Статья "Использование метода проектов в развитии познавательной активности дошкольников"
статья по теме

Использование метода проектов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ридецкая В.С.,

воспитатель МДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Алёнушка»

«Использование метода проектов

в развитии познавательной активности дошкольника»

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для реше ния задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практи ческой проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста и способствует развитию их творче ских способностей.

Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала.

Познавательная активность личности:

• состояние человека, которое характеризуется стремлением к учению, волевым напряжением умственных усилий в процессе овладения знаниями (И.Ф. Харламов);

Одним из перспективных методов, способствующих увеличению познавательной активности  дошкольника является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Исследования Е. Евдокимовой позволили вы делить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, вклю чающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Пер вый этап автор обозначает как подражателъско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с полови ной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «из вторых ролях», выполняют действия по прямому предложе нию взрослого или путем подражания ему

Второй этап развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами,  ак тивнее организует совместную деятельность со сверстниками.

Третий этап творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрос лому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самосто ятельного определения детьми цели и содержания предстоя щей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Технология проектной деятельности может быть исполь зована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий НОД). Такие занятия имеют определенную структу ру и включают в себя: создание мотивации проектной деятель ности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Таким образом, если в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста использовать проектный метод, то это будет способствовать: активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера; разовьёт творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование, как метод развития познавательной активности дошкольника»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к  познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем....

Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"

Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение перено...

Методическая работа с педагогами по проблеме «Исследовательская деятельность, как метод развития познавательной активности дошкольников»

Введение педагогов в проблему; настрой на плодотворную работу; уточнение некоторых теоретических вопросов; совершенствование практических навыков работы с детьми....

Использование метода проекта в развитии познавательной деятельности дошкольника

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного– потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; сн...

Метод проектирования - средство развития познавательной активности дошкольников

Изпользование метода проектирования в дошкольном образовании....

«Экспериментально-исследовательский метод, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Огромное значение в развитии ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск, приобретение  зна...