Методическая разработка: конспект занятия "Чудеса России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ильина Марина Анатольевна

Конспект "Чудеса Росиии разработан для детей старшей группы компенсирующй нарваленности" . В ходе образовательной деятельности  дети закрепляют   представления о малой и большой Родине, расширяют знания  о России: ее территории и обширных просторах, национальном природном богатстве - озере Байкал, знакомятся  с достопримечательности города Москвы: Кремлём, Красной площадью, Большим театром Москвы, театром имени С.В. Образцова. Таким образом  у детей формируются патриотические чувства: любви и гордости к всоей родной стране.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_rossii.docx45.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 171»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

на тему «Чудеса России» по реализации образовательной области

«Познавательное развитие», с интеграцией образовательных областей: «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

в старшей группе компенсирующей направленности

Воспитатель: Ильина М.А.

г. Зима, 2016 г.

 

«Чудеса России»

Цель: создание условий для формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Задачи:

Образовательные

Закрепить  у детей понятие «Родина». Дать представления о малой и большой Родине. Расширить знания детей о России: ее территории и обширных просторах, национальном природном богатстве- озере Байкал, Познакомить с достопримечательности города Москвы: Кремлём, Красной площадью, Большим театром Москвы, театром имени С.В. Образцова. Дать знания  о театре,  и о балете.

Развивающие

Развивать познавательную активность, внимание, логическое мышление. Развивать умение выслушивать внимательно своего сверстника, отвечать полным ответом на вопрос воспитателя, навыки сотрудничества  у детей в продуктивной деятельности, активность, самостоятельность при выборе материала.

Воспитательные

Воспитывать чувство любви  и гордости к своей родной стране, учить бережно относиться к природным богатствам России. Приобщать детей к русской национальной культуре, способствовать развитию эстетического вкуса. Воспитывать дружелюбие сверстников друг к другу при решении общей проблемной ситуации.

Коррекционная задача: 

Развивать диалогическую речь, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Активизация словаря: Россия, Родина, Отчизна, Отечество, россияне, Кремль, Красная площадь, Куранты, жемчужина Сибири.

Оборудование:

Для воспитателя: Мультимедийное оборудование, ноутбук, колонки, указка, мяч, мультимедийная  презентация, подбор музыкального сопровождения, оформление на стене: карта России, иллюстрации «Пейзажи Байкала», «Контур Байкала», «река Ангара», на столах макеты Байкала , титульный лист к журналу «Чудеса России»,  брошюратор.

Для детей: пуфики по количеству, листы для создания страниц журнала «Чудеса России»,  3 мольберта с наклеенными  вверху кругами красного, жёлтого и зелёного цвета  и листами (формат А 3) «Территория России», «Москва», «Жемчужина Сибири», 3 фишки красного цвета, 3  фишки жёлтого цвета, 4 фишки зелёного цвета, салфетки, клей-карандаш, тарелки с вырезанными иллюстрациями, силуэтами по количеству детей для аппликации, бэджи с надписями «Журналист» по количеству детей.

Методическая литература:

  1. «Здравствуй, мир!», Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., М.: «Баласс», 2003 г.;
  2. «Мы живём в России», Н. Г. Зеленова, Л.Е.Осипова, М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010 г.;
  3. Журнал «Воспитатель» № 6/ 2007, беседа «Моя Родина-Россия» (стр.58);

        Познавательная литература для детей:

  1. «Москва-столица нашей Родины», В. И. Алешков, М.: Росмэн, 2015 г.;
  2. «Природа России», Н. В. Мокиевская, И. В. Рысакова, М.: Росмэн, 2015 г.;

Ход занятия «Чудеса России»

Дети входят в зал, здороваются с гостями, встают в круг

Вступительная часть

Приветствие

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одной стране -

Всех я вас приветствую!

Воспитатель: Кто знает, как называется наша страна?

Дети: Россия. Вы правы ребята, Россия – это наша Родина – это место, где мы живём. А как по- другому можно назвать Родину? (Отчизна, Отечество, отчий дом). Есть малая Родина—это место, где вы родились, живёте, где ваша семья, ваш дом, родной город.  Как называется наш родной город?

( Зима), а большая Родина-это страна, в которой мы живём.

Воспитатель: Мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя-Россия. Давайте все вместе повторим это слово - «Россия»! А как называют жителей России? (Россияне) (Активизация словаря в хоровом  и индивидуальных ответах).

 Ребята, чтобы пополнить ваши знания о нашей Родине-России, я предлагаю вам стать сегодня журналистами и побывать в разных уголках России. Вы согласны?

Дети: Да!

В: Тогда сейчас мы отправимся в редакцию, где нас встретит редактор и расскажет, как быть журналистами. Я буду главным журналистом, а вы моими помощниками-журналистами, вы же будете учиться. (Дети вместе с воспитателем  проходят в редакцию: в зале отделён угол шторкой, слайд -«Редакция»).

Выходит редактор и ни встречает детей, воспитатель вместе с детьми рассказывает редактору о своей проблеме.

Редактор: Молодцы, ребята, что вы интересуетесь нашей страной  и пришли узнать, как стать журналистами. А вы знаете кто такие журналисты и чем они занимаются?( Ответы детей) Они путешествуют не только по России, но и по всему миру. Журналисты пишут и составляют разные статьи о событиях достопримечательностях, а затем отдают их в редакцию, где редакция составляет и издаёт журналы, книги об этих событиях. Посмотрите,   какие интересные  журналы мы издаём о нашей стране (показать несколько журналов: «Вокруг света», «Тайны и загадки» и др.). Я предлагаю вам составить журнал «Чудеса России» (газеты). Титульный лист я  уже приготовила, а остальные листы вы дополните, когда узнаете о чудесах России. А потом придете ко мне в редакцию, и я вам помогу из этих листов составить журнал.

Вам нравится такая идея?

Дети: Да!

Редактор: Сейчас мы прикрепим вам бейджики и вы станете журналистами.

(Редактор вместе с воспитателем прикрепляют детям бейджики с надписью «Журналист» и дети выходят из «Редакции»).

Основная часть

Воспитатель:  А теперь  отправимся в путешествие по нашей Родине. На чём можно путешествовать? (на самолёте, машине, автобусе, корабле)

Воспитатель: Ребята, а на каком виде транспорта хотели бы вы путешествовать? А давайте поедем на поезде, и у нас будет несколько остановок. Вы согласны? Тогда поехали.

(Дети строятся за воспитателем и под  музыку «едут «на поезде»).

Первая остановка «Территория России» (на стене расположена мировая карта)

Воспитатель: Давайте подойдём и найдём нашу страну на карте (дети вместе  с воспитателем походят к карте и находят Россию на карте).

- Это мировая карта, на которой расположено много стран. Россия - самая большая страна в мире.  (Показ границы России указкой).

 Воспитатель читает стихотворение:

 Как велика моя земля!

 Как широки просторы

 Озёра реки и поля

 Леса и степь и горы!

 Раскинулась моя земля

 От севера до юга.

 Когда в одном краю весна -

 В другом снега и вьюга!

Рассказ воспитателя: Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша Родина. Велика и необъятна она! Россия самое большое из государств в мире. Вся территория России лежит в Северном и Восточном полушарии Земли. Она занимает почти треть огромного континента . На территории России обозначены леса, реки, горы, моря, степи, города. Как вы думаете, каким цветом обозначены леса?

Дети отвечают: (зеленым), реки и моря (голубым), горы и степи коричневым.

Воспитатель: А города обозначены черными точками. В России не одна тысяча городов. Какой самый главный город России. Дети отвечают (Москва). А какие  города вы ещё знаете? (Предполагаемые ответы детей). Какие  большие реки вы можете назвать (Ответы детей- Обь, Енисей, Лена, Волга). А всего в России 120 тысяч рек! Есть и озёра. Самое глубокое озеро в мире находится в России, в нашем регионе. Как оно называется  (Воспитатель показывает указкой, дети называют - озеро Байкал). В России самые большие лесе на земле. Какое дерево является символом России? (Ответ детей - берёза).

Русский народ слагал о Родине поговорки песни, придумывали сказки. А вы знаете пословицы о Родине? Назовите, пожалуйста.

Дети рассказывают пословицы о Родине:

«Нет земли краше, чем сторонка наша».

«Русское раздолье – человеку приволье».

«Родина любимая, что мать родимая».

«Береги землю родимую, как мать любимую».

«Жить – Родине служить».

  «Нет в мире краше Родины нашей».

«Волга - всем рекам мать».

«Родная сторона - мать, чужая - мачеха».

В: Поедем дальше (Дети строятся за воспитателем и под  музыку «едут «на поезде»).

Вторая остановка «Достопримечательности Москвы»

Дети рассаживаются на пуфики. В ходе показа слайдов воспитатель беседует с детьми

Рассказ воспитателя: Вы уже знаете, что столица нашей Родины – это Москва. Сейчас мы рассмотрим и познакомимся с достопримечательностями Москвы. В Москве работают наше правительство  и президент (слайд - показ портрет президента). Как зовут нашего президента? (Дети отвечают - В.В. Путин). У каждой страны есть свои государственные символы. Какие государственные символы у нашей страны? ( Дети называют: герб, флаг и гимн-показ слайда «Символы России»).

Самая главная достопримечательность Москвы - это Кремль. Кремль-это огороженное укромное место, крепость, которую строили люди в старину, защищая себя от врагов  и диких животных. В старину такое место называли «кром» или кремник. Позднее стали говорить «Кремль».

Рассмотрите стены Московского Кремля (слайд Кремля). Из чего построены стены и башни Кремля? (Ответы детей). Поэтому  Кремль называют «краснокирпичным» (активизация словаря). Эти мощные стены и стройные башни стоят вот уже 500 лет.

Всего башен Кремля 20. Все они разные по высоте и по форме. Каждая башня имеет свою историю, своё название.

Главная башня Кремля-Спасская (слайд Спасской башни).На ней мы видим огромные часы с  золотыми цифрами. Это Куранты. Куранты показывают время, по которому живёт вся страна.

Вот Башня-великан. Шпиль её уходит высоко в небо. Называется она Троицкая (слайд Троицкой башни). Через Троицкие ворота Троицкой башни можно попасть в Кремль. А вот невысокая, круглая по форме башенка. Она мало похожа на своих соседок. Это Кутафья башня, башня-малютка (слайд Кутафьей башни). Это Боровицкая башня. Название башни напоминает нам о том, что некогда здесь, на холме, шумел густой бор. Бор-это сосновый лес (слайд Боровицкой башни).

Тайницкая башня (слайд Тайницкой башни). Это невысокая приземистая башня. Её название говорит о тайне, тайнике. Внутри башни был когда-то тайник. И даже не один, а два, тайник-колодец, и потайной выход из крепости. Только давным- давно это было.

У стен Кремля расположена Красная площадь (слайд Красной площади). Как вы думаете, почему площадь назвали Красной?

Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» означало также красивый, а ещё главный, славный, самый дорогой, почётный. Главный вход в терем назывался крыльцом. Самоё почетное место в доме - красным углом.

Стихотворение о Москве (читает ребёнок)

Москва – это Красная площадь.

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

       Физкультминутка:(переделать)

    Мы устали, засиделись,

 Нам размяться захотелось,

 То на стену посмотрели,

 То в окошко поглядели,

 Вправо, влево поворот,

 А потом наоборот!

 Приседанья начинаем,

 Ноги до конца сгибаем,

 Верх и вниз, верх и вниз,

 Приседать не торопись,

 И в последний раз присели,

 А теперь на место сели.

Воспитатель: Красива Москва, много в ней интересных мест, обо всём и не расскажешь. Взрослея, вы будете  всё больше узнавать об этом городе и полюбите его. А я хочу вам рассказать ещё об одной из главных и замечательных достопримечательностях Москвы. О Большом Театре. Большой театр - самый известный театр в мире (слайд Большого театра). Рассмотрите это красивое белое здание с высокими колоннами. Наверху здания - скульптурная композиция: человек в колеснице управляет четвёркой лошадей. Построили театр более  100 лет назад-мастера.

Большой театр-это театр оперы и балета. В Большом театре можно посмотреть балет. Балет, как и опера, спектакль под музыку. На протяжении  всего спектакля звучит музыка, и артисты балета под неё танцуют. Самый знаменитый балет, поставленный в этом театре  «Лебединое озеро», а музыку к этому балету написал  композитор-Пётр Ильич Чайковский (слайд-изображение балета «Лебединое озеро»).

Динамическая пауза

Представьте себе, что вы артисты балета

-Как бы вы станцевали под музыку, которая сейчас зазвучит (2 –е действие

« Кода ( танцы лебедей)»). Раздать детям ленты или шелковые платки. Дети повторяют движения за воспитателем, а после придумывают и свои.

Ребята мы с вами путешествуем долго, пора нам возвращаться домой. (Дети строятся за воспитателем и под  музыку «едут «на поезде»).

Третья остановка «Озеро Байкал» мы с вами приближаемся уже к дому.

(Дети рассаживаются на пуфики. Воспитатель беседует с детьми)

Воспитатель: Ребята, наша страна очень большая, огромная и в ней есть много регионов, областей. В какой области живём мы с вами? (Ответ детей-в Иркутской области). А главный город Иркутской области как называется? (Иркутск).

Рассказ воспитателя:

Недалеко от Иркутска, в Прибайкалье находится одно из главных природных богатств России-озеро Байкал (слайд озера). Озеро Байкал ещё называют жемчужиной Сибири. Байкал расположен в Восточной Сибири. Формой Байкал напоминает полумесяц, лежащий в окружении горных хребтов. Это озеро глубочайшее на планете, Байкал - древнейшее из озёр. В Байкале сосредоточена пятая  часть мировых запасов пресной воды. В это озеро впадает  более трёхсот рек и ручьев, а вытекает из Байкала одна могучая красавица Ангара, впадающая в Енисей.

Ребята, а кто из вас был на Байкале?

Байкал - уникальное место. Больше половины животных и растений Байкала не встречаются больше нигде в мире. Каких рыб Байкала вы знаете? (Ответы детей) Среди множества видов обитающих  в озере рыб есть и знаменитый байкальский омуль (слайд омуля).Здесь живут даже настоящие морские звери - байкальские нерпы (слайд нерпы). Пейзажи Байкала удивительно разнообразны, (несколько слайдов о Байкале). Ребята, рассмотрите пейзажи Байкала, полюбуйтесь на их красоту.

Не только озеро Байкал богато своими природными ресурсами: животными, рыбами, птицами, но и по всей России обитает множество различных видов птиц, рыб, животных. И я предлагаю вам поиграть  в игру «Рыбы, птицы, звери».

Дидактическая игра «Рыбы, птицы, звери»

 (Дети строятся за воспитателем и под  музыку «едут «на поезде»).

Воспитатель: Ребята, все природные богатства России: полезные ископаемые, животные, растения, бескрайние леса, полноводные реки наши деды и прадеды сохранили это для нас, уберегли от гибели и уничтожения, от врагов земли русской. А теперь настала наша очередь - беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную Родину-Россию. Хорошо подумайте и ответьте:

-Как можно сохранить природу нашей Родины?

Предполагаемые ответы детей:

-Любить её, беречь каждый кустик, высаживать новые деревья, помогать птицам, делать кормушки и скворечники, защищать сохранять богатства, работать, трудиться, не разбрасывать мусор, не загрязнять реки, ухаживать за растениями и  т.д.

Воспитатель: А вот чтобы уберечь и сохранить богатства России, существует Красная книга. И мы сей час узнаем о ней.

(Дети строятся за воспитателем и под  музыку «едут «на поезде»).

Четвёртая остановка «Красная книга России»

Рассказ воспитателя:

За последние годы исчезло много видов животных, растений и это число постоянно растёт. Чтобы обратить внимание на проблему исчезновения животных и растений существует Красная книга России (слайд). Такое название выбрано не случайно. Красный цвет – сигнал опасности и запрета, понятный людям всего мира. На страницах книги помещены сведения об исчезающих видах животных и растений. Например, такие известные животные , как амурский тигр, манул, русская выхухоль, среди растений-венерин башмачок, среди птиц-белый журавль, краснозобая казарка (слайды-изображения).

Чтобы сохранить какой-либо  вид животного, о нём необходимо много знать. Учёные изучают, где он живёт, чем питается, как размножается, почему он стал редким. Все эти сведения заносятся в Красную книгу и позволяют учёным разработать меры для охраны редких животных.

Воспитатель: Ну, вот, ребята, наше путешествие по России завершается. Вы убедились, как богата наша Россия разными чудесами. Мы любим нашу Родину и гордимся ею! Поиграем в словесную игру «Моя Родина…»

Словесная игра «Моя Родина…»

Правила игры: Воспитатель бросает мяч ребёнку и просит его продолжить предложение и ответить на вопрос, какая Родина? Дети ловят мяч и отвечают на вопрос «Моя Родина… (красивая, замечательная , любимая, большая, необъятная, огромная, прекрасная, единственная , бескрайняя, уникальная и др.)

Чтение стихотворений о Родине (подобрать)

1-й ребёнок:

«Родина! Россия! Русь! Как тобою я горжусь!

Горы самые высокие, реки самые глубокие,

Степи самые раздольные, люди гордые и вольные,

Все бойцы самотверженны, все твои враги повержены,

Ты стремись вперёд как птица, будут все тобой гордиться!» (Н. Нищева)

2-й ребёнок

«С чего начинается Родина? 
С картинки в твоем букваре, 
С хороших и верных товарищей, 
Живущих в соседнем дворе, 
С чего начинается Родина... 
С заветной скамьи у ворот, 
С той самой березки что во поле 
Под ветром склоняясь, растет».  (М.Матусовский)

Воспитатель: Наше путешествие по России завершилось. И мы возвращаемся в детский сад. (Дети строятся за воспитателем и под  музыку «едут «на поезде»).

Дети вернулись из путешествия по России в детский сад

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие по России? Вы не забыли какую задачу поставил перед нами редактор? (создать журнал). И мы  с вами, кто? (журналисты) Я думаю, что   у вас осталось много впечатлений, вы приобрели новые знания. И сейчас я каждому из вас раздам листы, и вы на них создадите статью с помощью иллюстраций, картинок.

Продуктивная деятельность аппликация- создание статей «Чудеса России»

Дети проходят за столы садятся и выбирают тарелки для аппликация с приготовленными в них картинками по темам: «Московский Кремль», «Красная площадь Москвы», «Большой театр Москвы», «Балет в Большом театре Москвы», «Государственные символы России», «Озеро Байкал»,  «Нерпы Байкала», «Редкие животные России», «Недра России», «Редкие растения России», «Красная книга России».

(Во время продуктивной деятельности включить спокойную музыку).

Заключительная часть

Воспитатель: Ну, вот, ребята, вы и выполнили работу журналистов, создали свои статьи. А теперь мы с вашими работами отправимся в редакцию.

(Дети идут вместе с воспитателем в  редакцию. Их  встречает редактор).

Редактор: Ребята, вы были журналистами. Вам понравилась профессия журналистов? А что вы делали? (ответ детей- путешествовали по России, рассматривали достопримечательности, места России).

Рефлексия: Расскажете, пожалуйста, что вы изобразили в своих статьях, и я узнаю, где вы побывали. (Дети рассказывают, как они назвали свои статьи).

Редактор: А теперь я из ваших статей соберу журнал. Как он будет называться, вы не забыли? ( дети отвечают -«Чудеса России»)

Редактор собирает журнал «Чудеса России» с помощью скоросшивателя.

Редактор: Молодцы, ребята. Я вижу, вы справились со своей  задачей: собрали статьи о России и издали новый журнал. А этот журнал я дарю вам. Вы продолжите добавлять  в него странички, когда будете узнавать ещё что-то новое о своей Родине. Когда вы вырастите,  может быть, кто-то из вас станет журналистом, Это замечательная профессия и приносит большую пользу для нашей Родины. До свиданья, ребята!

(Дети прощаются с редактором и уходят в группу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Знакомство с символами России"

Этот конспект поможет воспитателям познакомить детей с символами России, родного города....

Методическая разработка Конспект НОД по социально- коммуникативному развитию "Моя родина - Россия"

(личностно – ориентировочное взаимодействие педагогов с детьми, технологии:  игровые, здоровье сберегающие, ТРИЗ)             ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы на тему: "Символы России"

Методическая разработка направлена на формирование представлений у детей о символах России....

Методическая разработка. Конспект динамической паузы по теме недели "Наша Родина - Россия" в старшей группе

Программное содержание. Предупредить развитие утомления у детей, снизить эмоциональное напряжение и сохранить работоспособность. Формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни....

Методическая разработка Конспект НОД по речевому развитию Наша родина - Россия

Материал поможет педагогам систематизировать знания у детей подготовительной группы о России....

Методическая разработка. Конспект НОД в младшей группе по познавательному развитию «Москва – столица России»

Методическая разработка. Конспект НОД в младшей группе по познавательному развитию «Москва – столица России»Автор: Герасимова Оксана АлександровнаОрганизация: МБДОУ № 151  &laqu...