Образовательный проект "Маленький финансист"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Назарова Оксана Сергеевна

проект по финансовой грамотности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_finansisty.docx725.92 КБ
Файл dengi.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад № 10» города  Алейска Алтайского края

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «Маленький финансист»  подготовительная группа .

Воспитатели:

Е.Н.Шершнева

О.С.Ющенко

2020г.

Цель проекта: Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей ​ современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.  Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.  Данный проект будет реализован с воспитанниками МБДОУ «Детский сад №10»

Задачи:

  1.Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;  2.Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;  

3.Совершенствовать коммуникативные качества детей;

 4.Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.  

5.Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.  Участники проекта:  дети подготовительной к школе группы (6-7 лет);  воспитатели группы;  родители.  

Сроки проведения проекта: два месяца ,октябрь, ноябрь

 (подготовительная  группа) на 2020 учебный год.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.

Место реализации проекта: Группа «Ягодка» МБДОУ «Детский сад №10»  

Оборудование: компьютер, интернет, фотографии, наглядный материал, Д/И. Книги.

 Методы и приемы :

организационные, мотивирующие, словестные, игровые, наглядные.

Актуальность.  Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развиию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.  Финансовое просвещение и экономическое воспитание  сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.  Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.  Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста и родителей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Предполагаемые результаты. По завершению проектных мероприятий дети могут:  

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

 2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.  

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.  

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

 5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей  

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.  

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.  Критерии и показатели эффективности проекта.

Форма проведения:

- проблемные  ситуации,

- дидактические игры;

- беседы;

- рассматривание иллюстраций , просмотор мультфильмов

- чтение художественной литературы;

-Презентации

-работа с родителями

- просмотр видеофильмов

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

- Организационный:  изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта:  Шатова А. Д. «Тропинка в экономику». Для детей 5-7 лет.  Шатова А. Д. «Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников».  Шатова А. Д. «Экономическое воспитание дошкольников».  Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».  Подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.  Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.  Создание развивающей среды по теме.

Основной этап.

 

Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий  и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, , дидактические игры, , решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации.

 Завершающий этап.

Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика. Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.  Ожидаем, что  дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и  родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Результативность проекта: реализации проекта являются следующие критерии:  

1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.

 2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

 3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.  

4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах

• авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,  

• правила поведения в реальных жизненных ситуациях.  

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ

« Маленькие финансисты»

Октябрь.

1-2 неделя

1. Беседа воспитателя о деньгах, о цене товара

 2.Демонстрация презентации «История денег»

3. Презентация «Откуда появились деньги»

4.Рассматривание иллюстраций на тему «Какие предметы носили роль денег»

5.Чтение  русских поговорок, пословиц на тему денег. Чтение сказки «Фунтик» Толстой «Приключения Буратино»

6.Игра «Купи другу подарок»,

7.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

8.консультация для родителей «Финансовая воспитание детей в семье»

 3-4 неделя: 

1.Беседа. «Дом, в котором «живут» деньги»  

2.Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»  

3.Презентация «Познавательный маршрут «Банкомат»

4. Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке» ,чтение сказки «Кто хорошо потрудился- у того труд в монету , да в рубль превратился» С. Маршак «Почта»

5.Д.И. «Кто ,что делает», Д\и «Что быстрее купят?»

6.Сюжетно-ролевая игра «Директор магазина»

Ноябрь

1-2неделя

1.Беседа о профессиях родителей

2. Презентация «Семейный бюджет»

3. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».

4. К. Чуковского «Муха-Цокотуха». «Как старик корову продавал»

5. Д\и «Угадай, где продаются», Д\И «Кто трудится, кто играет», «Угадай где продается»

 6.Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

3-4неделя

1.Беседа с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара»  

2.Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья»

3. Игровая ситуация «Рекламная компания»

4.Чтение сказки «Кот в сапогах» В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?»,

5.Д/И. «Третий лишний», «Зайка идет в гости», «Кому ,что нужно для работы»

6. Консультация для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

7. Подведение итогов в познавательной игре «Путешествие в страну Экономика»

Приложение:

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

«Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

«Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

«Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

«Магазин игрушек»

Цель:Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Кто трудится, кто играет»

Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).

Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

«Угадай, где продаются»

Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.

Дидактическая игра «Третий лишний» (деньги)

        Цели: закрепить знания детей о многообразии денег,  развивать память, быстроту реакции.

        Ход игры: Воспитатель показывает  (деньги монеты.  Кюпюры, и что то еще ), одно из которых «лишнее». Дети должны определить, какое из них «лишнее» .

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

        Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

        Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Знакомство детей с историей денег» Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад №10» Ющенко О.С.

Слайд 3

Давным – давно денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны.

Слайд 4

Но прошло много лет и люди научились делать себе из камня топоры , ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей. Племена заключали союз и стали меняться.

Слайд 5

Предметы для обмена.

Слайд 6

Больше всего первобытные люди любили меняться украшениями: раковинами, кусочками янтаря, перьями и прочими красивыми вещами. Так украшения постепенно стали деньгами

Слайд 7

Кузнецы чеканили монеты. Кусочек серебра клался на наковальню, и по нему ударяли чеканом- молотком с рисунком или надписью.

Слайд 8

Древние монеты Руси.

Слайд 9

Санкт – Петербургжский и Московский монетные дворы .

Слайд 10

Вот так чеканят и печатают современные деньги.

Слайд 11

Монеты современной России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп

laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...

Организованная образовательная деятельности по финансовой грамотности «Юные финансисты»

Организованная образовательная деятельности по финансовой грамотности «Юные финансисты»...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Маленький финансист» средняя «А» группа

Цель проекта: Содействие финансовому образованию и воспитанию дошкольников, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП (финансовой грамотности) на тему «Квест-игра - Поиск сокровищ Пирата Финансиста» для детей старшей группы

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП (финансовой грамотности) на тему «Квест-игра - Поиск сокровищ Пирата Финансиста» для детей старшей группы Тип занятия: Интегрированн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Юные финансисты» для детей 6–7 лет

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать ...

Дополнительная образовательная программа "Финансист-дошкольник"

Программа «Финансист-дошкольник» для детей подготовительной группы (6-7 лет) разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МАДОУ детский сад «Жемчуж...