Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений для детей подготовительной группы. Подготовила: Воспитатель Арутюнян Н.В.
картотека по окружающему миру

Арутюнян Наира Васильевна

Игры , которые развивают и воспитывают у детей любовь к природе. бережное отношение к ней

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igry_ekologiya.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию экологических представлений

для детей подготовительной группы.

Подготовила: Воспитатель Арутюнян Н.В.

«Мы - экологи»

Цель: закреплять знания детей о природе.

Ход игры: воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и предлагает побыть им в роли экологов. Остальные дети будут задавать им вопросы. Например:

1. Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?

2. Для чего природе нужны хищники?

3. Что такое красная книга и для чего она нужна?

4. Для чего люди создают заповедники?

5. Расскажите, как связаны между собой елка, белка, рысь?

6. Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?

«Охрана природы»

Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

Оборудование: картинки с изображением растений, птиц, зверей, человека, солнца, воды, воздуха.

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями.

«Живая пирамида»

Цель: закреплять знания детей об экологической пирамиде через перфокарты.

Оборудование: перфокарты с изображением хищных и травоядных животных.

Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением на левой стороне хищных животных, на правой стороне - травоядных животных. Дети должны провести стрелку от хищного животного к тем животным, каких они ловят.

«Природа и человек»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Оборудование: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

«Большая цепочка»

Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Оборудование: картинки с изображением объекта живой или неживой природы.

Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.

«Воздух, земля, вода»

Цель: закреплять знания детей об объектах природы, развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Оборудование: мяч.

       Ход игры:

Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Кто где живёт?»

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Оборудование: картинки с изображением животных и местами их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Польза-вред»

Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: Первый вариант«Польза – вред»(Тема: живая природа)

Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос«Какая польза от пчелы?», дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется«Какой вред от пчелы?»

Второй вариант«Нравится – не нравится» (Тема: не живая природа)

Третий вариант«Хорошо – плохо». (Тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.

Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим?» (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить).

Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.

«Что в корзинку мы берем»

Цель: закрепить знания о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу, научить различать плоды по месту их выращивания.

Оборудование: картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод и корзинок.

Ход игры: у одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

«Дети – плоды» под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.

«Дети – корзинки» должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

«Грибная корзинка»

Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Оборудование: корзинка, картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки-отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по развитию экологический представлений у детей подготовительной группы

Годовой план по развитию экологических представлений для детей...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействует ...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей старшего дошкольного возраста

Удобная подборка дидактических игр, которые необходимы для работы с детьми для развития экологических представлений....

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста (подготовительная группа)

Картотека дидактических игрдля развития экологических представленийдетей дошкольного возраста(подготовительная группа)...

Картотека дидактических игр по развитию временных представлений у детей подготовительной к школе группы (6 - 7)

Детям жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать дея...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста

Дидактические игры, используются   для  развития экологических представлений детьми об окружающем мире....

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста...