Конспект занятия дополнительного образования по развитию речи в подготовительной к школе группе «В мире сказок и былин»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бурлакова Елена Владимировна

Цель НОД "В мире сказок и былин": Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие , внимание, мышление, память. Познакомить детей с творчеством русского художника В. М. Васнецова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия дополнительного образования

по развитию речи в подготовительной к школе группе

Тема: «В мире сказок и былин»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Задачи: 

  •  учить рассматривать сюжетную картину;
  • формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях;
  • развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
  • воспитывать умение понимать смысл образных выражений, подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам.

Оборудование: ноутбук, репродукции картин В. М. Васнецова: «Алёнушка», «Богатыри», «Иван- царевич и серый волк», «Снегурочка»; запись музыкальных произведений: «Элегия» Ж. Массне, «Рассвет на Москва- реке» М. Сусоргский, «Конец зимы» Н. А. Римского – Корсакова; кисти, краски, альбомные листы.

Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Снегурочка. Весенняя сказка», 1952; чтение сказки «Снегурочка», словарная работа.

Ход НОД:

 1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим путешествие и побываем в картинной галерее, где побываем на выставке репродукций картин «В мире сказок и былин».

- Что означает слово галерея?

- Что такое репродукция?

- Какие вы молодцы! Запомнили такие сложные понятия, а главное - вы запомнили их значение.

2. Основная часть.

- Мы отправляемся в путешествие.

Физкультминутка

Мы в затылок подравнялись,              (встать в колонну друг за другом)

На носочки приподнялись,                  (встать на носочки, потянуться)

По дорожке все пойдем,                       (ходьба)

До музея мы дойдем.

- Давайте представим, что перед нами двери картинной галереи. Прежде чем войти туда, вспомним, как нужно себя вести в зале.

Дети вместе с логопедом повторяют правила поведения в музее.

- Вот мы и в зале. Здесь мы будем рассматривать репродукции картин. Давайте сделаем гимнастику для глаз.  

- Обычно по залам музеев и галерей экскурсии проводят экскурсоводы.  

- Вы знаете кто такой экскурсовод?

- Сегодня вашим экскурсоводом буду я -  ваш логопед.

Гимнастика для глаз.

«Глазки»

(снятие зрительного напряжения)

Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

Быстро, быстро поморгай –

Отдых глазкам своим дай!

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить.

Вращать глазами по кругу.

Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле.

Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

Сообщение темы 

- Перед нами репродукции картин русских художников Билибина И.Я, Врубеля М. А. и Васнецова В. М. Мастера писали свои картины не только по русским народным сказкам, сказаниям и былинам, но и по сказкам русских писателей. Сказка стала основной темой в работе этих художников. Работ у художников очень много. Мы рассмотрим лишь некоторые из них. Сегодня мы рассмотрим работы художника Васнецова В. М.

Анализ работ художника Васнецова В. М.

- А вот о какой первой репродукции картины пойдет речь вы узнаете, отгадав загадку.

Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей.

                        (Богатырь)

- Как вы думаете, кто это может быть? (Богатырь)

- Правильно. Это богатырь. В работах В.М. есть картина, где изображены сильные, могучие, храбрые воины. Она называется «Три богатыря». Эта картина написана по былинам о русских богатырях.

- Кто знает имена богатырей?

- Их имена – Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.

Рассказ логопеда о картине. (по методическому пособию О.С. Ушаковой «Развитие речи и творчества дошкольников», с. 95).

- А сейчас речь пойдет о картине другой.

В названии сказки их имена,

Герои эти брат и сестра.

Не послушал брат сестрицу,

Из лужицы испил водицы.

                    (сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

- Правильно. Это сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

- А вот и репродукция картины по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Она так и называется «Алёнушка».

Логопед описывает репродукцию опираясь на материал методического пособия О.С. Ушаковой «Развитие речи и творчества дошкольников», с. 88).

- Вот еще одна загадка о сказке.

В сказке той царевич жил.

Серый волк ему служил

Сказку эту вспоминайте

Дружно вместе отвечайте!

- Что это за сказка, где Ивану- царевичу служил волк?

- Правильно. Это сказка «Иван – царевич и серый волк». В.М. Васнецов написал и к этой сказке картину. Называется она так же, как и сама сказка «Иван – царевич и серый волк».

Логопед описывает репродукцию опираясь на материал методического пособия О.С. Ушаковой «Развитие речи и творчества дошкольников», с. 98).

- Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
                           (Снегурочка)

- Васнецов создал свою картину по сказке Островского А.Н. «Снегурочка» и по опере Н.А. Римского – Корсакого. Снегурочка представлена здесь не спутницей Деда Мороза на новогодние праздники, как мы привыкли её видеть, а дочерью Весны и Мороза. Перед нами сказочно красивая морозная ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо.

В центральной части картины находится фигура Снегурочки. Она одета во всё белое. На ней красивая белая шуба до земли, которая расшита красивыми узорами, на подобии тех, что рисует мороз на окнах зимой.  На голове белая шапка, на руках – рукавицы. Девушка словно лучик света сотканная из того самого снега по которому идёт.

Лицо героини встревожено, испугано.  Она взволнована и растеряна, и это понятно, ведь Снегурочка впервые покинула свой дом. Расставленные чуть в стороны руки, говорят нам о том, что Снегурочка не знает, что ей делать дальше. Такая поза показывает в ней скромность, наивность, доброту, отзывчивость.

 Вдалеке видны огни деревни. Снегурочка приняла решение выйти к людям, чтоб найти у них защиты от Ярило – Солнца. Тихая ночь, скрипучий снег, легкий морозец, маленькие елочки на переднем плане и Снегурочка. Она выхвачена из вечерней темноты лунный светом, и это добавляет картине драматизма. Контраст между светлым передним планом и темнотой заднего плана смотрится чарующе. Растерянность ледяной девушки, которая чуть испугана, но полна решимости выйти к людям, тревожит и дарит яркие эмоции.

- Ребята, наша экскурсия подошла к концу. Сегодня мы с вами познакомились с творчеством Виктора Михайловича Васнецова. Рассмотрели его работы «Богатыри», «Иван – царевич и серый волк», «Алёнушка», «Снегурочка». На следующих занятиях мы познакомимся с работами Билибина И.Я. и Врубеля М. А.

- Я предлагаю вам на альбомных листах изобразить понравившуюся вам картину В. М. Васнецова. Давайте подготовимся к работе.

Пальчиковая гимнастика

(выполняются движения по тексту игры)

Держим кисточку вот так,

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо, влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть

Закружилась как волчок

За тычком идет тычок.

Самостоятельная творческая деятельность детей

Выставка детских работ

3. Итог.

Литература.

1. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий», - М.: ТЦ «Сфера», 2008.

2. Пальчиковые игры на занятиях по рисованию с дошкольниками, http://samzan.ru/165996

3.Волошина З. П. Картотека загадок по теме «Герои сказок», https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/01/18/kartoteka-zagadok-po-teme-geroi-skazok

4. https://art-assorty.ru/62795-kartina-vasnecova-snegurochka.html

5. https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1385-opisanie-kartiny-vasnecova-snegurochka-1899.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ РАЙОННОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПТИЦЫ МОИ ДРУЗЬЯ»

Интеграция областей в дошкольном образовании  - это обязательное условие для успешного обучения дошкольников сегодня. Мы проводим  интегрированную НОД , как итоговые праздники....

Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в подготовительной к школе группе "Как научиться добрыми нам быть"

Конспект занятия по произведению Шела Сильверстайна "Щедрое дерево". Цель занятия научить детей давать оценку своим и чужим поступкам. Уметь анализировать их....

Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в подготовительной к школе группе По теме: «Золушка»

Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в подготовительной к школе группе...

Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в подготовительной к школе группе По теме: «День рождения страуса»

Конспект интегрированного  занятия по математике и развитию речи в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по образовательной области развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие по страницам букваря И. Я. Яковлева»

Цель: познакомить с историей книги и её созданием Программное содержание:    Образовательные  задачи: углублять и обогащать понимание слов, отражающих общечеловеческих ценност...

Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в подготовительной к школе группе.

Тема: « В поисках сюрприза» Ведущая образовательная область: познавательная. Цель; Создать условия для закрепления порядкового счета до 9. Задачи:Образовательная:Совершенств...