"Коспект по познавательному развитию "Колокольная история"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пономарева Юлия Владимировна

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок» ОСП «Ельниковский детский сад №1 комбинированного вида»

Конспект по познавательному развитию «Колокольная история»

                                                         Воспитатель: Пономарева Ю.В.

2021 г.

Организованная образовательная деятельность  « Познание»

по теме « Колокольная история»

Цель: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

Образовательные задачи.

     Дать детям знания о том, как появился колокол.

     Уточнить знания о строении колокола.

     Познакомить с основными колокольными звонами

Развивающие задачи:

Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России

Развивать устойчивый интерес, эмоционально- эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при восприятии слайдов с изображением колоколов. Русских храмов

Развивать интерес к речи как к особому объекту познания:

Учить определять родственные слова:

Колокол-колокольня-колокольный

Звон-звонить-звонарь

             Понимать значение слова благовест- благая весть

Воспитательные: Расширять духовный мир детей

                                           Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня я вам хочу рассказать о чем то очень интересном  Вы .согласны.. Тогда внимательно посмотрите на картинку, послушайте музыку и попробуйте догадаться, что находится в шкатулке.

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте  посмотрим, догадались вы или нет. ( открывает шкатулку, достает колокольчик., звонит им)

Воспитатель: Что это?

Дети: Колокольчик.

Воспитатель Вот сегодня я и хочу поговорить с вами о колоколах. Скажите, где можно увидеть колокола?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, в церкви, в храме. Как вы думаете , для чего нужны колокола

Ответы детей.

Воспитатель: Колокола появились не сразу. Садитесь удобнее, я вам расскажу  колокольную историю.В древние времена на Руси не было ни радио, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья- приближались враги или возникал пожар- и нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски. Священник держал такую доску в руках и бил по ней колотушкой ( показывает картинку). В российских деревнях дома находились далеко друг от друга, а звук ударов был  негромкий, поэтому священнику приходилось ходить по селу. Эту деревянную доску называли било. Слово « било»  произошло от  слова « бить». Давайте все вместе скажем « Било».

Дети повторяют, воспитатель показывает детям деревянную доску, демонстрируя звук била, затем предлагает детям самим попробовать ударить.

Воспитатель: Затем появилось металлическое било- это металлическая пластина. ЕЕ вешали на башне или на столбах и так же били по ней колотушкой. Священнику  уже не надо было ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен на  большом расстоянии.( предлагаю детям ударить по металлической пластине  молоточком)

Воспитатель:  Слышите, какой громкий звук? Далеко его слышно. Кто же придумал колокол, знаете? Нет! Тогда слушайте.

Существует такая легенда. Давным-давно одному священнику приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки: « Динь-дан-дон! Динь-дан-дон!

Проснувшись священник велел создать поющий цветок из металла  и использовать его при богослужении.  Так появился колокол( показывает картинку)

. Давайте посмотрим на колокол и сравним его с цветком колокольчиком. Похожи они по форме?

Ответы детей:

Воспитатель:  А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол. Строение колокола похоже на строение людей. Покажите мне ваши ушки (дети показывают). Вот и у колокола есть уши ( показывает) За «уши» колокол подвешивают  на перекладину. Давайте посмотрим на ваши языки

( Дети показывают языки) У колокола тоже есть вот такой длинный « язык».

Покажите ваши плечи.( Дети показывают на плечи). Так же у колокола есть

 « плечи» ( показывает) А теперь встаньте и покажите ваше туловище( дети показывают). А у колокола вот такое туловище, которое называется

 « тулово» ( показывает). Давайте запомним это слово и скажем вместе

 « Тулово»( дети повторяют) Плечи и тулово являются основой колокола. Поставьте руки на пояс, где он у вас находится? ( дети показывают) Правильно. А на тулове у колокола располагаются два пояса- верхний и нижний ( показывает) Чтобы вы запомнили строение колокола, сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра: « Составь колокол» воспитатель предлагает из разрезных карточек составить  колокол

Воспитатель:  Дети, скажите, из чего отливают колокола?

Предполагаемые ответы детей

Воспитатель: Колокола отливают из колокольной меди, бывают глиняные колокола. Но бывают колокола из стекла, дерева и даже серебра.

Я предлагаю вам посетить виртуальный музей колоколов. ( Дети рассматривают колокола, называют из каких материалов они сделаны)

Воспитатель: Ребята, мы узнали, как появился колокол. В наше время у колоколов есть свое место. Если вы ходили в храм, то могли видеть, где огни находятся.  Где же?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята они находятся на колокольне.

Ребята, как вы думаете, когда звонят колокола?

Воспитатель: Колокола звонят на большие церковные праздники. В такие праздники в храмах проходят службы. Поэтому и звон очень торжественный, производится медленными протяжными ударами и называется благовест. А называется  он так потому, что этим звоном возвещается благая, добрая весть о богослужении. Послушайте( слушают запись, читает стихотворение:

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола

Чтобы праздник был раздольней

Чтоб душа запеть могла

Если где-то случится пожар( показывает картинку), то колокола звонят тревожно, совершая частые удары. Такой звон называется набат. Он является символом тревоги. Послушайте.

А когда у людей случаются  радостные события, например свадьба, звонят во все колокола, и называется такой звон красным, давайте послушаем.

Воспитатель: Считается, что колокольный звон прогоняет громы и молнии, град и огонь, голод и засуху.А также колокольные звоны способны отгонять злых духов. У многих из тех, кто слышит колокольный звон- улучшается самочувствие, и даже поправляется здоровье.

Воспитатель А ответьте мне п, пожалуйста, как называется человек, который  звонит в колокола?

Ответы детей ( звонарь)

Воспитатель: Да, молодцы ребята. Звонарь- от слова звонить. Казалось бы, как просто: стой и дергай за веревочки, но не все так просто и легко как нам кажется. Искусству колокольного звона надо учиться. Готовы. Тогда выходи, берите колокольчики. А теперь мы с вами попробуем позвонить по-разному на колокольчиках. Сейчас разделимся на три группы, и первая группа позовет колокольчиками : ра-бо-тать, ра-бо-тать!

Вторая группа будет весело звонить: ве-се-ло всем. Ве-се-ло всем!

А третья предупреждать: бе-да, беда! ( Детям раздаю колокольчики и они по очереди звонят в разном ритме)

Молодцы , ребята. Вот и мы с Вами научились звонить в колокольчики. А  наше  с вами занятие подходит к концу. Понравилось вам занятие? Какое  у вас настроение?  Мне вы тоже сегодня очень понравились. Большое спасибо!.

Желаю вам, чтобы для  вас  всегда звучал колокольный перезвон

« благовест».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "История возникновения народной куклы"

Приобщение дошкольников к народной культуре ,через ознакомление с народной куклой....

Познавательное занятие "История заселения Кубани"

Познавательное занятие "История заселения Кубани"...

Познавательный вечер "Истории русского костюма"

Сценарий познавательного вечера "История русского костюма " с включением регионального компонента...

Коспект НОД "Познавательное развитие" "Мир природы"

Конспект непрерывной образовательной деятельностиВоспитатель: Телешева Евгения АлексеевнаСредняя группаОбразовательная область: "Позвательное развите"...

Коспект по познавательному равитию «Деревья и кустарники нашего края».

Цель: расширить и уточнить знания детей о деревьях и кустарниках нашего края. Задачи:   – формировать представление о деревьях и кустарниках, как об объектах живой природы. Закреп...