Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «История часов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Актуализация знаний детей по истории часов, их разнообразия и отношения к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe_istoriya_chasov.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «История часов»
Тема: «История часов»
Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста временных отношений.
Задачи: актуализировать знания детей по истории часов, их разнообразия и отношения к ним; упорядочить представления детей об историческом времени – от прошлого к настоящему. Развивать восприятие, речь, обогащать словарь детей; пространственное воображение. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в детском коллективе при решении познавательных задач.
Средства: карта «Река времени», изображение часов (старинные и современные, песочные, настенные, настольные, наручные, напольные; коробка – посылка с часами, клей, салфетки, клеенки).
Презентация «Путешествие в прошлое часов».
Музыкальная заставка «Волшебство».
Ход НОД:
– Ребята, что за коробка здесь стоит? Вы знаете? Я тоже не знаю. Что же на ней написано, прочтем?
«В этой коробке находится очень важный и ценный предмет для людей, без него взрослые могут опоздать на работу, а дети в детский сад и в школу. Благодаря этому предмету, вы можете узнать, когда начнется любимый мультфильм».
– Сейчас узнаем, правда ли это. Давайте откроем коробку. (Дети открывают коробку, воспитатель достает старинные часы).
– Конечно, это часы! Посмотрите, какие интересные старинные часы. Из чего они сделаны? А у вас есть такие часы? Вы знаете, какие раньше были часы? Вы знаете, какие раньше были часы? Хотите узнать историю часов?
– Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени. Закройте глаза, возьмитесь за руки. Готовы узнать много нового и интересного.
Звучит музыкальная заставка «Волшебство».
– Откройте глаза и посмотрите на экран.
Давным-давно, люди жили в пещерах, у них не было всего того, что есть у нас сейчас.
– Как называется время, когда жили древние, первобытные люди? Куда мы с вам попали? Конечно, древность.
– А у древних людей были часы? Как они узнавали время?
– Правильно, люди определяли по солнцу. Солнце вставало – люди просыпалось. А знаете ли вы, что по солнцу можно точно определить время? Когда солнце светит, то от предметов падает тень. Тень от солнца длиннее утром и вечером, а днем – короче.
– Когда человек заметил это свойство тени, то он придумал вот такие часы.
(на слайде презентации воспитатель показывает изображение солнечных часов).
– Эти часы называются солнечными. Самые первые солнечные часы были высечены на камне или просто на земле.
– Как вы думаете, удобно было пользоваться такими часами?
– Теперь из древности мы переместимся в прошлое.
С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок, он есть один
И бог, и царь, и господин.
– Какие часы изобрели люди?
(на слайде презентации воспитатель показывает изображение песочных часов, на разный промежуток времени).
– Конечно, песочные! Часы, которые вы видите, рассчитаны на различный промежуток времени. Просто в этих часах песка немного больше, чем в других.
– Я предлагаю немного размяться. Давайте перевернем песочные часы и пока сыпется песок, мы с вами поиграем.
Физминутка «Часики»
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так. (наклоняют голову попеременно к правому – левому плечу)
Смотри скорей, который час?
Тик-так, тик-так,
Тик-так, тик-так. (раскачиваются как «маятник»)
Налево – раз, направо – раз.
Мы тоже можем так:
Тик-так, тик-так, тик-так. (наклоняют голову попеременно к правому – левому плечу).
– Вместо песка, люди стали заливать в часы молоко или воду. Как назывались часы, в которых была залита вода?
– Конечно, водяные часы.
(на слайде презентации воспитатель показывает изображение водяных часов)
– Также пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась, и по делениям можно было определить время.
(на слайде презентации воспитатель показывает изображение водяных часов)
– Песочные и водяные часы не очень нравились людям. Почему?
– Конечно, песочные часы надо было всегда вовремя переворачивать, а в водяные надо было все время подливать воду.
– Именно в прошлом, когда появилось стекло, железо, стали развиваться разные науки и технологии, человек придумал и создал часовой механизм и поместил его на высокую башню.
(на слайде презентации воспитатель показывает изображение часового механизма, часы на башне)
– Каждый час эти часы отбивали, и люди знали, который час. Эти часы были удобны? Почему?
– Какие часы придумали люди, чтобы они были удобными? Люди придумали часы, которые были в каждом доме. Их стали вешать на стену, ставить на пол, на стол. Как называются эти часы? (настенные, напольные, настольные).
(на слайде презентации воспитатель показывает изображение настенных и напольных часов, настольных часов)
– А вот часы – будильник, а это наручные часы. Почему они так называются?
– Что необходимо делать, чтобы наручные часы и будильник не остановились? (завожу часы). Ребята, что я делаю? В этих часах находится механизм, который необходимо постоянно заводить. Пружина, которая находится в них, часто ломается. И если забудешь завести такие часы, то они остановятся. Чтобы людям было удобнее узнавать время в современном мире, придумали электронные часы.
(на слайде презентации воспитатель показывает изображение наручных механических часов, электронных)
– Это настоящие чудо-часы, они работают от батарейки и долго не останавливаются.
– Ребята, давайте еще раз посмотрим на часы, которые лежат в коробке. Как вы думаете, какие это часы? (старинные)
– Это настоящие старинные часы, они давно уже не работают. Раз эти часы уже не работают, что с ними можно сделать? Неужели выбросить? (ответы детей)
– Как называется место, где хранятся старинные вещи? Конечно, музей. Давайте мы с вами создадим свой музей часов. Соберем экспонаты разных часов: от старинных до современных.
– Ребята, разделитесь на 3 группы, каждая из которых будет искать часы своего времени: древности, прошлого и настоящего. Выбранные картинки вы сможете наклеить на «Реку времени».
– «Река времени» начинается в далеком, древнем мире, протекает через прошлое, где жили наши прабабушки и прадедушки, и в настоящем времени, где живем мы с вами.
– Молодцы, ребята! Давайте посмотрим, что у нас получилось.
– С какого времени началось наше путешествие? Какие часы являются часами древности, прошлого, настоящего? Эту замечательную «Реку времени» я предлагаю оставить в группе. И потом мы ее будем дополнять новыми часами, например, часами будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».
: Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помог...
Конспект по познавательному развитию в старшей группе « История русского костюма»
Цель: Приобщить детей к истории народной культуры ....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "История игрушки "
Конспект занаятия по познавательному развитию "История игрушки"...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «История открытки».
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «История открытки».Цель: знакомство детей с историей открыткиЗадачи:1. Вызвать интерес к истории возникновения открыт...