НОД по исследовательской деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тушакова Наркиза Хисамовна

Исследовательские работы для детей являются одним из важнейших принципов обучения и воспитания дошкольников. Данный подход формирует познавательные, практические, творческие умения.Развивает наблюдательность и самостоятельность.Учит проявлять активность в решении поставленных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»F:\Эмблема детского сада.png

Конспект  занятия

по  поисково - исследовательской работе с детьми старшей группы.

« Чем отличается яблоко от апельсина и лимона?»

воспитатель

Тушакова Наркиза Хисамовна

Яр-Сале 2018год

Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей.

Тема: «Чем отличается яблоко от апельсина и лимона?»

Цель: Научить проводить самостоятельные исследования. Развитие у детей исследовательских умений и навыков.

Задачи: Дать представление детям о классификации растений по семействам на примере цитрусовых.

Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, поисковая, двигательная.

Воспитывать интерес к познанию мира живой и неживой природы.

Материалы: Листочки, карточки с изображениями методов исследования, фрукты: апельсины, лимоны, яблоки;  стаканы, лупы, иллюстрации с апельсинами, детские энциклопедии, салфетки.

Ход занятия.

1Организационный момент.

Дети, к нам в гости пришел Незнайка и что - то принес в корзине. Хотите узнать что? Отгадайте загадку и вы узнаете ответ.

 

Любят взрослые и дети!

Самый вкусный фрукт на свете!

Кто рыжий круглый господин? -

Главный цитрус... (апельсин)

 

В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья.
(яблоко)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его ...

(лимон)

 Воспитатель показывает отгадку и говорит, что Незнайка просит ребят рассказать про апельсин и лимон, про яблоко.

Почему в семейство цитрусовые не входит яблоко?

2Подготовительный этап

Ребята, поможем Незнайке?

- Да.

Тогда, сядьте удобно и слушайте внимательно.

Постановка исследовательской задачи

Составление плана исследования.

-Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования как взрослые ученые.

Вызываются два ребенка, им предстоит вместе с педагогом выполнить работу. Объясняем детям, что нужно получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования. Подготовить о нем сообщение - небольшой доклад.

-Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?

Что мы должны сделать в начале?

Все дети думают, в ходе коллективного обсуждения называют основные методы: «прочитать в книге», «спросить взрослых» и т.д. Карточки с обозначением методов исследования выкладываются на доску.

Так постепенно выстраивается цепочка методов исследования.

Обращаем внимание детей, что наш план надо сделать более последовательным. Подводим их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно.

-Что следует сделать потом? Так мы выстраиваем карточки постепенно; подумать, спросить, посмотреть в книгах, посмотреть в интернете, понаблюдать, провести эксперимент.

Сбор материала

Воспитатель сообщает, собранный материал нужно фиксировать, то есть делать записи в виде рисунков, значков,  схем. Раздаем листочки и карандаши.

Первый метод «подумать самостоятельно»

Приходим к выводу: апельсин -фрукт, зарисовали. Следующая идея, растет на юге, схема «солнце и дерево с апельсином». Цвет: оранжевый, что еще может быть оранжевым? Форма: круглая, как что? Запах: апельсиновый. Определяем на ощупь твердость.

Второй метод «спросить взрослых»

Для закрепления подсказанных другими идей нарисуем схемы. И так последовательно зафиксируем все наши методы.

 Выполнение  эксперимента

Проводим опыт

1.Апельсин и лимон выжимаем, много сока?  А  в яблоке?

2.Закрываем глаза, можем ли определить на вкус апельсин, лимон -  это или яблоко?

3 Изучаем семена, кожуру. Рассматриваем через лупу.

4. сравниваем на срезе яблоко и апельсин.

5. В чем схожесть лимона и апельсина (дольки, кожура, семена).

Физминутка «Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Это долька для ежа,

Это долька для чижа

Это долька для утят

Это долька для котят

А для волка кожура

Он сердит на нас. Беда!

В домик прячемся - сюда!

Обобщение полученных данных

Итак, собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Все рисунки раскладываются так,  чтобы все видели. Советуясь с детьми, пиктограммы раскладываются в зависимости от степени важности.

Что нового мы узнали? Что мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования.

Доклад  об апельсине и лимоне, о схожести их. Почему яблоко не относится к цитрусовым.

Двое детей, выбранные заранее, дополняя друг друга, рассказывают остальным детям и Незнайке об  цитрусовых.
- Ребята сделали доклад. О чем, вы узнали? Кто хочет задать вопросы  докладчикам? Воспитатель побуждает детей задавать вопросы.

В завершение Незнайка дарит корзину апельсинами детям, благодарит их за труд и прощается с детьми.

Итог

Чем мы сегодня занимались?

Что нового вы узнали?

Понравилось ли, что именно?



Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»F:\Эмблема детского сада.png

Занятие по исследовательской деятельности

 в подготовительной группе.

воспитатель

Тушакова Наркиза Хисамовна

Яр-Сале 2019 год

Конспект  занятия

по организации исследовательской деятельности детей.

Тема: «Что такое апельсин?»

Цель: Познакомить детей с методами исследовательской деятельности. Научить проводить самостоятельные исследования. Развитие у детей исследовательских умений и навыков.

Задачи: Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Развивать у детей мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать. Учить видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям,  делать умозаключения и выводы. Побуждать детей готовить собственные мини доклады, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Воспитывать у детей нравственные чувства: сопереживание, доброжелательность, умение работать в общем темпе. Формировать навыки работы в команде и индивидуально.

Предварительная работа: Показ слайдов об апельсине, просматривание иллюстраций, беседа.

Материалы: Конверт, карточки с изображениями методов исследования, апельсины, емкость с водой,  лупы, иллюстрации с апельсинами, детские энциклопедии.

Ход занятия.

1Организационный момент.

Дети сегодня я получила письмо (показать) Хотите узнать от кого? Тогда угадайте загадку:

Я среди торосов

В теплой белой шубе.

Прячусь от морозов,

И от снежной бури. ( белый медведь)

Воспитатель читает письмо:

«Дорогие дети! Одна моя знакомая, перелетная птица, сообщила мне, что она в теплых краях лакомилась апельсинами. Мне очень хочется узнать про апельсины, ведь я никогда их не видел. Пожалуйста, помогите мне!

Расскажите мне все, что вы знаете об апельсинах. Очень вас прошу, ваш белый медведь.»

Дети, мы поможем? Да.

2Подготовительный этап.

Составление плана исследования.

-Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования как взрослые ученые.

Вызываются два ребенка, им предстоит вместе с педагогом выполнить работу. Объясняем детям, что нужно получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования. Подготовить о нем сообщение - небольшой доклад.

-Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?

Что мы должны сделать в начале?

Все дети думают, в ходе коллективного обсуждения называют основные методы: «прочитать в книге», «спросить взрослых» и т.д. Карточки с обозначением методов исследования выкладываются на доску.

Так постепенно выстраивается цепочка методов исследования.

Обращаем внимание детей, что наш план надо сделать более последовательным. Подводим их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно.

-Что следует сделать потом? Так мы выстраиваем карточки постепенно; подумать, спросить, посмотреть в книгах, посмотреть в интернете, понаблюдать, провести эксперимент.

Сбор материала

Воспитатель сообщает, собранный материал нужно фиксировать, то есть делать записи в виде рисунков, значков,  схем. Раздаем листочки и карандаши.

Первый метод «подумать самостоятельно»

Приходим к выводу, апельсин-фрукт, зарисовали. Следующая идея, растет на юге, схема «солнце и дерево с апельсином». Цвет: оранжевый, что еще может быть оранжевым? Форма: круглая, что еще бывает круглым? Размер: Большой, маленький? А если слон посмотрит на апельсин, что он скажет. А если дать оценить насекомому? Значит кому – то апельсин покажется огромным, а кому – то маленьким.  Все зависит не только от размера апельсина, но и размера того, кто его оценивает. Поэтому мы будем считать размер апельсина неопределенным.

Второй метод «спросить взрослых»

Для закрепления подсказанных другими идей нарисуем схемы. И так последовательно зафиксируем все наши методы.

Наблюдение и эксперимент  

1. Запах: апельсиновый. Закрываем глаза, можем ли определить запах.

 Определяем на ощупь твердость.

 Какая кожура,  есть дольки, семена.

 2.Проводим опыт, тонет ли апельсин в воде?

А) С кожурой кладем апельсин в воду.

Б) Без кожуры. Делаем вывод: Апельсин  не тонет в воде, потому что его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. А без кожуры тонет.

3.опыт с шариком и апельсином.

Отрезать кожуру апельсина и надавив, брызнуть соком на шарик. Что произойдет? Вывод: кислота растворяет резину. В кожуре есть лимонен.

Физминутка  «от Медведя».

Мы предметы изучали

И немножечко устали.

А теперь мы отдохнем

Физминутку проведем.

От кого бежишь медведь Поскорее нам ответь!

(бег на месте)

Почему ты косолапый?

Топай мишка,

Хлопай мишка,

Приседай со мной братишка.

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись

Обобщение полученных данных

Все рисунки раскладываются так, чтобы все видели. Итак, собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Советуясь с детьми, пиктограммы раскладываются в зависимости от степени важности.

Что нового мы узнали? Что мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования.

Доклад  об апельсине

Двое детей выбранные заранее, дополняя друг друга, рассказывают остальным детям и Незнайке об апельсине.
- Ребята сделали доклад. О чем, вы узнали? Кто хочет задать вопросы  докладчикам? Воспитатель побуждает детей задавать вопросы.

 Педагог: Вот какую большую работу вы провели, молодцы! Теперь я все ваши рисунки, пиктограммы  отправлю белому медведю, теперь и он будет знать все об апельсинах.

Итог

Чем мы сегодня занимались?

Что нового вы узнали?

Понравилось ли, что именно? Дома расскажите родителям про апельсин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...