Виртуальная экскурсия «Мой край – родной Урал»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рублева Ольга Валентиновна

Знакомство детей с родным краем, в котором они живут, с его природными ископаемыми; воспитывать любовь и чувство гордости за свой край.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnaya_ekskursiya_.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия

«Мой край – родной Урал»


Виртуальная экскурсия «Мой край – родной Урал»

"Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней".

Д.С. Лихачев.

" Край родной, то солнечный, то вьюжный, Мудростью силен и красотой — Пояс гор Уральских, древних, дружных — Оберег Руси моей святой! "

Н. Пикулева.

Цель: познакомить детей с названием региона, в котором они живут, с его природными ископаемыми; развивать умение: использовать при ответе имеющиеся знания; формулировать выводы; побуждать детей к полным ответам; высказывать свою точку зрения; воспитывать любовь и чувство гордости за свой край.

Задачи:

1. Совершить виртуальную экскурсию по природным объектам (минералы и самоцветы) Урала.

2. Провести параллель: география — литература, на примере " Уральских сказов" П.П. Бажова.

3. Продолжить работу по развитию у детей памяти, речи, внимания, мышления.

4. Развивать научное восприятие окружающего мира.

5. Учить детей работать с физической картой.

Оборудование:

  1. 1. Физическая карта России.
  2. 2. Глобус.
  3. 3. Иллюстрации на интерактивной доске с изображением минералов, поделочных материалов, ювелирных изделий.
  4. 4. Книги. Сказы П.П. Бажова.
  5. 5. Выставка минералов, поделок и ювелирных изделий.

Ход экскурсии.

– Здравствуйте, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами совершим виртуальное путешествие. Но сначала, нам нужно подготовиться и ответить на несколько вопросов:

– На какой планете мы живем? (Ответы детей)

– В какой стране мы живем? (Ответы детей)

– Как называется наш край? (Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение.

«Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,

На ковровых просторах,

Среди плодородных полей,

Лежат голубые озера

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звездный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Я сердцем все это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала -

В чудесном искусстве труда.

Люблю я огонь созиданья

В суровой его красоте,

Мартенов и домен дыханье

И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые

И руки, что плавят металл.

  • .. Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал»

– Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю. Так образовался Уральский хребет.

– В какой части России расположен Урал? (ответы детей)

– Как называется то место Урала, где мы с вами живем? (после ответов детей показать на карте и глобусе местонахождение Урала).

– Мы живем в богатейшем крае — на Урале, в Свердловской области.

Звучит голос:

– Здравствуйте, ребята. Я — Медной горы Хозяйка. Я вижу, что вы, ребята, хотите о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской посмотреть. Нигде в мире не встречаются столько самоцветов и минералов в одном месте, как у нас на Урале. В добрый путь, ребята.

– Кто же это — Медной горы хозяйка? О ней писал великий уральский писатель — сказочник Павел Петрович Бажов.

– Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа в облике или хозяина, старика, горного духа, или хозяйки и т.д.

– Такие фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях в рудниках и шахтах. Они пытались объяснить непонятные явления природы, искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды. Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение.

– Павел Петрович Бажов не понаслышке знал о минералах, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы. Так появилась Медной горы хозяйка и другие чудесные существа, которые охраняют подземные богатства. (Воспитатель предлагает детям посмотреть выставку книг — сказок П.П. Бажова, фрагменты из мульфильмов " Медной горы хозяйка", «Малахитовая шкатулка»).

– Наша Свердловская область богата лесами, озерами, реками, горными вершинами, в ней известно 438 минералов. Из них немалую часть занимают самоцветы. Самоцветами в народе обычно называют богатые цветом камни.

– Я познакомлю вас, ребята, с некоторыми минералами о которых писал П.П. Бажов в своих сказах и которые представлены на выставке и иллюстрациях.

– Яшма -пестрый камень. В этом камне сама природа рисует невероятной красоты картины- пейзажи, горы, деревья. Это популярный поделочный материал для художественных камнерезных изделий: чаши, корзиночки, иконостасы, статуэтки.

– Топаз — полудрагоценный минерал. Его используют в ювелирном деле для украшений (кулоны, серьги, перстни).

– Слюда — очень мягкий материал, который с легкостью разделяется на слои. Имеет различные цветовые оттенки. Является высококачественным электроизоляционным материалом. Используется для изготовления оптических стёкол, для постройки яхт, как материал для дизайна, как элемент украшений.

Мрамор — горная порода, которая после шлифовки ценится в строительстве: для памятников, для облизовки зданий, каминов, фонтанов. Он весьма прочен к износу.

– Медный изумруд — редко встречающийся минерал. В основном используется как коллекционный материал. Украшает музеи.

– Малахит — один из красивейших минералов. Его окраска представляет собой палитру зеленых тонов от светло-зеленого до густого темно-зеленого цвета. Из него изготовляют вазы, чаши. В Зимнем дворце есть малахитовая гостиная. Он является главным символом Урала.

– Лабрадор — минерал, который переливается всеми цветами радуги. Является ценным ювелирно- поделочным камнем. Используется как облицовочный материал (применен в отделке Мавзолея Ленина).

– Змеевик — относится к категории драгоценных камней. Он отличается интересным рисунком, напоминающим змеиную кожу. Его используют для изготовления ювелирных изделий, сувениров, облицовочных плит. Из него выкладывают печи, так как он обладает повышенной чувствительностью к высоким температурам. Из него изготовляют особую ткань (одежда выдерживает температуру до 600 градусов по Цельсию).

– Графит — распространенный в природе материал. Используется для изготовления огнеупорного кирпича, графитовых карандашей, для смазки велосипедных цепей. Графитовая краска используется от коррозии.

– Горный хрусталь - кристаллы минерала прозрачны, бесцветны либо с розовым, сиреневым, золотистым оттенком. Встречается редко. Очень дорогой минерал. Используется для ювелирных украшений, для изготовления линз в радиотехнике.

– Алмаз -прозрачный бесцветный минерал. Самый твердый. Дорогой драгоценный камень. Используется для изготовления ювелирных изделий, для ножей, сверл, резцов, а также в компьютерной, часовой и ядерной промышленности.

Заключение.

– Богатство минералов Урала очень велико. Свердловская область — богатая кладовая. В её недрах скрыта масса сокровищ. На Земле пока еще не найдено такого места, где бы на небольшой площади были сохранены главные известные науке минералы. Мы должны научиться беречь и сохранять это богатство. Уральцы особенный народ, который ценит первозданность и красоту природы.

– Ребята, где можно узнать более подробную информацию о минералах Урала? (рассуждения детей)

– Молодцы, ребята. Информацию о минералах можно узнать из интернета, посещать музеи, заповедники, читать произведения уральских писателей, сказки П.П. Бажова. Я надеюсь, что вы будете большими знатоками своей малой Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия «Путешествие по родному городу Югорску»

Непосредственно образовательная деятельностьВиртуальная экскурсия«Путешествие по родному городу Югорску»Интеграции: «Социализация», «Коммуникация», «Познание»,Программные задачи: Продолжать знакомство...

Образовательный педагогический проект "Край родной - Урал воспетый"

Цель проекта:-Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностного отношения к природе родного края.Задачи:1.Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте природы...

Квест-путешествие по известным местам нашего города в рамках проекта "Наш край родной - Урал"

Квест-путешествие по известным местам нашего города в рамках проекта "Наш край родной - Урал"...

Конспект НОД "Наш край родной - Урал"

Закрепить географическое преставление, при этом подчеркнуть, что наш край большой, а на карте России он занимает определенное место....

Виртуальная экскурсия по краю с целью приобщения к историческим и знаменательным датам и местам России. Патриотическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента. Тула – моя историческая Родина.

Знакомство детей с традициями, культурными ценностями русского народа, расширение представления о городах России и достопримечательностями родного города....