Конспект занятия для разновозрастной группы «Рождественские колядки»
план-конспект занятия по окружающему миру

Бартенева Галина Викторовна

Знакомство с традициями народного праздника «Колядки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvenskie_kolyadki.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для разновозрастной группы «Рождественские колядки»

Задачи: прививать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, развивать фантазию, творческие способности .

Ход занятия

I. Знакомство с традициями народного праздника «Колядки»

Воспитатель. Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! 

Вот и матушка-зима пришла,

Отворяй-ка ворота!

Пришли святки!

Пришли колядки!

Колядки проходят с 6 января до 19 января. Колядовать – означает петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками.

Колядка (от латинского «календы»  название первого дня месяца у древних римлян) – это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Исполнялись колядки на святках, преимущественно в ночь под Рождество. По другой версии, слово «Коляда» происходит от имени древнеславянского бога Коляды, оставившего людям календарь (Коляды дар).

Коляда – бог торжеств и мира, которого древние славяне чествовали в день зимнего солнцестояния (22 декабря).

Дети колядовали обычно днём, а взрослые – вечером. На колядки можно было переодеваться. Это называлось «окручивание» или «ряженье». Одевались кто как мог – в цыганок и барышень, ведьм и кикимор, леших и чертей. Обязательный участник представления – медведь с поводырем и мехонос с мехом (мешком). Колядовщики ходили от дома к дому и желали хозяевам счастья, здоровья, благополучия, пели песни-колядки.

Хозяева угощали гостей пирогами, «козульками» - пряниками, сделанными в виде животных, иногда давали деньги.

Всё угощение складывали в мех к мехоносу, а после окончания колядок собранную снедь съедали вместе, в кругу. Отсюда и ещё одно значение слова «коляда» - круговая еда.

Мешок наполнялся, мехонос объявлял: «Хватит колядовать!». В последней избе устраивали посиделки. Что такое «посиделки»? Это отдых, веселье, пение частушек, рассказы потешек и небылиц, танцы.

Воспитатель: Коляда! Коляда!

Ты подай пирога,

Али хлеба ломтину,

Али денег с полтину!

Аль пшенички-сроднички.

Воспитатель: а что ещё делали в святки?

Дети: Играли в разные игры.

Воспитатель: Вот и мы с вами поиграем. В старину на святки люди наряжались в разные костюмы, отсюда и названия некоторых игр. Первая игра у нас будет «Баба – яга»

В тёмном лесе есть избушка ( идут по кругу)

Стоит задом на перёд (прыжками поворачиваются в другую сторону)

В той избушке есть старушка

Бабушка Яга живёт (идут в другую сторону)

У неё глаза большие

Словно угольки горят(разжимают кулачки, подобно открывающимся глазам)

Ух(приседают) сердитая какая,

Дыбом волосы стоят(резко поднимают руки вверх)

 Воспитатель: Баба – яга на чём летает?

Дети: На метле.

Воспитатель: Правильно и наша следующая игра называется «Ведьмина метёлка»

Дети стоят в кругу, у одного из игроков в руках метёлка. Пока звучит музыка, игроки передают метёлку друг другу, как только музыка перестаёт играть, игрок у которого метёлка  осталась в руках отгадывает загадку. И так до тех пор,  пока не будут отгаданы все загадки.

Воспитатель: Ушки на макушке.

Слушайте внимательно,

Я начну, а вам – закончить

В рифму обязательно!

Долго над землёй летало белоснежно одеяло.

Солнце малость припекло – одеяло потекло,

И ушло в колодцы рек.

Одеяло это – …(снег).

Холода, мороз, метели

Закружили, завертели.

В белых шапках все дома,

Это к нам пришла …(зима).

Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрицы,

Зовут их …(рукавицы).

На дворе снежок идет,

Скоро праздник …(Новый год).

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от …(ёлки).

Все кружатся, веселятся,

Возле ёлочки резвятся.

Ведь сегодня торжество.

Что за праздник? (Рождество).

Воспитатель:  Что ещё делали в святки?

Дети: Гадали

Воспитатель: Гадания были разные. Вы, может быть, знаете какие-то гадания?

 Дети: Кидали башмачок через плечо, капали воск горящей свечи в воду.

Воспитатель: А вот какие гадания предлагаю я вам:

Гадание с блюдцами. Вам понадобятся четыре-пять блюдец. Их нужно перевернуть на столе, а под них положить по одному из следующих предметов: конфету, монету, смайлик, подкову, любое украшение если гадаете с девочками, любую пиратскую атрибутику для мальчиков. Затем предложите ребенку закрыть глаза, перемешайте блюдца. Теперь ребенок должен открыть любое блюдце и достать предмет. Затем предмет возвращается на место и вы с вашим ребенком меняетесь ролями. Толкование:

  • Конфета - весь год ждет сладкая жизнь
  • Монета -  в новом году будет много денег
  • Смайлик - год будет хорошем веселым, ждет много праздников
  • Украшение - в этом году будет много подарков
  • Пиратские предметы - год будет полон приключений

Обычно дети очень любят такое гадание. Только объясните, что повторно открывать блюдца не стоит, иначе предсказание не сбудется.

Гадание по профессиям «Кто кем будет?» для детей (в мешочке лежат следующие предметы):

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Сантиметр – портной

3. Книжка – писатель, учёный

4. Музыкальный инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина – водитель

8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир

Воспитатель: Ещё в старину люди были очень наблюдательными. Они замечали малейшие    изменения в природе и на основе этого зарождались приметы, пословицы и поговорки. Ребята, а вы знаете  поговорки и пословицы о зиме.

Дети: зима не лето, в шубу одета.

Морозный январь – урожайный год

Зима без мороза не бывает

В зимний холод, всякий молод

Зимой солнце светит, а не греет.

Мороз не велит , а стоять не велит.

Воспитатель: Какие вы все молодцы. А знаете, есть ещё и такая примета – кто в новый год чихнёт, тот здорово год проживёт. Кто болеть не хочет, чихнём-ка разочек все вместе

Дети: Апчхи

 Воспитатель: Дай вам Бог здоровья.

                                        

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в разновозрастной группе. ТЕМА: "Осень разноцветная".

Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе для детей с ОНР - "Осень разноцветная"....

конспект занятия в разновозрастной группе "Моя малая Родина".

Конспект занятия по ознокомлению с окружающим миром....

Конспект развлечения в подготовительной группе "Рождественские колядки".

Развитие у детей устойчивого интереса к русской культуре....

Конспект занятия в средней группе «Святки – колядки»

Цель:познакомить детей с обрядами и обычаями русских народов, познакомить детей с песенными музыкальными особенностями русского народа.Задачи:Пробудить в детях интерес к русским народным песнямРазвить...

Конспект развлечения в средней группе «Рождественские колядки».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие, «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое разв...

Конспект развлечения в младшей группе «Рождественские колядки»

Цель. Организация культурного досуга детей. Приобщение детей к народным праздникам, традициям.Программные задачи- формировать интерес детей к истокам русской национальной культуры;- разучить музыкальн...