музыка помогла им представить.

По окончании работы рассмотреть все рисунки вместе с детьми, предложить авторам рассказать о том, что они нарисовали.


II ЭТАП «Вода»

Наблюдения на улице.

  1. «Иней». Обратить внимание детей на иней зимой. Иней – тоже капельки воды, только замерзшие на морозе, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях, кустах. Рассказать и показать, что это кристаллики льда, из которых он состоит. Прикоснуться ладошкой к заиндевелой ветке. Что произошло с инеем и ладошкой? Появились капельки, иней – тоже вода.

  1. «Снег». Во время зимней прогулки предложить рассмотреть снежинки, которые падают на одежду. Обратить внимание на красоту, упорядоченность лучиков снежинок. Что происходит, когда снежинка падает на голую ладошку? Почему она тает? Рассмотреть снежинки через лупу.

  1. «Лед». Наблюдать за изменением ледяных наростов. Обратить внимание на постепенное увеличение толщины льда. А что происходит с ним в солнечную, теплую погоду? Что будет, если занести кусочек льда в тепло?

  1. «Морозные узоры». Понаблюдать за морозными узорами на стеклах. На что они похожи? Сравнить узоры на разных окнах: одинаковые они или нет. Что получится, если дотронуться пальчиком до окон с узорами? Появляется вода.

  1. «Облака». Всегда ли они бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную, морозную погоду от облаков в пасмурную, перед снегопадом?

Просмотр видеоматериалов.

Документальный фильм «ВВС. Приключения капли воды» (фрагменты)


Познавательное развитие.

ООД Формирование целостной картины мира

на тему «Эта волшебница вода»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на тот факт, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного

Оборудование и материалы: поднос, стаканчики, соломинки на каждого ребенка, ложки, термос с горячей водой, зеркальце; сахарный песок, лимон, молоко, кисель, стаканы с кипяченой водой, стаканчики с проточной водой, лед

Предварительная работа: наблюдения за состоянием воды в природе, на улице и в помещении

Литература: Н. А. Рыжова. Волшебница вода / Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

Ход занятия:

Воспитатель: Вспомните, где можно обнаружить воду, увидеть ее?

Дети: В кране; на улице в луже; дождь – это капельки воды; реки и озера тоже состоят из воды

Воспитатель: А для чего мы ее используем?

Дети: Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, готовим еду, моем полы, поливаем растения

Воспитатель: А вот всегда ли вода бывает одинаковой? Может она, как волшебница, умеет превращаться? Предлагаю, провести эксперименты с водой!

Опыт 1. Вода прозрачная. 

Перед детьми стоят 2 стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком стаканчике они видны, а в каком – нет? Почему? В стаканчике с молоком мы видим ложечку, а в стаканчике с молоком не видим. Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Опыт 2. У воды нет вкуса.

Перед детьми ставят стаканчики с кипяченой водой, в один из них насыпаю сахар и перемешивают. Предлагают попробовать через соломинки воду. Какая она? Сладкая, вкусная. Затем для сравнения дают простую воду. Какая теперь? У воды вкуса нет, она безвкусная, а вот у морской воды соленый вкус, потому что в ней много солей. Ее человек не может пить.

Опыт 3. У воды нет запаха.

Перед детьми ставят 2 стакана с проточной водой. В один из них капаем лимонный сок. Дать по очереди понюхать воду с лимоном и без. Сравнить чем пахнет вода. Пусть нюхают, пока не убедятся, что простая вода не имеет запаха, ничем не пахнет. Но можно подчеркнуть, что вода из водопровода может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Опыт 4. Вода – жидкая, может течь.

Дается 2 стаканчика – один с водой, второй пустой. Предлагается аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если б она не была жидкой, то не могла бы течь в ручейках, не текла бы из крана.

Для примера предлагается попробовать перелить в стакан густой кисель. Он тягучий, не течет, а вываливается кусками. Поэтому он … (ответы детей) густой. А вода течет, значит, она … (дети) жидкая. 

Физминутка.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Капельки». Вы будете капельками. Когда я скажу «мороз», вы прижимаетесь друг другу и беретесь за руки. Словно становитесь «ледяными». А, когда скажу «жара», отдаляетесь друг от друга, «превращаетесь в пар».

Опыт 6. Лед – твердая вода.

Перед детьми становиться поднос с кусочками льда. Предлагается взять по кусочку в руку. Какой он? Верно: холодный, ледяной, твердый. Спустя несколько мгновений он начинает таять. Что происходит? С льда начинает капать вода. 

Воспитатель: Вспомните, вы были «капельками воды», когда было холодно – капельки прижимались друг к другу, становились твердыми как лед. Стало тепло, и лед тает – капельки «разбегаются». Вывод: лед – это тоже вода.

Опыт 7. Пар – это тоже вода.

Для того, чтобы показать еще одно состояние воды, берется термос с кипятком. Осторожно открываем крышку – идет пар. Подносим зеркальце над паром. На нем выступили капельки воды.

Воспитатель: Помните, в игре вы превращались в «пар», когда становилось жарко и разбегались друг от друга. То есть пар, как и туман – это вода.

Подведение итогов.

Вода не имеет вкуса, запаха, цвета (т.е. прозрачная), она жидкая, может течь. Кроме того лед и пар – это тоже состояния воды.

Художественно – эстетическое развитие.

ООД Рисование

на тему «Снежинка»

Программное содержание: учить рисовать узор на бумаге в форме розеты; придумывать детали узора по своему желанию. Воспитывать самостоятельность; развивать образные представления, воображение. Закреплять умение рисовать концом кисти.

Материалы: картинки снежинок, гуашь белая, голубая, темная бумага, кисти, банка с водой, салфетка на каждого ребенка

Предварительная работа: рассматривание на прогулке снежинок, узоров на окнах, просмотр видео макросъемки и фотографий снежинок, кристаллов льда, капель воды

Литература: Т. С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Ход занятия: показать детям картинки с изображением снежинок, рассмотреть их, вспомнить, из чего состоит снежинка, лед. Уточнить построение узора. Указать, что сначала нужно изобразить основу – лучики из центра рисунка. А затем украсить, основываясь на фантазии, желании. Уточнить прием рисования концом кисти, спросив о способе рисования у детей. Убрать образцы и предложить приступать к работе. В конце занятии все рисунки рассмотреть, обратить внимание на разнообразие узоров.


III ЭТАП «Солнце»

Наблюдения на улице

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.

Ход игры:

Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» они бегут на свои места.

Наблюдение за солнцем на прогулке

Цель: обратить внимание детей на солнце, что на него трудно смотреть, такое оно яркое, так много даёт света; обратить внимание на явление: «свет — тень»; формировать представление о том, что когда светит солнце — на улице тепло; поддерживать радостное настроение.

Ход наблюдения:

Перед прогулкой в солнечный день предложить детям посмотреть в окно. Вспомнить с детьми стихотворение.

Смотрит солнышко в окошко

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду: от солнышка — тепло. Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи.

Беседы про солнышко

1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (солнце, облака) .

2. Какое солнце? (круглое, желтое, большое) .

3. На что солнце похоже? (на шар, на тарелочку, на блинчик) .

4. Какая сегодня погода? (солнечная, теплая) .

5. Почему погода стала теплее? (солнце ярко светит на небе) .

6. Почему солнце ярко светит? (наступила весна). Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что у солнышка есть лучики. Летом они будут очень теплые. Давайте протянем наши руки к солнышку, поздороваемся с его лучиками.


Познавательное развитие.

ООД Формирование целостной картины мира

на тему «Сказка о солнечном лучике»

Цель: расширение представлений детей о солнце, солнечной системе; показать значение света; познакомить с природными явлениями, образованными с помощью солнечных лучей

Оборудование и материалы: иллюстрации времени суток, настольная лампа, свеча, фонарик, сундучок с прорезью, картинки с изображением источников света.

Предварительная работа: наблюдения за солнечными явлениями в природе; планомерные ООД по теме "Космос"

Литература: Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно – экологического образования и нравственного воспитания детей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998

Ход занятия:

1. Организационный момент

Игра психологической направленности "Приветствие". Дети собираются в круг, берутся за руки.

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Ориентировка в окружающем

Сюрпризный момент "Солнышко"

(Входит воспитатель в костюме Солнышка).

Солнышко: Здравствуйте, угадали кто я?

Солнышко предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, огонь.) Предлагает детям узнать, что находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.

Солнышко: А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

Дидактическая игра "Свет бывает разный".

Солнышко предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет - изготовленный людьми. Что светит ярче - свеча, фонарик, настольная лампа? Сравнить, разложить в убывающей последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче - солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Работа с опорными картинками "Сутки"

Солнышко: Наблюдая за Солнцем, вы уже узнали, что оно целый день обогревает Землю. Посмотрите на эти картинки. (Рассмотреть картинки) Что же происходит с Солнцем? (Солнце всходит, поднимается на небосклоне, а затем опускается за горизонт. Небо темнеет, появляются звёзды и Луна на небе). Это называется - сутки. Какие части суток вы знаете? (утро, вечер, день, ночь) Сколько их? (четыре).

3. Физкультминутка.

Гимнастика "Красивые цветы". Воспитатель предлагает поиграть с Солнышком в игру. Под стишок дети выполняют движения гимнастики.

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

4. Речевое развитие.

Времена года.

Воспитатель: А когда начинают цвести цветы, в какое время года? (весной). Какие приметы весны вы знаете? (Солнце светит ярче, на улице тепло, тает снег, текут ручьи, капель с крыш, люди одевают куртки и сапоги, начинают распускаться листья, прилетают перелетные птицы). Назовите перелетных птиц, возвращающихся из теплых стран (ласточка, грач, соловей, кукушка, жаворонок) Какие времена года вы еще знаете? (зима, осень, лето) Сколько их? (четыре). 

Воспитатель предлагает рассмотреть карточки с приметами различных времен года и подобрать карточки, характеризующие лето. А за летом какое время года следует? (осень). А какая бывает осень? (дождливая, холодная, яркая, грустная, пасмурная, сырая, ветреная и др.). При затруднении воспитатель предлагает вспомнить приметы осени, а затем преобразовать их в прилагательные.


Опыты и эксперименты.

1. Свет и тень.

Цель: познакомить с образованием тени от предметов, познакомить с понятием «отражение Солнечного луча»

Эксперимент 1.

Материалы: фонарь, теневой театр

Ход эксперимента:

Воспитатель спрашивает (демонстрируя фонарик): Что это? Для чего он нужен?

Предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя, освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Помещают перед лучом руки, показывают различные фигурки.

Воспитатель: Что видим на стене? (Тень). Почему образуется тень? (Предметы, руки мешают свету, и не дают ему дойти до стены)

Эксперимент 2.

Материалы: зеркальца на каждого ребенка.

Ход эксперимента:

Воспитатель (демонстрирует появление «солнечного зайчика», сопровождая свои действия словами): Зеркало отражает луч света, и само зеркало становится источником света. Пускать «солнечные зайчики» можно только в освещенном помещении.

Дети пробуют пускать «солнечных зайчиков», затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» - прикрыть зеркало ладошкой. Далее воспитатель предлагает поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки. Дети выясняют, что управлять «зайчиком», играть с ним трудно.

Затем воспитатель предлагает детям пустить «солнечного зайчика» в помещении, где нет яркого солнечного света.

Воспитатель: Почему «солнечные зайчики» не появляются? (Нет яркого света, солнце не отражается от зеркала).

2. Радуга.

Цель: развивать способность у детей наблюдать. Познакомить с механизмом возникновения цвета.

Эксперимент 1.

Материалы: тазик, вода, черный картон, бесцветный лак для ногтей.

Ход эксперимента:

Наливаем в тазик чуть - чуть воды, чтобы накрыло картон. Затем капаем бесцветным лаком на воду. И сразу можно увидеть радужные круги. Затем аккуратно вынимаем картон из тазика. На картоне должна остаться пленка от лака. Затем надо немного подождать, чтобы картон высох. И вот тогда видна красивая радуга.

Эксперимент 2.

Материалы: Компакт-диск, стол, солнце

Ход эксперимента:

В солнечный день подвинуть стол поближе к окну, на поверхность стола положить компакт-диск, двигаясь из стороны в сторону, можно увидеть радужные разводы на диске. Попытаться рассмотреть и назвать цветовой ряд мини-радуги.

Просмотр видеоматериалов.

Документальный фильм «ВВС. Солнце» (фрагменты)

Документальный фильм «ВВС. Космос» (фрагменты)


Художественно – эстетическое развитие.

ООД Рисование

на тему «Радуга»

Программное содержание: развивать эстетические чувства: чувство цвета, пропорции, композиции. Учить создавать один художественный образ в различных техниках

Материалы: листы бумаги, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисти, иллюстрации с изображением радуги

Предварительная работа: провести накануне занятия эксперименты по «созданию» радуги, провести беседу о цветах радуги

Литература: Т. С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Ход занятия: 

Рассмотреть иллюстрации радуги, обратить внимание, каких цветов дуги в радуге, каким образом они расположены, уточнить последовательность чередования. Спросить, где и когда можно увидеть радугу.

Предложить различный изобразительный материал детям на выбор. Предложить нарисовать радугу, сказать, что рисовать надо крупно, во весь лист. Напомнить, что рисовать надо аккуратно, не торопясь. В процессе работы подходить к детям, напоминать о правильном расположении изображения на листе, обращать внимание на наглядный иллюстративный материал. В случае необходимости оказывать помощь. По окончании работы разложить все рисунки на столах, рассмотреть разнообразие фантазии, способов рисования.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко»

Итоговое занятие за 1 квартал

2014 – 2015 учебного года

по развитию речи и познавательной деятельности

на тему «Как поймать воздух»

Возрастная группа:                 разновозрастная для детей с 4 до 7 лет

Специфика группы:         коррекционная (для детей с ЗПР)

Воспитатели        :                 Белоус Ю. В., Егорова А. М.


Цель: развитие познавательно - исследовательской деятельности, закрепление полученных знаний и умений

Тип: итоговое занятие

Вид: развитие речи и ознакомление с окружающим

Тема: «Как поймать воздух»

Возраст: 4 - 7 лет

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  1. Закреплять представление о природных явлениях окружающего мира;
  2. Закреплять умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
  3. Продолжать формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях в среде обитания.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать в детях чувство коллектива, быть внимательным друг к другу;
  2. Развивать умение отвечать на поставленный вопрос.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
  2. Продолжать работу над умением рассуждать;
  3. Развивать внимание, мышление, наблюдательность.

Предварительная работа воспитателя: плановые занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, работа по проекту «Три стихии»

Демонстрационный материал: пустой стакан, емкость с водой; картины природы с различными временами года; опорные картинки

Оборудование: столы, стулья, мольберты, плотная повязка на глаза, лимон, апельсин, лук, шоколад и др.; диск со звуками природы (ветер), звуками духовых муз. инструментов

Раздаточный материал: банки с водой (тазы), стаканчики, игрушечный кораблик, соломинки; пустые бутылочки, листы бумаги, игрушечные музыкальные инструменты; соломинки с отверстиями, бумажные заготовки лопастей вертушки, мелкие шурупы с гайками.

Методические приемы:

1.        Наглядный (использование наглядных пособий);

2.         Словесный (указания, напоминания, вопросы педагога, ответы детей);

  1. Игровой (игровая ситуация, словесная игра);
  2. Практический (опыты, исследовательская деятельность, продуктивная творческая деятельность).

Структура занятия:

Вводная часть

  1. Игровая ситуация: дыхательная гимнастика «Пузырь»

Основная часть

  1. Эксперимент 1 «Как увидеть воздух»
  2. Эксперимент 2 «Чем пахнет воздух»
  3. Игра «Воздух - помощник»
  4. Эксперимент 3 «Как услышать воздух»

Заключительная часть

  1. Продуктивная деятельность «Ловец ветра»


Итоговое занятие по познавательно – исследовательской деятельности

На тему «Как поймать воздух»

ВВЕДЕНИЕ.

Дыхательная гимнастика «Пузырь».

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой.

Оставайся такой,

Да не лопайся!

П-ш-ш-ш…

Дети, взявшись за руки, расходятся в стороны на долгий вдох. Сходятся к центру на выдохе, со звуком «ш-ш-ш».

Воспитатель: Дети, а чем надувают шары, что у них внутри?

Дети: Воздухом.

Воспитатель: А где это воздух живет?

Дети: Везде. Вокруг.

Воспитатель: А можем мы его увидеть?

Дети: Нет, он прозрачный, невидимый, бесцветный.

ЭКСПЕРИМЕНТ 1. «Как увидеть воздух»

Оборудование: банки с водой (тазы), стаканчики, игрушечный кораблик, соломинки

Опыт 1.

Воспитатель берет банку и стакан с водой. Переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Делает вывод: в стакане воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2.

Воспитатель снова предлагает каждому ребенку опустить стакан в воду, но теперь уже не ровно, а немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Опыт 3.

Воспитатель раздает детям соломинки и пускает в банку кораблик. Дети дуют в соломинки, кораблик движется, вода волнуется. Отчего так получается, что служит двигателем? Получается внутри у нас тоже воздух, мы им дышим. (Плавно подводим к 2 эксперименту)

Воспитатель: А только ли люди дышат? Кому еще нужен воздух?

Дети: Всем. Растениям. Животным. Всему живому.

Воспитатель: А чем мы дышим? Чем вдыхаем воздух?

Дети: Носом.

Воспитатель: А для чего еще нужен нос?

ЭКСПЕРИМЕНТ 2. «Чем пахнет воздух»

Оборудование: пустой стакан, плотная повязка на глаза, лимон, апельсин, настой мяты, шоколад и др. Картины природы с различными временами года.

Детям дают понюхать пустой стакан. Чем пахнет? Ничем. Затем завязывают по очереди глаза и дают понюхать различные вещества с сильным (безопасным) запахом. Чем теперь пахнет?

Воспитатель: Кроме того, носом мы чувствуем запахи. Воздух чем пахнет? (Ничем) Но зато, он переносит запахи, которые мы чувствуем.

Воспитатель: Иногда мы говорим «пахнет весной». Как вы думаете, что это значит? Чем может пахнуть весной? А какие еще времена года вы знаете? Чем могут пахнуть они?

ИГРА «Воздух - помощник»

Оборудование: опорные картинки – мельница, пылесос, вентилятор, фен, надувной круг, шина, вертушка, электрические ветряки

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Летает, не летает». Проводится игра. Среди прочего называются – птицы, самолеты, вертолеты, воздушные шары.

Воспитатель: Молодцы! Воздух помогает летать самолетам, вертолетам. А как еще человек использует воздух?

ЭКСПЕРИМЕНТ 3. «Как услышать воздух»

Оборудование: CD со звуками природы (ветер), звуками духовых муз. инструментов. Пустые бутылочки, листы бумаги, игрушечные музыкальные инструменты

Воспитатель: Вот мы с вами увидели воздух, понюхали. А как вы думаете, можно ли его услышать?

Звучит музыка ветра – свист, завывание.

Опыт 1.

Воспитатель: А мы и сами можем заставить воздух «говорить». Детям раздаются бутылочки. Они приставляют бутылки к нижней губе и дуют на горлышко сбоку, возникает звук.

Опыт 2.

Раздаются листы бумаги. Приложить край листа к губам и подуть. Край бумаги дрожит, он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук.

Воспитатель: Воздух также помогает музыкантам создавать музыку. Привести в пример духовые музыкальные инструменты – труба, дудка, флейта, свисток и др.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Ловец ветра»

Оборудование: соломинки с отверстиями, бумажные заготовки лопастей вертушки, мелкие шурупы с гайками

Воспитатель: Давайте, мы тоже сделаем вертушки! И с их помощью будем ловить воздух!

Дети делают вертушки из заготовок.


Консультации для родителей


Изучаем свойства воды

Всех детей очень привлекают игры с водой. Если ваш малыш раскапризничался, то попробуйте отвлечь его, посадив в ванну, полную воды, и дав пустые баночки и бутылочки из-под шампуня, пластиковые стаканчики, губки и маленькие махровые полотенца. Очень скоро настроение ребёнка изменится - он будет занят интересной игрой

  • Малыш начнёт переливать воду, наблюдать, как тонут наполненные водой ёмкости и всплывают со дна пустые

  • Летом, в тёплый солнечный день, можно организовать игры с водой на свежем воздухе, налив её в тазик или надувной бассейн. Если вы вместе с ребёнком проводите время на берегу водоёма, то игры станут ещё более разнообразными и увлекательными. В ходе опытов и игр у юного экспериментатора наверняка появится масса вопросов, на которые вам непременно придётся отвечать

Итак, ребёнок начинает знакомиться со свойствами воды.

 Для этого снабдите его всем:

Приготовьте лейку, воронку, прозрачные ёмкости разной формы и величины, мерный стаканчик. В первую очередь обратите внимание ребёнка на то, что вода прозрачна. Дайте ребёнку небольшую игрушку или камешек и попросите спрятать в кулачок. Затем спросите: «Где же игрушка? Нет её не видно. А теперь давай спрячем игрушку в воду, положи её в таз». Выполнив задание, ребёнок убеждается, что игрушку лежащую на дне, видно. Объясните ребёнку, что вода прозрачная, поэтому в ней всё видно. Если у вас есть аквариум, рассмотрите вместе с ребёнком камешки, рыбок и растения в нём. Спросите у ребёнка, почему они так хорошо видны.

Продемонстрируйте ребёнку ещё одно свойство воды: вода не имеет вкуса. Для доказательства налейте в три чашки кипячёную воду: в одну чашку положите чайную ложку сахара, в другую - соли, а третью оставьте нетронутой. Предложите ребёнку попробовать воду из всех чашек на вкус

Убедиться в том, что вода не имеет запаха, можно понюхав разные жидкости, например, шампунь, фруктовый сок, водный раствор валерианы и сравнив их запах с «запахом» чистой воды

Покажите ребёнку, что вода льётся и принимает форму того сосуда, в который налита. Для игры дайте юному исследователю лейку, наполненную водой, и несколько прозрачных баночек разной формы. Наливая в них воду, ребёнок сам убедится в свойстве воды заполнять собою сосуды любой формы

Предложите ребёнку проверить поговорку «Водичка дырочку найдёт». Предложите для опыта пластиковую бутылку, в нижней части которой проделано несколько отверстий разной величины. Причём чем шире отверстие, тем толще будет струйка воды, льющейся из бутылки

Для измерения объёма бутылок разной формы предложите ребёнку мерный стаканчик и воронку. Вставив воронку в горлышко бутылки, покажите ребёнку, как надо аккуратно вливать в неё воду из мерного стаканчика. Не забывайте при этом вслух считать количество стаканчиков, которые вливаются в измеряемую ёмкость. Проделав то же самое с бутылкой другой формы, ребёнок узнает, в которую из них входит большее количество воды, и вместе с вами сможет сделать вывод о том, какая из двух бутылок больше

Можно провести вместе с ребёнком и ещё один интересный эксперимент, погружая в воду предметы, сделанные из разных материалов, и наблюдая, какие из них тонут, а какие нет. Обратите внимание ребёнка на то, что деревянные и полые игрушки, внутри которых находится воздух, плавают на поверхности воды, а металлические предметы тонут.

Следующий опыт докажет, что воздух легче воды и поэтому всегда стремится вырваться из воды наружу. Возьмите пустую прозрачную пластиковую бутылку и осторожно, горлышко вниз опустите её в воду. Затем нагните бутылку под водой так, чтобы из неё кверху побежали пузырьки воздуха. Наверняка ребёнок захочет сам повторить этот опыт

Познакомьте ребёнка со свойством воды - растворителя. Для этого дайте ребёнку несколько прозрачных стаканчиков с водой и краску, акварель или гуашь. Ему будет интересно получать разные оттенки одного и того же цвета, добавляя в один стаканчик больше краски, а в другой - меньше. Можно создать и три оттенка, добавив в воду только чуть-чуть краски. А если очень постараться, оттенков станет ещё больше. Окрашивание воды поможет ребёнку понять закономерности смешения цветов. Сочетание красной и жёлтой краски даёт оранжевую воду, жёлтой и синей - зелёную, синей и красной - фиолетовую.

Когда юный художник закончит свои опыты по окрашиванию воды, поставьте её в морозильник. А на следующий день покажите ребёнку цветные льдинки, вместе понаблюдайте, как они будут таять. Таким образом ребёнок узнает ещё об одном свойстве воды - её способности на морозе превращаться в лёд

Для того, чтобы продемонстрировать ребёнку способность воды превращаться в пар (испаряться), понаблюдайте вместе с ребёнком за кипящей водой. А затем проведите опыт: накройте ёмкость с вскипячённой водой и посмотрите, как сконденсированный пар снова превращается в капли воды и падает вниз.

Налейте в блюдце немного воды и оставьте его на несколько дней. В конце концов вода испарится и блюдце станет пустым

На прогулке вместе с ребёнком понаблюдайте за лужей. В воде отражаются окружающие предметы, но они мгновенно исчезают, если в лужу что-нибудь бросить. Лужи бывают разной величины и глубины: большие и маленькие, глубокие и мелкие - одни нужно обходить, а через другие можно просто перешагнуть. Глубину лужи можно измерить палочкой или лопаткой

.

Продемонстрируйте ребёнку животворное свойство воды. Для этого поставьте в воду ветки кустарника или дерева, через некоторое время на них появятся листочки. Если на улице лето или осень, то можно поставить в воду цветок, а другой такой же оставить без воды - пусть ребёнок сам понаблюдает, какой из них завянет раньше

Вот сколько интересных наблюдений можно сделать, изучая свойства самой обыкновенной воды.


Зимние забавы

Снег - замечательный материал для творчества. Начать можно с традиционного снеговика. Главное - не забыть дома нос-морковку и старое ведро на голову. А если на этом творческое настроение не иссякнет, почему бы не создать, к примеру, зоопарк? Слепить зайца, медведя, жирафа со слоном. Можно разукрасить готовые скульптуры красками из дома, и звери станут почти живыми. Для лучшей сохранности снежные фигуры обливают водой. Интересный материал для "ледяного творчества" можно приготовить в домашних условиях. Это - цветной лед. Им можно декорировать уличные скульптуры. Сделать его очень просто: в воду надо добавить немного акварели, хорошо ее размешать и, залив в емкость для льда, поставить в морозильную камеру. Из цветного льда также можно выкладывать красивую мозаику на ровных поверхностях.

Возведение снежной крепости и нешуточные баталии вокруг нее - давняя русская зимняя забава. Классик русской живописи Иван Суриков еще в позапрошлом веке посвятил ей свою знаменитую картину "Взятие снежного городка". Но подобные сооружения слишком монументальны, их возведение требует не одного дня. Поэтому приступать к ним лучше большой компанией взрослых и детей в выходные. По окончании строительства необходимо заготовить побольше снежков для предстоящих сражений. Защитники крепости отстаивают свою территорию, захватчики изобретают тактические и стратегические приемы по ее захвату. Если поиграть в снежки хочется, а крепость строить лень, то есть и более простые игры.

Зимние вышибалы. Невысоким снежным валиком обозначается круг диаметром 4-5 м. В нем собирается группа играющих. Водящий становится на расстоянии 2-3 м. от круга, на этом расстоянии он может передвигаться вдоль него. В руках у него корзинка со снежками. По сигналу водящий старается попасть в кого-нибудь из увертывающихся в кругу детей. Когда из круга выбывают все, водящий меняется на первого выбывшего. Выигрывает тот, кто, "очистив" круг, обойдется минимальным запасом снежков.

Снежные забавы зимой — это не только лепка снеговиков и игра в снежки. Можно отлично провести время, занявшись строительством из снега необычных домиков. Чтобы строительство удалось, лучше заниматься этим сразу же после снегопада или, когда наступила оттепель, ведь из липкого, мягкого и податливого снега легко лепить всевозможные фигуры. Из снега можно запросто построить не только крепость, но и целый лабиринт. Из снега делают кирпичи, из которых впоследствии складывают стены построек. Чтобы кирпичики были одинакового размера, вам понадобятся специальные формы в виде деревянных ящиков, не имеющих крышки и дна. Чтобы получить кирпич, нужно набить снег в ящик, затем его утрамбовать, потом раскрыть ящик и — кирпич готов. Стенки из этих необычных кирпичей получаются ровными и красивыми, что позволят реализовать любую «архитектурную идею».

Очень интересное занятие — делать "стеклышки" для "мозаики". Они изготавливаются дома, в тепле, и уже готовыми выносятся на улицу. Для этого в формочки для льда наливается вода, предварительно окрашенная акварельными красками, и помещается в морозильную камеру на несколько часов. Затем форму нужно достать, перевернуть, сверху поставив резервуар с горячей водой, для того чтобы можно было извлечь льдинки, не повредив их. Пара секунд — и "стеклышки" готовы, можно выносить их на улицу и выкладывать цветное панно или украшать снежные постройки.

Удивительно интересной и увлекательной снежной забавой зимой может стать цветной снег, который можно легко сделать из обычного белоснежного и пушистого снега. Для этого вам понадобиться полстакана воды и немного пищевого красителя (например, того, что мы используем для покраски яиц в канун Пасхи). Воду и пигмент необходимо смешать. Чтобы получить настоящую палитру художника, вам понадобится несколько красителей. Разбрызгивая такие самодельные краски на снежный покров, вы сможете получить цветной снег, из которого можно лепить снеговичков, животных и другие разнообразные фигурки.


Познавательная деятельность ребенка

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Заинтересованное отношение к окружающему миру, стремление познать то, что неизвестно – ценное свойство, во многом обуславливающее эффективность учения и деятельности.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», − писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Площадкой для обогащения умственного развития могут быть режимные моменты самообслуживания: и умывание, и одевание, и питание. Огромные возможности возникают в период прогулок.

Таким образом, процесс познания движется как бы с двух сторон: с одной – организуется взрослым о предметном мире и мире деятельности взрослого (включая математическую, экологическую и другие стороны познавательного мира), а с другой – идет активное самопознанием посредством практико-познавательной деятельности. Это приводит к формированию двух взаимосвязанных систем знаний: системы системных обобщенных представлений и системы систематизированных знаний. Обе они имеют колоссальное знание для интеллектуальной культуры человека: в одной задан уровень современного образования дошкольника, в другой отражается индивидуальный опыт каждого человека, приобретаемый им самостоятельно через разнообразные каналы жизненного пространства.

В условиях обычного дошкольного обучения у большинства дошкольников учебно-познавательные мотивы находятся на низком уровне. Теоретические курсы ряда дисциплин достаточно трудны, поэтому часто не интересны, не привлекательны для дошкольника, что отражается на его учебной деятельности по усвоению данных знаний, поэтому необходимо использование на этих занятиях дополнительных средств, способствующих возникновению познавательной деятельности у дошкольника, в частности, дидактической игры.

Существуют разнообразные методы, методические приемы и средства активизации познавательной деятельности старших дошкольников. Построение занятий с применением ситуаций с целью поддержания познавательной инициативы ребенка, ведет к развитию его познавательной активности. Наиболее адекватными для развития всех компонентов познавательной активности являются занятия с ситуациями, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия.


Стихотворения для детей

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена,

Ветер листья с веток

Разогнал по свету:

Липовый, березовый.

Желтый лист и розовый.

Красный, разноцветный,

Старый лист газетный.

Солнечно, ведрено.

Ветрено, ветрено!

И. Токмакова

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого:

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." (фрагмент)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проекта по развитию познавательных способностей,здоровьесбережения и коммуникативных навыков

В области охраны здоровья подрастающего поколения наше общесто несёт наибольшие потери. Проблемы воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. В последние годы негативные...

Использование метода проекта в развитии познавательной деятельности дошкольника

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного– потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; сн...

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

проект по развитию познавательной деятельности Белоус Ю.В.

Стимулирование познавательного интереса путем непосредственного включения ребенка в процесс познания...

Презентация проекта по развитию познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Эта волшебная вода …»

Каждый день мы умываемся, чистим зубы, моем руки, принимаем душ. Но часто мы не задумываемся, как к нам в дом попадает вода и откуда она берется? Почему она заканчивается? И может ли случится такое, ч...

Проект по развитию познавательно – исследовательской деятельности «Секреты воды»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 12 ст-цы Должанской МО Ейский район Проект по развитию познавательно – исследовательской дея...