Досуг «Права сказочных героев»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кабанец Светлана Вячеславовна

Досуг по правовому воспитанию для детей подготовительной группы на тему "Права сказочных героев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_prava_skazochnyh_geroev.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг  «Права сказочных героев»                                                                              (для подготовительной группы)

Цель: формирование у детей основ правового сознания и правовой культуры

Задачи:

  • закрепить знания детей о правах ребенка с помощью сказочных персонажей.
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
  • способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей - развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста.

Предварительная работа: чтение сказок: «Золотой ключик или приключение Буратино», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Снегурочка»; инсценировка по сказкам «Заюшкина избушка» и «Маша и медведь»; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).

Материалы и оборудование: ширма для кукольного театра, куклы би-ба-бо лисы, зайца, медведя, кукла Маша; атрибуты к подвижной игре «Три поросенка»; аудиозапись песни «Добрый жук»; музыка: «В гостях у сказки»,  из мультфильма «Три поросенка»; карточки с пиктограммами; книгу «Конвенцию о правах ребенка»,  презентация.                                                                                                                                                      

Ход НОД

Выходит воспитатель под песню «Добрый жук» и приглашает детей встать в круг.

Воспитатель.                                                                                                                                        Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

-  Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!

Воспитатель. Знаете, ребята, что люди появились на земле давным-давно, и у них появились вопросы, что могут люди делать, а что не могут? Что они обязаны делать, что не обязаны? На что они имеют права, и на что не имеют? Люди долго решали этот вопрос. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека». Там написано, что люди должны делать, чтобы жить дружно в согласии. Эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях, написали другую книгу «Конвенцию о правах ребенка"»(показывает).

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

- Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка Презентация 1

1 слайд - Конвенция прав ребенка

Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.

Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка «В гостях у сказки»)

Тогда отправляемся. Внимание на экран.

2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»

- Вы узнали эту сказку? Это сказка «Красная Шапочка», которую написал Ш. Перро.

3 слайд - Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?

  • А что произошла с ней потом? (Ответы детей)
  • Права каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)
  • Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
  • А какое право нарушил волк? (Ответы детей)

Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.

4 слайд – Право на жизнь.

Саша выбери, пожалуйста, на столе значок пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску.

А сейчас, снова внимание.

5 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:

... Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

«Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье...»

- Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)

6 слайд - на экране иллюстрация к сказке А. Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино».

  • Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?
  • Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.
  • О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)

7 слайд - Право на имя.

Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.

  • А знаете что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто называть их числами? (Размышления детей)
  • А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может быть все должны обращаться друг к другу по прозвищам? (Ответы детей)
  • Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)

- Бывает обидно и неприятно. Итак, Ксюша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на имя.

У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей)

А сейчас давайте поиграем

Д/и (с мячом) «Назови ласково своего друга»

Воспитатель: Ребята, а к нам спешат гости

8 слайд – иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка».

Инсценировка с героями из сказки «Заюшкина избушка».

Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Каждый имеет: Право на неприкосновенность жилища.

Воспитатель. Даня, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.

9 слайд - Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.

Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.

Воспитатель. Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть.

Три братца дружно строят дом, 
Тепло, уютно будет в нём. 
В работе братцы знают толк, 
Не сможет в дом пробраться волк.

- Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)

10 слайд – Это сказка У.Диснея «Три поросёнка»

Я предлагаю поиграть в игру «Три поросенка».

- Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?

Например:

Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.

Проводится подвижная игра «Три поросенка».

Звучит музыка из мультфильма «Три поросенка».

Дети поют:

Мы маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем, цветы собираем,
песенки поем, волка в дом не ждем.

Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!

Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.

Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.

- Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).

Проходите и снова внимание.

11 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. ...Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.

- Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке «Снегурочка».

Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)

- У Снегурочки появилась семья.

  • О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
  • Каким значком пиктограммы мы отметим право на воспитании в семейном окружении или право иметь семью? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)

Хорошоа вы помогаете своим родителям, заботитесь о них?(Ответы детей)

У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей)

- А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?

Птицы страшные летали, 
Братца милого украли. 
Ничего с ним не случится - 
Выручит его сестрица.

- О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)

13 слайд - На экране иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».

Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей)

- Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)

14 слайд - Право не разлучаться со своими родителями. Ева, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не разлучаться со своими родителями.

А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.

Воспитатель. К нам снова спешат сказочные герои.

15 слайд - инсценировка с героями сказки «Маша и медведь».

Воспитатель. Однажды Маша пошла в лес по грибы и по ягоды,

да так случилась, что заблудилась она. Долго бродила Маша по лесу пока не увидела избушку.  В избушке жил медведь.

Не прогнал он ее, не выгнал в лес темной ночью.

(Из-за ширмы выходит медведь)

Маша: Да только Миша не отпускает меня домой.

Воспитатель: Миша, почему не отпускаешь Машу домой? Что случилось?

Медведь: Что случилось? Что случилось? Надоело мне самому кашу варить, да в избушке убирать. Вот и все.

Маша: Он хочет, чтобы я у него в лесу жила и в избушке убирала. А если я убегу он меня поймает и съест.

Воспитатель: Ребята давайте разберемся и поможем героям сказки  узнать кто прав, а кто нет?

( Дети пытаются разобраться в данной ситуации, высказывают свое мнение. Приходят к выводу, что никто не должен  содержаться в неволе и разлучаться со своими родителями.)

16 слайд Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

Воспитатель. Миша нарушил права Маши.

- Женя, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не быть в подневольном состоянии.

Медведь:  Хорошо отпущу ее к бабушке и к дедушке, помогу ей вернуться домой к своей семье.

- Снова прошу вашего внимания.

17 слайд - отрывок из сказки А.Толстого «Золотой ключик»:

Воспитатель:

...Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.

...Папа Карло сказал: «Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным».

«Я буду умненьким и благоразумненьким», - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.

18 – на экране иллюстрация к сказке А.Толстого «Золотой ключик»

В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)

«Я буду умненьким, благорозумненьким», – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)

19 слайд - Каждый человек имеет Право на образование.

Полина, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право на образование

Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).

Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).

Воспитатель. А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).

20 слайд - А сейчас, внимание из какой сказки эти слова:

«О, если я утону,

Если пойду я ко дну,

Что станется с ними, больными,

С моими зверями лесными?» (К. И. Чуковский «Доктор Айболит»)

- Какое право выполняет Доктор Айболит? - Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи. Есть у нас такой закон. Если жар всё тело ломит и совсем не до игры, То позвать врача на помощь тоже право … (детворы).

Ваня, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право на получение медицинской помощи.

Воспитатель: Молодцы, права вы знаете! Ребята, у вас есть не только права, но и обязанности. Давайте, вспомним:

1. Не обижать малышей.

2. Помогать маме, папе.

3. Не огорчать родителей плохим поведением.

4. Когда пойдем в школу учиться на «отлично».

5. Не ломать деревья, кусты.

6. Не убивать насекомых, животных.

7. Не рвать цветы.

8. Не засорять природу.

9. Говорить всегда правду.

10. Не нарушать права других детей.

Воспитатель: А теперь  ребята вспомним, о каких правах мы  с вами сегодня говорили.

 Загадывание загадок

1. Мама работала, папа трудился,

А я в детском садике все находился.

Все, кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на…. (отдых)

2. Всех по разному зовут:

Кот-Мурлыка, пес-Барбос,

Даже нашу козочку, зовут красиво Розочка.

Настя, Вика и Данила

Все имеют свое …. (имя)

3. Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны право на (образование)

4. Если дети заболели, плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина, пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только (врач)

5. Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно – это право на (жилье)

Воспитатель : Ребята, какие вы разные, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает их,  никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.

Воспитатель:               

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помоги вылечить сказочных героев

занятие по оздоровлению детей в старшей группе. Обсуждается  с детьми вопрос: "Что нужно делать, чтобы бытиь здоровым?" отправляются в путь, чтобы помочь сказочным героям справиться с бедой. Ребя...

Разработка Разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ В АППЛИКАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Тема: «Создание образа героя глазами детей»

Краткий фото отчет по занятию для детей старшего дошкольного возраста. Было интересно работать в новом формате, как педагогу, так и детям. Получилось интересное занятие которое, позволило поближе узна...

Настольные игры по познавательному и речевому развитию с использованием сказочных героев из технологии "Сказочные лабиринты игры" В.Воскобовича, сделанные самими педагогами

Настольные дидактические игры "Сказочные герои Фиолетового леса". Придуманы и сделаны самими педагогами. Дети очень любят знакомых героев, которые живут в их группе,  участвуют во всех ...

Всё вокруг похоже на белую сказку. Но какая сказка без сказочных героев? Конечно, и в нашей сказочной реальности появляются снежные герои, главный из которых - добрый снеговик.

Снеговик является самым популярным зимним сказочным героем после Деда Мороза и Снегурочки. В каждом дворе стоит свой снеговик, дети в восторге от этого сказочного героя. Наверное, еще и потому, ...