Проект «Сколько профессий и все хороши!»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ахметова Ильсияр Ильгизовна

Формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых,  показать результаты труда, их общественную значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rabota.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование проекта

«Сколько профессий и все хороши!»

Тип проекта

Познавательно – творческий

По составу участников проект

Групповой (воспитанники – воспитатели –родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) (далее по тексту -родители)

По количеству

Групповой

По продолжительности проект

Краткосрочный

По содержанию

Интегративный

По виду проект

Познавательный

Сроки реализации проекта

02.12.2020 – 11.12.2020

Разработчик  проекта

Зайнуллина Ильсияр Ильгизовна - педагогический работник  старшей группы  №9  МАДОУ ЦРР – детский сад №14

Участники проекта

Педагогические работники, воспитанники, родители.

Цель проекта

Формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых,  показать результаты труда, их общественную значимость.

Задачи проекта

Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

 

Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.

 

Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.

 

Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.

 

Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

 

Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

 

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап.

- изучение материала по теме проекта;
-  обоснование его актуальности, проблематики;
-  определение цели и задач, сроков реализации;
-  подбор методического материала, необходимого для реализации проекта;
-  
Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и иллюстраций  по теме проекта;
-  подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной и двигательной активной деятельности воспитанников;
-  введение воспитанников  в проблематику данного проекта.
-  выявление знаний воспитанников о трудовой деятельности их родителей, названии профессий;

- подготовка информации для родителей (законных представителей)

Основной этап.

Проведение ООД, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных),  дидактических игр, творческой  деятельности, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы

Заключительный этап:

Выставка детских рисунков «Моя будущая профессия»;

Стенгазета с фотографиями «Профессии наших родителей»

Ожидаемые результаты

Воспитанники  знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями; имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы; умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.

Введение

Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы воспитанники понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде воспитанники получают в семье и в детском саду.

Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В детских садах о мире труда осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и   склонностями своего ребенка, стараясь  предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит выбора  профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 4-6 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но об этих так или иначе знакомых профессиях воспитанники знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

Проблема.

 В ходе беседы с воспитанниками, наблюдения за сюжетно – ролевыми, дидактическими  играми  выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае углубленное изучение профессий, через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Воспитаннику  необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности воспитанника. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Тематика проекта отражает знакомство воспитанников с  профессиями родителей.

Актуальность.

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.

В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги).

Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии? Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада. Профессиональная ориентация, как педагогическая категория означает процесс ознакомления воспитанников  с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто воспитанники  выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей .

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для разработки данного проекта. Разрабатывая проект,  я руководствовалась основной общеобразовательной программой дошкольного образования, примерной парциальной образовательной программой дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Ожидаемый результат:

- Воспитанники  должны знать и называть профессии своих родителей, работников детского сада и их значимость.

- Воспитанники должны знать и называть  большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, должны уметь составить описательный рассказ о профессии.

- Сделать воспитанников  более раскрепощенными и самостоятельными.

- У воспитанников должно быть сформировано чувство гордости за своих родителей и желание помогать им.

- У родителей должен проявиться интерес к  образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться  с педагогом, участвовать в жизни  группы.

Реализация проекта.

1 этап – подготовительный.

Работу над проектом я начала со сбора информации. Сначала изучила литературу по теме:  Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях», Шорыгина Т. А. «Профессии. Какие они?»,  Степанова В. А. «Профессии. Когда я вырасту», Шатова А.Д. «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», интернет ресурсы.

Получив необходимый объем знаний,  я составила паспорт проекта, определила цель и задачи проекта, сроки реализации, разработала  план работы с воспитанниками своей группы.

Цель проекта: формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых,  показать результаты труда, их общественную значимость.

Задачи проекта:

- Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

- Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.

-  Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.

 - Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.

-  Расширять кругозор и познавательный интерес детей. 

- Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

План проекта

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Сроки

(дата)

1

Подготовительный этап.

- изучение материала по теме проекта;
-  обоснование его актуальности, проблематики;
-  определение цели и задач, сроков реализации;
-  подбор методического материала, необходимого для реализации проекта;
-  
Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и иллюстраций  по теме проекта;
-  подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной и двигательной активной деятельности воспитанников;
-  введение воспитанников  в проблематику данного проекта.
-  выявление знаний воспитанников о трудовой деятельности их родителей, названии профессий;

- подготовка информации для родителей (законных представителей)

02.12.20

02.12.20

02.12.20

03.12.20

03.12.20

04.12.20

2

Основной этап.

- Беседа: «Какие профессии ты знаешь? » Цель: закрепление с воспитанниками знакомые им профессии, уточнить и расширить представления о профессиях, воспитывать уважение к людям разных профессий.

- ООД познавательное развитие «Все работы хороши»

- Просмотр альбомов, карточек по темам «Труд»,  «Профессии».

- Чтение худ. литературы

Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».

- Дид.игра «Угадай профессию»

Понедельник

07.12.20

Развитие речи:

-Составление рассказов о профессиях родителей 

-Речевые игры:  «Кому что нужно», «Кто больше назовет профессий».

-Наблюдение на улице за трудом взрослых

- загадывание загадок о труде и профессиях

Цель: расширять знания о труде взрослых, воспитывать уважение к труду.

Подвижная игра «Выбор профессии»

Работа с родителями.

Консультация  «Трудовое воспитание в семье»

Вторник

08.12.20

- Беседы по ОБЖ «Смелые профессии»

- Дидактическая игра «Какие ошибки допустил художник?»

- Сюжетно-ролевая игра «Моя мама – врач»

- Чтение Н.Т. Харитонова «Выбор за тобой»

- Разучивание пословиц и поговорок о труде и лени

Работа с родителями.

Сбор фотографий «Профессии моих родителей»

Среда

09.12.20

- Беседа «Кем мы станем, когда вырастим?»

- ООД художественное творчество.

 - Рисование «Моя будущая профессия»

- Дидактическая игра «Что из чего сделано?»

- Чтение Ю.Тувим «Все для всех»

- Строительная игра «Мы  строители»

Работа с родителями

Советы «Как приучить ребенка к порядку»

Четверг

10.12.20

3

Заключительный этап

Выставка детских рисунков «Моя будущая профессия»;

Стенгазета с фотографиями «Профессии наших родителей»

Пятница

11.12.20

Далее подобрала необходимую художественную литературу: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и иллюстрации  по теме проекта; подобрала дидактические, настольно-печатные игры  для познавательной и двигательной активной деятельности воспитанников; в ходе беседы с воспитанниками, наблюдения за играми  выявила  знания  воспитанников о трудовой деятельности их родителей, названии профессий. К сожалению не все воспитанники смогли назвать профессии родителей, их   знания о профессиях носят отрывочный, бессистемный характер.

Подготовила  информации для родителей (законных представителей): консультация  «Трудовое воспитание в семье», советы «Как приучить ребенка к порядку».

2 этап – основной.

Свой проект «Сколько профессий и все хороши!», я реализовала  через организацию различных видов деятельности воспитанников и взрослых.

Использовала  в воспитательно – образовательном  процессе эффективные методы, приемы и формы работы по расширению знаний воспитанников о таких профессиях родителей, как повар, полицейский, швея, медицинская сестра, парикмахер и т.д.

Формирование обобщенных представлений о значимости труда людей требует наличия у воспитанников, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудовой деятельностью родителей имеет решающее значение для формирования у воспитанников первоначальных представлений о роли труда и значимости его в жизни общества. Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у воспитанников знаний о труде своих родителей. Поэтому ознакомление с трудом  и профессиями родителей осуществлялось не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.

В своей работе я  использовала  интегративный подход, что  позволило организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели: ознакомление  воспитанников о профессиональной деятельности взрослых,  результативности  труда, их общественной значимости

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие.

- дидактические  игры: «Какие ошибки допустил художник?», «Угадай профессию»,  «Что из чего сделано?»

 -речевые игры:  «Кому что нужно», «Кто больше назовет профессий».

- сюжетно-ролевая игра «Моя мама – врач»

-  строительная игра «Мы  строители»

Познавательное развитие.

- беседы: «Какие профессии ты знаешь? »,  «Смелые профессии»,  «Кем мы станем, когда вырастим?»

 - ООД познавательное развитие «Все работы хороши»

- просмотр альбомов, карточек по темам «Труд»,  «Профессии».

-наблюдение на улице за трудом взрослых

Художественно-эстетическое  развитие

- рисование «Моя будущая профессия»

Речевое развитие.

- чтение художественно литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»,  Н.Т. Харитонова «Выбор за тобой»,  Ю.Тувим «Все для всех»

-составление рассказов о профессиях родителей 

- загадывание загадок о труде и профессиях

- разучивание пословиц и поговорок о труде и лени

Физическое развитие.

- подвижная игра «Выбор профессии»

3 этап – заключительный.

Подведение итогов проекта.

Сбор фотографий, иллюстраций для оформления газеты  «Профессии наших родителей»

Художественно-творческая (продуктивная) деятельность детей (выставка детских работ). «Моя будущая профессия» 

Продукт проектной деятельности:

Создание стенгазеты «Профессии моих родителей».

Создание альбома «Все работы хороши!».

Создание настольно – печатных  игр.

Создание картотеки дидактических игр.

Создание картотеки загадок о труде.

Создание картотеки пословиц и поговорок о труде и лени.

Вывод: В ходе проектной деятельности было выявлено, что у воспитанников

появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о

трудовой деятельности взрослых. Воспитанники  более подробно познакомились с профессиями родителей. Полученные  знания о работе родителей могут применять в сюжетно-ролевых играх. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта. В группе пополнена развивающая предметно-пространственная среда по теме проекта. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность воспитанников позволила осознанно освоить тему «Профессии», что послужило начальной ступенькой к их социализации и профессиональному самоопределению.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию

творчества, знаний и умений у воспитанников, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы. К проекту имеется приложение.

Список литературы:

1. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: «Просвещение», 1987 г.

 2. День работой весел. Пословицы и поговорки о труде. М.: «Детская литература», 1986 г.

3. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.:ТЦ Сфера, 2005г.

4. Шатова А.Д. «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

5. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М.: Издательство Эксмо, 2005 г. .

6.  Попова Т.В. Беседа с дошкольниками о профессиях.- М., 2005г.

7.  Шапаева Г. Большая книга профессий для самых маленьких.- М., 2005г.

8.  Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они?- М., 2007г.

9. Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М.: «Омега», 1998 г.

10.  Интернет ресурсы.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» (знакомство с профессиями родителей).

Слайд 1. Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» (знакомство с профессиями родителей). Слайд 2. Актуальность. Дошкольное обра...

Проект "Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души"

Годовой прект по ппрофориентации во 2 младшей группе....

Проект: «Сколько профессий и все хороши: каждый способен найти для души»

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"21113895","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"2111390...

Проект "Все профессии хороши, все профессии нужны"

ПроектПроект "Все профессии хороши, все профессии нужны"...

Презентация «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!»

Презентация «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!»Труд строителя всем нуженНужен всем и вкусный ужин,Доктор, чтобы всех лечил,И учитель, чтоб учил.Летчик нужен, ...