Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «История часов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рублева Ольга Валентиновна

Актуализация знаний детей по истории часов, их разнообразия и отношения к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «История часов»

Тема: «История часов»

Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста временных отношений.

Задачи: актуализировать знания детей по истории часов, их разнообразия и отношения к ним; упорядочить представления детей об историческом времени – от прошлого к настоящему. Развивать восприятие, речь, обогащать словарь детей; пространственное воображение. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в детском коллективе при решении познавательных задач.

Средства: карта «Река времени», изображение часов (старинные и современные, песочные, настенные, настольные, наручные, напольные; коробка – посылка с часами, клей, салфетки, клеенки).

Презентация «Путешествие в прошлое часов».

Музыкальная заставка «Волшебство».

Ход НОД:

– Ребята, что за коробка здесь стоит? Вы знаете? Я тоже не знаю. Что же на ней написано, прочтем?

«В этой коробке находится очень важный и ценный предмет для людей, без него взрослые могут опоздать на работу, а дети в детский сад и в школу. Благодаря этому предмету, вы можете узнать, когда начнется любимый мультфильм».

– Сейчас узнаем, правда ли это. Давайте откроем коробку. (Дети открывают коробку, воспитатель достает старинные часы).

– Конечно, это часы! Посмотрите, какие интересные старинные часы. Из чего они сделаны? А у вас есть такие часы? Вы знаете, какие раньше были часы? Вы знаете, какие раньше были часы? Хотите узнать историю часов?

– Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени. Закройте глаза, возьмитесь за руки. Готовы узнать много нового и интересного.

Звучит музыкальная заставка «Волшебство».

– Откройте глаза и посмотрите на экран.

Давным-давно, люди жили в пещерах, у них не было всего того, что есть у нас сейчас.

– Как называется время, когда жили древние, первобытные люди? Куда мы с вам попали? Конечно, древность.

– А у древних людей были часы? Как они узнавали время?

– Правильно, люди определяли по солнцу. Солнце вставало – люди просыпалось. А знаете ли вы, что по солнцу можно точно определить время? Когда солнце светит, то от предметов падает тень. Тень от солнца длиннее утром и вечером, а днем – короче.

– Когда человек заметил это свойство тени, то он придумал вот такие часы.

(на слайде презентации воспитатель показывает изображение солнечных часов).

– Эти часы называются солнечными. Самые первые солнечные часы были высечены на камне или просто на земле.

– Как вы думаете, удобно было пользоваться такими часами?

– Теперь из древности мы переместимся в прошлое.

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок, он есть один

И бог, и царь, и господин.

– Какие часы изобрели люди?

(на слайде презентации воспитатель показывает изображение песочных часов, на разный промежуток времени).

– Конечно, песочные! Часы, которые вы видите, рассчитаны на различный промежуток времени. Просто в этих часах песка немного больше, чем в других.

– Я предлагаю немного размяться. Давайте перевернем песочные часы и пока сыпется песок, мы с вами поиграем.

Физминутка «Часики»

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так:

Тик-так, тик-так. (наклоняют голову попеременно к правому – левому плечу)

Смотри скорей, который час?

Тик-так, тик-так,

Тик-так, тик-так. (раскачиваются как «маятник»)

Налево – раз, направо – раз.

Мы тоже можем так:

Тик-так, тик-так, тик-так. (наклоняют голову попеременно к правому – левому плечу).

– Вместо песка, люди стали заливать в часы молоко или воду. Как назывались часы, в которых была залита вода?

– Конечно, водяные часы.

(на слайде презентации воспитатель показывает изображение водяных часов)

– Также пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась, и по делениям можно было определить время.

(на слайде презентации воспитатель показывает изображение водяных часов)

– Песочные и водяные часы не очень нравились людям. Почему?

– Конечно, песочные часы надо было всегда вовремя переворачивать, а в водяные надо было все время подливать воду.

– Именно в прошлом, когда появилось стекло, железо, стали развиваться разные науки и технологии, человек придумал и создал часовой механизм и поместил его на высокую башню.

(на слайде презентации воспитатель показывает изображение часового механизма, часы на башне)

– Каждый час эти часы отбивали, и люди знали, который час. Эти часы были удобны? Почему?

– Какие часы придумали люди, чтобы они были удобными? Люди придумали часы, которые были в каждом доме. Их стали вешать на стену, ставить на пол, на стол. Как называются эти часы? (настенные, напольные, настольные).

(на слайде презентации воспитатель показывает изображение настенных и напольных часов, настольных часов)

– А вот часы – будильник, а это наручные часы. Почему они так называются?

– Что необходимо делать, чтобы наручные часы и будильник не остановились? (завожу часы). Ребята, что я делаю? В этих часах находится механизм, который необходимо постоянно заводить. Пружина, которая находится в них, часто ломается. И если забудешь завести такие часы, то они остановятся. Чтобы людям было удобнее узнавать время в современном мире, придумали электронные часы.

(на слайде презентации воспитатель показывает изображение наручных механических часов, электронных)

– Это настоящие чудо-часы, они работают от батарейки и долго не останавливаются.

– Ребята, давайте еще раз посмотрим на часы, которые лежат в коробке. Как вы думаете, какие это часы? (старинные)

– Это настоящие старинные часы, они давно уже не работают. Раз эти часы уже не работают, что с ними можно сделать? Неужели выбросить? (ответы детей)

– Как называется место, где хранятся старинные вещи? Конечно, музей. Давайте мы с вами создадим свой музей часов. Соберем экспонаты разных часов: от старинных до современных.

– Ребята, разделитесь на 3 группы, каждая из которых будет искать часы своего времени: древности, прошлого и настоящего. Выбранные картинки вы сможете наклеить на «Реку времени».

– «Река времени» начинается в далеком, древнем мире, протекает через прошлое, где жили наши прабабушки и прадедушки, и в настоящем времени, где живем мы с вами.

– Молодцы, ребята! Давайте посмотрим, что у нас получилось.

– С какого времени началось наше путешествие? Какие часы являются часами древности, прошлого, настоящего? Эту замечательную «Реку времени» я предлагаю оставить в группе. И потом мы ее будем дополнять новыми часами, например, часами будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».

: Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помог...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "История игрушки "

Конспект занаятия по познавательному развитию "История игрушки"...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «История открытки».

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «История открытки».Цель: знакомство детей с историей открыткиЗадачи:1.    Вызвать интерес к истории возникновения открыт...