Проект на тему "Вода и её свойства". Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Михайлова Татьяна Сергеевна
«Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал. Сухомлинский В.А. 1. Актуальность В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира, благодаря познавательной активности ребёнка, имеющих свою специфику на каждом возрастном этапе.!!! Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем обучении в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание осваивать новое – основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства, на ряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности – активно внедряются в образовательный процесс. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстрополяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Знания подчерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребёнок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели. 2. Общая характеристика проекта: Тип проекта: Долгосрочный, информационный, практически – ориентированный. Вид проекта: воспитанники старшей и подготовительной группы, педагоги, родители. Формы взаимодействия: • С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность. • С родителями: консультации, фото и видео отчёты занятий. Объём проекта: Работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей. 3. Цели и задачи Цели проекта: 1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка, средствами физического эксперимента. 2. Развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать. 3. Развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно - следственной зависимости, умения делать выводы. Задачи проекта: 1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. 2. Знакомить детей со свойствами воды. 3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. 4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. 5. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру. 6. Привлечение родителей к совместной деятельности. Методы проведения: • Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты; • Проведение опытов (практических); • Беседы (конструктивные). 4. Этапы проекта 1) Подготовительный этап: - создание технической базы для детского экспериментирования (оборудования, природные материалы); - определение целей и задач проекта. 2) Реализация проекта: - теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов. - практическая часть: Ожидаемые результаты: - Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира; - Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной программой ДОУ; Обогащение предметно - развивающей среды в группе. Снег и его свойства «Какой снег» Материал: снег в тазике. Содержание: Принести в группу снег (в тазике). Предложить потрогать рукой – снег холодный или тёплый? Предложить детям слепить комочек – не лепится, рассыпается. Оставить на несколько минут, снег становится мягким и влажным, из него можно лепить комочки. Сделать вывод о том, что в тепле снег становится влажным и только тогда из него можно слепить комочек. «Куда пропали снеговики» Материал: тазик со снегом. Содержание: Предложить детям слепить маленьких снеговиков, оставить их в гостях , в группе. После игры, дети обнаруживают, что снеговиков нет, в тазике одна вода. Рассмотреть воду, обратить внимание детей на грязь, на дне тазика. Сделать вывод, что от тепла снег тает и превращается в воду, что снег - это тоже вода, но в другом состоянии. Помочь детям сделать вывод о том, почему нельзя кушать снег. Предложить вынести воду на улицу и завтра посмотреть, что с ней произойдёт. «Фломастеры» Материал: бутылки с окрашеной водой разного цвета, с дырками в крышках, банка с водой, кисточки, краски. Содержание: - А давайте попробуем нарисовать на снегу! Вот эти бутылки с цветной водой будут нашими фломастерами. Педагог показываает, что нажимая на бутылку, можно рисовать на снегу струёй воды. Предложить ребятам попробовать самим. Лед и его свойства «Новогодние украшения» Материал: ёмкость для замораживания воды и мелкие игрушки. Содержание: в пластиковой бутылке заморозить мелкие предметы в нашем случае – ягоды шиповника, веточка и иголочки сосны, резаный по 2-5мл «дождик». Из за того, что они все разной плотности они будут располагаться в куске льда на разных условиях: тяжёлые лягут ниже, лёгкие вмёрзнут у самого верха. «Искалочка» Материал: ёмкость для замораживания воды и мелкие игрушки. Содержание: До начала игры замораживаем мелкие игрушки. Далее предлагаем детям отыскать спрятанные предметы. Для этого положите получившуюся льдину в небольшой тазик и дайте ребёнку лейку с тёплой водой – пусть он поливает кусок льда. Фигурки будут постепенно оттаивать и выпадать из ледяной глыбы. Очень завораживающее зрелище. «Водолаз» Материал: игрушечная фигурка тяжелее воды, пластиковый стаканчик, большая прозрачная ёмкость, в которую будет погружаться фигурка. Содержание: Для того, чтобы сделать водолаза, нам понадобится игрушечная фигурка, которая тяжелее воды (Лего человечик). Его надо переложить в пластиковый стаканчик, залить водой и поставить в холод застывать. После того как вода в стаканчике замёрзнет, нашего водолаза, вмороженого в кусок льда, можно достать и пустить плавать в ёмкость с водой. По мере того, как лёд будет таять, водолаз сам собой будет опускаться на дно. Наблюдать за этим процессом очень интересно. «Медальон Снежной королевы» Материал: небольшая круглая крышечка, различные украшения, цепочка. Содержание: В небольшой круглой крышке нужно выложить узоры из «драгоценных камней». Залить их водой и поставить украшение застывать на мороз. Не забудьте предварительно опустить в крышку с водой один край цепочки или нитки для того, что бы медальон можно было надевать на шею.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментиров...

Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического ...

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»         Проект на тему:«Детское экспери...

Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

laquo;Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»...

Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....