Проект «Сколько профессий и все хороши!»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых, показать результаты труда, их общественную значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rabota.docx | 42.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование проекта | «Сколько профессий и все хороши!» |
Тип проекта | Познавательно – творческий |
По составу участников проект | Групповой (воспитанники – воспитатели –родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) (далее по тексту -родители) |
По количеству | Групповой |
По продолжительности проект | Краткосрочный |
По содержанию | Интегративный |
По виду проект | Познавательный |
Сроки реализации проекта | 02.12.2020 – 11.12.2020 |
Разработчик проекта | Зайнуллина Ильсияр Ильгизовна - педагогический работник старшей группы №9 МАДОУ ЦРР – детский сад №14 |
Участники проекта | Педагогические работники, воспитанники, родители. |
Цель проекта | Формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых, показать результаты труда, их общественную значимость. |
Задачи проекта | Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.
Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.
Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.
Расширять кругозор и познавательный интерес детей.
Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.
|
Этапы работы над проектом | Подготовительный этап. - изучение материала по теме проекта; - подготовка информации для родителей (законных представителей) Основной этап. Проведение ООД, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных), дидактических игр, творческой деятельности, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы Заключительный этап: Выставка детских рисунков «Моя будущая профессия»; Стенгазета с фотографиями «Профессии наших родителей» |
Ожидаемые результаты | Воспитанники знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями; имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы; умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности. |
Введение
Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы воспитанники понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде воспитанники получают в семье и в детском саду.
Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В детских садах о мире труда осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 4-6 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но об этих так или иначе знакомых профессиях воспитанники знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
Проблема.
В ходе беседы с воспитанниками, наблюдения за сюжетно – ролевыми, дидактическими играми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае углубленное изучение профессий, через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Воспитаннику необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности воспитанника. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Тематика проекта отражает знакомство воспитанников с профессиями родителей.
Актуальность.
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.
В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги).
Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии? Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада. Профессиональная ориентация, как педагогическая категория означает процесс ознакомления воспитанников с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто воспитанники выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей .
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для разработки данного проекта. Разрабатывая проект, я руководствовалась основной общеобразовательной программой дошкольного образования, примерной парциальной образовательной программой дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
Ожидаемый результат:
- Воспитанники должны знать и называть профессии своих родителей, работников детского сада и их значимость.
- Воспитанники должны знать и называть большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, должны уметь составить описательный рассказ о профессии.
- Сделать воспитанников более раскрепощенными и самостоятельными.
- У воспитанников должно быть сформировано чувство гордости за своих родителей и желание помогать им.
- У родителей должен проявиться интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Реализация проекта.
1 этап – подготовительный.
Работу над проектом я начала со сбора информации. Сначала изучила литературу по теме: Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях», Шорыгина Т. А. «Профессии. Какие они?», Степанова В. А. «Профессии. Когда я вырасту», Шатова А.Д. «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», интернет ресурсы.
Получив необходимый объем знаний, я составила паспорт проекта, определила цель и задачи проекта, сроки реализации, разработала план работы с воспитанниками своей группы.
Цель проекта: формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых, показать результаты труда, их общественную значимость.
Задачи проекта:
- Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
- Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.
- Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.
- Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.
- Расширять кругозор и познавательный интерес детей.
- Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.
План проекта
№ | Этапы реализации проекта | Мероприятия | Сроки (дата) |
1 | Подготовительный этап. | - изучение материала по теме проекта; - подготовка информации для родителей (законных представителей) | 02.12.20 02.12.20 02.12.20 03.12.20 03.12.20 04.12.20 |
2 | Основной этап. | - Беседа: «Какие профессии ты знаешь? » Цель: закрепление с воспитанниками знакомые им профессии, уточнить и расширить представления о профессиях, воспитывать уважение к людям разных профессий. - ООД познавательное развитие «Все работы хороши» - Просмотр альбомов, карточек по темам «Труд», «Профессии». - Чтение худ. литературы Д. Родари «Чем пахнут ремёсла». - Дид.игра «Угадай профессию» | Понедельник 07.12.20 |
Развитие речи: -Составление рассказов о профессиях родителей -Речевые игры: «Кому что нужно», «Кто больше назовет профессий». -Наблюдение на улице за трудом взрослых - загадывание загадок о труде и профессиях Цель: расширять знания о труде взрослых, воспитывать уважение к труду. Подвижная игра «Выбор профессии» Работа с родителями. Консультация «Трудовое воспитание в семье» | Вторник 08.12.20 | ||
- Беседы по ОБЖ «Смелые профессии» - Дидактическая игра «Какие ошибки допустил художник?» - Сюжетно-ролевая игра «Моя мама – врач» - Чтение Н.Т. Харитонова «Выбор за тобой» - Разучивание пословиц и поговорок о труде и лени Работа с родителями. Сбор фотографий «Профессии моих родителей» | Среда 09.12.20 | ||
- Беседа «Кем мы станем, когда вырастим?» - ООД художественное творчество. - Рисование «Моя будущая профессия» - Дидактическая игра «Что из чего сделано?» - Чтение Ю.Тувим «Все для всех» - Строительная игра «Мы строители» Работа с родителями Советы «Как приучить ребенка к порядку» | Четверг 10.12.20 | ||
3 | Заключительный этап | Выставка детских рисунков «Моя будущая профессия»; Стенгазета с фотографиями «Профессии наших родителей» | Пятница 11.12.20 |
Далее подобрала необходимую художественную литературу: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и иллюстрации по теме проекта; подобрала дидактические, настольно-печатные игры для познавательной и двигательной активной деятельности воспитанников; в ходе беседы с воспитанниками, наблюдения за играми выявила знания воспитанников о трудовой деятельности их родителей, названии профессий. К сожалению не все воспитанники смогли назвать профессии родителей, их знания о профессиях носят отрывочный, бессистемный характер.
Подготовила информации для родителей (законных представителей): консультация «Трудовое воспитание в семье», советы «Как приучить ребенка к порядку».
2 этап – основной.
Свой проект «Сколько профессий и все хороши!», я реализовала через организацию различных видов деятельности воспитанников и взрослых.
Использовала в воспитательно – образовательном процессе эффективные методы, приемы и формы работы по расширению знаний воспитанников о таких профессиях родителей, как повар, полицейский, швея, медицинская сестра, парикмахер и т.д.
Формирование обобщенных представлений о значимости труда людей требует наличия у воспитанников, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудовой деятельностью родителей имеет решающее значение для формирования у воспитанников первоначальных представлений о роли труда и значимости его в жизни общества. Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у воспитанников знаний о труде своих родителей. Поэтому ознакомление с трудом и профессиями родителей осуществлялось не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.
В своей работе я использовала интегративный подход, что позволило организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели: ознакомление воспитанников о профессиональной деятельности взрослых, результативности труда, их общественной значимости
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие.
- дидактические игры: «Какие ошибки допустил художник?», «Угадай профессию», «Что из чего сделано?»
-речевые игры: «Кому что нужно», «Кто больше назовет профессий».
- сюжетно-ролевая игра «Моя мама – врач»
- строительная игра «Мы строители»
Познавательное развитие.
- беседы: «Какие профессии ты знаешь? », «Смелые профессии», «Кем мы станем, когда вырастим?»
- ООД познавательное развитие «Все работы хороши»
- просмотр альбомов, карточек по темам «Труд», «Профессии».
-наблюдение на улице за трудом взрослых
Художественно-эстетическое развитие
- рисование «Моя будущая профессия»
Речевое развитие.
- чтение художественно литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», Н.Т. Харитонова «Выбор за тобой», Ю.Тувим «Все для всех»
-составление рассказов о профессиях родителей
- загадывание загадок о труде и профессиях
- разучивание пословиц и поговорок о труде и лени
Физическое развитие.
- подвижная игра «Выбор профессии»
3 этап – заключительный.
Подведение итогов проекта.
Сбор фотографий, иллюстраций для оформления газеты «Профессии наших родителей»
Художественно-творческая (продуктивная) деятельность детей (выставка детских работ). «Моя будущая профессия»
Продукт проектной деятельности:
Создание стенгазеты «Профессии моих родителей».
Создание альбома «Все работы хороши!».
Создание настольно – печатных игр.
Создание картотеки дидактических игр.
Создание картотеки загадок о труде.
Создание картотеки пословиц и поговорок о труде и лени.
Вывод: В ходе проектной деятельности было выявлено, что у воспитанников
появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о
трудовой деятельности взрослых. Воспитанники более подробно познакомились с профессиями родителей. Полученные знания о работе родителей могут применять в сюжетно-ролевых играх. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта. В группе пополнена развивающая предметно-пространственная среда по теме проекта. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность воспитанников позволила осознанно освоить тему «Профессии», что послужило начальной ступенькой к их социализации и профессиональному самоопределению.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию
творчества, знаний и умений у воспитанников, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы. К проекту имеется приложение.
Список литературы:
1. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: «Просвещение», 1987 г.
2. День работой весел. Пословицы и поговорки о труде. М.: «Детская литература», 1986 г.
3. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.:ТЦ Сфера, 2005г.
4. Шатова А.Д. «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
5. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М.: Издательство Эксмо, 2005 г. .
6. Попова Т.В. Беседа с дошкольниками о профессиях.- М., 2005г.
7. Шапаева Г. Большая книга профессий для самых маленьких.- М., 2005г.
8. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они?- М., 2007г.
9. Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М.: «Омега», 1998 г.
10. Интернет ресурсы.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» (знакомство с профессиями родителей).
Слайд 1. Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» (знакомство с профессиями родителей). Слайд 2. Актуальность. Дошкольное обра...
Конкурс на лучшее исполнение стихов о профессиях «Все работы хороши» /в рамках проекта «Все профессии важны»/
сценарий проведения конкурса стихов...
ПРОЕКТ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» с детьми старшей группы
ПРОЕКТ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ с детьми старшей группы...
Проект "Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души"
Годовой прект по ппрофориентации во 2 младшей группе....
Проект: «Сколько профессий и все хороши: каждый способен найти для души»
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"21113895","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"2111390...
Проект "Все профессии хороши, все профессии нужны"
ПроектПроект "Все профессии хороши, все профессии нужны"...
Презентация «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!»
Презентация «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!»Труд строителя всем нуженНужен всем и вкусный ужин,Доктор, чтобы всех лечил,И учитель, чтоб учил.Летчик нужен, ...
- Мне нравится (1)