Занятие-экскурсия "В мире сказок и былин"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель:Повышение художественно-творческой активности детей при восприятии былинных и сказочных героев, изображенных на картинах русских художников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_ekskursiya.docx | 795.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие-экскурсия «В мире сказок и былин» (5-6 лет)
Цель. Повышение художественно-творческой активности детей при восприятии былинных и сказочных героев, изображенных на картинах.
Репродукции картин. К. Е.Маковский «На попечении у бабушки», В.М.Васнецов «Богатыри», В.М.Васнецов «Гусляры», В.М.Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке», В.М.Васнецов «Аленушка», М.А.Врубель «Царевна-Лебедь»
Словарь. Колорит, сказочно-былинный жанр, передний и задний план, образ.
Оборудование и материалы. Музыкальный центр, драпировка из ткани, мольберт, стойки для картин.
Мотивационная ситуация. Мольберт с картиной К. Е.Маковского «На попечении у бабушки», накрытой тканью.
Ход.
Групповое помещение делится на две зоны: галерейную со стульями для детей и репродукциями картин на стойках и игровую, на краю которой размещен мольберт с картиной К. Е.Маковского «На попечении у бабушки», накрытой тканью.
Воспитатель. Как вы думаете, что скрыто под драпировкой?
Дети. Картина.
Воспитатель открывает картину. Спрашивает детей.
-Кто изображен на картине?
-Где находятся эти люди?
-Кто из них младше всех?
-Кто из них старше всех?
-Кем они друг другу приходятся?
-Что делает бабушка?
-Что делают дети?
Воспитатель обращает внимание детей на детали.
-Обстановка комнаты близка к сказочной. На заднем плане, на красном ковре ,изображена прекрасная сказочная героиня -птица с головой девушки, птица Феникс. Одежда детей отличается от современной, на мальчике- рубаха, подпоясанная ремешком, высокие сапоги с узором. Бабушка одета в яркий халат, на голове- кокошник. Она рассказывает сказку.
-Наша экскурсия называется «В мире сказок и былин». Давайте перейдем в галерейную зону и рассмотрим картины.
-Первая картина В.М.Васнецова «Богатыри». На ней изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович- знаменитые герои русских былин. Слово «былина» означает то, что было на самом деле. Вот и образ Ильи Муромца написан художником с реального человека, который известен как защитник земли Русской и славился ратными подвигами. По правую руку от Ильи Муромца на белом коне сидит Добрыня Никитич. Художник изобразил его с тонкими, благородными чертами лица, решительно вынимающим меч из ножен. Слева- на коричневом скакуне- Алеша Попович, сын ростовского священника. В бою он брал смекалкой да хитростью. В руках Алеша держит лук со стрелами, к его седлу прикреплены гусли (струнный музыкальный инструмент). В далекие времена под гусли и работали, и отдыхали, и былины рассказывали, и танцевали. Человека, который умел играть на гуслях, называли гусляром.
-И следующая картина В.М.Васнецова «Гусляры». В центре композиции- трое гусляров: светловолосый юноша, мужчина постарше и старец с седыми волосами и длинной бородой. Они изображены сидящими на скамье внутри избы. Гусляры играют на гуслях и поют. (Воспитатель включает отрывок песни «Что ни три горы» и обращает внимание на то, как музыка помогает лучше увидеть картину).
Игровой момент. Педагог предлагает детям отдохнуть и поводить хоровод, как когда-то это делали в древней Руси.(хоровод с пением и танцевальными движениями «Земелюшка- чернозем»)
-Следующая картина В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». В основу сюжета легла русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Художник изобразил момент, когда Иван-царевич и Елена Прекрасная спасаются от погони. Их спаситель- огромный волк. Он, не зная усталости, одним махом перескакивает через болото, вырывается из дремучего леса.
- Теперь давайте рассмотрим картины В.М. Васнецова «Аленушка» и М.А.Врубеля «Царевна лебедь» в сравнении.
-Чем произведения похожи?
-Чем отличаются?
(При сравнении нужно подводить детей к выявлению таких признаков различия, как цветовая гамма, композиция, и сходства- настроение, природа.)
- Картина «Аленушка» написана по сюжету русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Девушка сидит на камне на берегу заросшей речки. Она грустит по своему брату. Общее настроение картины- глубокая печаль.
-В основу картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»положен образ героини оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царк Салтане» по сказке А.С.Пушкина.. Вокруг шумит море. Царевна Лебедь появилась из воды, Ее одеяние-крылья сливаются с проблесками вечерней зари.
Итог. По окончании экскурсии воспитатель предлагает подойти поближе и детально рассмотреть картины.
После просмотра педагог спрашивает детей:
-Героев каких сказок вы могли бы нарисовать?
Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает желающим нарисовать герое сказок по своему выбору.
Литература.
В. Н. Степаненко «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир красоту» художественной направленности», Самара, Арт-Лайн, 2016
Интернет-ресурсы.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/14/zanyatie-ekskursiya-v-mire-skazok-i-bylin Дата обращения 1.01.2021
https://docplayer.ru/192201680-Razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-kak-podgotovka-k-adaptacii-v-shkole.html Дата обращения 1.01.2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Сказочно-игровое пространство "Мир сказок и былин"
Разработка модели ознакомления детей с культуроу родного края на основе использование народных сказок и былин....
Занятие-экскурсия "В мире сказок и былин"
Занятие-экскурсия "В мире сказок и былин" в рамках проекта "Внесем в свой мир красоту". Проект нацелен на развитие художественн-творческой активности детей старшего дош...
"В мире сказок и былин"
для проекта "Внесём в свой мир красоту"...
"В мире сказок и былин".
laquo;Занятие – экскурсия «В мире сказок и былин».Цель: создать условия для повышения художественно – творческой активности детей при восприятии былинных и сказочных героев, и...
Конспект занятия дополнительного образования по развитию речи в подготовительной к школе группе «В мире сказок и былин»
Цель НОД "В мире сказок и былин": Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие , внимание, мышление, память. Познакомить детей с творчеством русского художника В. М....
Планетарий. Lego конструирование. Интегрированое занятие. Экскурсия "Ледяные миры"
Планетарий. Lego конструирование. Интегрированое занятие. Экскурсия "Ледяные миры"...
Занятие-экскурсия «Животные мира»
Занятие- экскурсия- «Животные мира»Цель:- развивать интерес к экзотическим животным, желание больше узнать о них.Задачи: - учить понимать зависимость внешнего вида животного, его пова...