Конспект занятия–викторины «Что мы знаем о природе?»
план-конспект занятия по окружающему миру

Карпунина Надежда Ивановна

Учебный материал 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya-viktoriny.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия–викторины «Что мы знаем о природе?»

Цели:

1.Закрепить знания детей о природе.

2.Способствовать формированию у детей разумного поведения в лесу.

3.Уточнить представление о знакомых птицах, зависимости формы клюва от способов добывания пищи.

4.Развивать умение узнавать птиц по голосу.

5.Выработать умение быстро находить правильный ответ.

6.Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь.

7. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы:

– Демонстрационная доска, 2 цветка обозначающих цвет команды, листики 2-х цветов для обозначения баллов;

– Запись голосов птиц (ворона, кукушка, филин, утка, чайка, голубь.);

– Карточки с изображением клювов птиц;

– Разрезные картинки (пазлы) (2шт.);

– Грамоты за 1-е и 2-е места.

Ход игры

Ведущий:

– Здравствуйте ребята! Вы готовы принять участие в игре «Что мы знаем о природе». (Да). Сейчас я познакомлю вас с правилами игры:

– У вас на столах стоят цветы (красный и жёлтый), они обозначают цвет вашей команды. За правильные ответы жюри ставит баллы, которые мы будем обозначать на доске листиками красного и жёлтого цвета.

Первый конкурс нашей викторины под названием «Лес – наше богатство».

Каждой команде задаются вопросы. Если участники команды затрудняются с ответом или их ответ неполный, право ответа переходит к соперникам или они могут вносить свои добавления.

1. Какова польза леса?

– Деревья выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес ещё называют «лёгкими земли».

– Используют как строительный материал (брёвна, доски), для строительства железных дорог (шпалы).

– Для изготовления бумаги (целлюлозы).

– Крепёжный лес (для крепления шахт, забоев).

– Из отходов древесины получают древесный уголь, дёготь, из бересты плетут корзины.

– С деревьев и кустарников можно собирать плоды (яблоки, груши, кедровые орехи, ягоды).

2. Назовите правила поведения в лесу.

– Не ломать ветви деревьев и кустарников.

– Не повреждать кору деревьев.

– Не рвать без надобности цветов, не мять траву.

– Срезать грибы ножом, чтобы не повредить грибницу, не сбивать ядовитые грибы, они нужны животным как лекарство.

– Не обрывать паутину и не убивать пауков, не ловить других насекомых.

– Не разорять гнёзда птиц и муравейники.

– Не ловить животных и их детёнышей, не уносить их домой.

– Не шуметь в лесу, чтобы не испугать птиц и животных.

– Разводить костёр только на специальных площадках, из сухих веток. Уходя гасить.

– Не оставлять после себя мусор (уносить с собой или закапывать).

3. Растёт ли дерево зимой? (Нет, оно замирает).

4. Как дерево помогает ориентироваться в лесу? (Мхи и лишайники покрывают северную сторону деревьев. Смола больше выступает на южной стороне хвойного дерева).

5. Как определить возраст дерева? (По годичным кольцам).

6. У кого ещё можно определить возраст по годичным кольцам? (У рыб на каждой чешуйке есть кольца).

Ведущий: Молодцы! Оценка конкурса, выставляются баллы.

Следующий конкурс покажет нам, что вы знаете о диких животных.

– Каждая команда называет по одному животному и его детёнышу. Выигрывает та команда, которая назовёт больше животных; но повторяться нельзя.

Оценка конкурса.

Ведущий: Молодцы, вы много знаете животных и их детёнышей, а вот сможете ли вы изобразить животное, чтобы соперники смогли узнать его? Для этого вам потребуются актёрские умения. (Каждая команда под музыку изображает по 2 каких- либо животных. Соперники отгадывают. Оценка ставится и за артистизм и за правильный ответ).

Конкурс «Угадай кто это?»

А теперь по два вопроса каждой команде.

1. Почему весной не охотятся на диких зверей? ( 1. Звери линяют, теряют густой и тёплый подшерсток, без него мех обесценивается. 2. У животных появляются детёныши.)

2. Куда зайцу удобнее бежать в гору или с горы? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные. В гору бежать удобнее, а с горы он катится кувырком через голову.)

3. Какого зверя зовут «шатуном»? (Медведя, которого выгнали из берлоги и он вся зиму шатается по лесу.)

4. Какая птица выводит птенцов в любое время года? (Клёст, так как они кормят своих птенцов семенами из еловых и сосновых шишек, поэтому корма им хватает и зимой и летом.)

Оценка команд за ответы на вопросы.

Ведущий: Команды немного утомились, я предлагаю размяться и поиграть. Игра называется 4 стихии. А какие стихии вы знаете? (Земля, вода, воздух, огонь).

Звучит  энергичная музыка.

Послушайте правила.

Все ребята шагают на месте. По сигналу

«Земля» - опускаете руки вниз.

«Вода» – вытягиваете вперёд.

«Воздух» – поднимаете вверх.

«Огонь» – прячете за спину.

Ведущий: Отдохнули? Продолжим наше соревнование!

– Животных вы тоже знаете хорошо. А много ли вы знаете о птицах? (Да).

Следующий конкурс «Узнай птицу по голосу».

Звучат голоса в записи (вороны, чайки, филина, голубя, утки, кукушки).

Оценка конкурса.

Ведущий: Следующий вопрос. Можете ли вы по форме клюва узнать, чем питается эта птица?  

Карточки с изображением клювов: клёст – семенами шишек (скрещенный), голубь, снегирь – зёрна, ягоды (толстый, твёрдый), ласточка, стриж – насекомыми (тонкий, слабый), ястреб, коршун – разрывает мясо (крючком).

– Оценка за ответы.

Ведущий: Следующий конкурс называется «Четвёртый лишний».

Вам надо не только назвать лишнее слово, но и объяснить, почему вы так считаете.

– Снегирь, гусь, скворец, аист.

– Подберёзовик, подосиновик, рыжик, мухомор.

– Берёза, елка, осина, клён.

– Лиса, заяц, медведь, лось.

Оценка за ответы.

И последний конкурс нашей викторины называется «Собери картинку».

Детям даётся два одинаковых набора с разрезными картинками.

Оценка за скорость и правильность.

Подсчитывается общее число баллов.

Ведущий: Я хочу прочитать вам стихотворение Евгения Евтушенко.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

(Награждение команд).