Проект "Язык - друг или враг" в подготовительной группе компенисрующей направленности
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Масюк Оксана Александровна

Однажды ко мне обратился воспитанник и сказал: "Я увидел, как кошка лакает молоко. Я тоже попробовал. Но у меня ничего не получилось. Почему?". И мы с ним решили узнать все о языке. Мы выдвинули гипотезу: в каких случаях язык может быть другом, а в каких - врагом? Так и назвали проект "Язык -друг или враг?"

 

Видео презентации проекта "Язык - друг или враг?"

https://youtu.be/Ojl-UDyNfAo

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«ЯЗЫК – ДРУГ ИЛИ ВРАГ»

Характеристика проекта

Вид проекта: исследовательский.

Продолжительность проекта: средняя.

Участники проекта: Елисеев Глеб, дети подготовительной группы компенсирующей направленности.

Руководитель проекта: Масюк Оксана Александровна.

Актуальность проекта. Я увидел, как кошка лакает молоко. Я тоже попробовал. У меня не получилось. Мне стало интересно, как у нее получается. Я спросил воспитателя, и мы решили узнать вместе с другими детьми все о языке.

    Цель: создание условий для развития элементарных естественно-научных представлений о человеке и животном мире.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического экспериментирования;
  • формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи;
  • развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуации в исследовательской деятельности;
  • учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами;
  • подвести детей к выводу о том, что язык выполняет много разных функций: у человека определяет вкус пищи, участвует в образовании речи, помогает перевариванию пищи; у животных служит приманкой, ловлей добычи, предупреждением;
  • воспитывать интерес, любовь к природе, стремление познавать, раскрывать ее секреты.

Предполагаемый результат

  1. Дети должны получить первичные представления о языке, знать его основные функции.
  2. Дети должны иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Гипотезы

  1. Язык –это друг?
  2. Язык – это враг?

Этапы работы

  1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  2. Составление плана-схемы проекта.
  3. Обсуждение проекта с родителями.
  4. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  5. Работа по плану с детьми, родителями.
  6. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  7. Презентация проекта.

Содержание работы с детьми

  1. Беседа с детьми «Немного истории о языке»
  2. Разучивание поговорок, пословиц о языке.
  3. Загадки о языке.
  4. Рисование по пословицам и поговоркам.
  5. Презентация различных видов языков животных.
  6. Беседа «Как устроен язык?»
  7. Рассматривание энциклопедий.
  8. Опыты с детьми.

«Язык – друг»:

- разное по вкусу;

               - отличие язык человека от языка кошки;

               - язычок-трудовичок.

           «Язык – враг»:

           - как микроб попадает в рот;

Содержание работы с родителями

  1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом»
  2. Домашние задания для родителей и детей (изготовление костюмов, наблюдение за домашними животными).
  3. Помощь в пополнении книжного уголка пословицами и поговорками.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Беседа «Немного истории о языке»

Цель: познакомить с легендой о языке, развивать познавательный интерес.

Однажды Эзопу (был такой баснописец в древности) хозяин, у которого он служил, приказал приготовить самое лучшее, что есть на свете, к обеду.

Эзоп принес и приготовил язык (надо полагать, телячий). На вопрос «Почему?» раб ответил: «Язык – самое лучшее, что есть на Земле. С его помощью можно завести друзей, предать опыт, помирить людей, признаться в любви…»

На другой день хозяин велел приготовить наихудшее блюдо. И Эзоп опять принес язык. Мотивировал так: «С помощью языка люди ссорятся, возводят напрасну, сплетничают…»

Так что, друзья, язык есть у всех, а цели выбирает каждый на свое усмотрение.

Беседа «Как устроен язык?»

Цель: рассказать и показать детям строение языка.

Представим, что у нас нет языка. Сразу станет понятно, что без него мы не сможем ни разговаривать, ни принимать пищу, ни ощущать вкус продуктов.

Дело в том, что язык имеет очень сложную группу мышц. Эти мышцы помогают нам перемещать еду и в конце концов проглотить ее. Если высунуть этот орган и внимательно присмотреться, то можно увидеть многочисленные пупырышки. Как раз они и предоставляют нам возможность ощутить вкусовые качества.

Всего таких пупырышков – около 9000. Благодаря им мы распознаем четыре главных оттенка вкуса – кислый, соленый, сладкий и горький. А для чего, наконец, нам нужен вкус? Оказывается, для того чтобы не только получать удовольствие от пищи, но и для выявления испорченной еды, которая опасна для здоровья. И последнее, немаловажное: язык помогает нам произносить различные звуки.

Пословицы и поговорки о языке.

  • Без русского языка не сколотишь и сапога.
  • Без языка и колокол нем.
  • Блюди хлеб на обед, а слово - на ответ.
  • Будь своему слову господин.
  • Где слова редки, там они вес имеют.
  • Глупые речи - что пыль на ветру.
  • Говори по делу, живи по совести.
  • Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
  • Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
  • Думай дважды, говори раз.
  • Жало остро, а язык — острей того.
  • Каков ум, такова и речь.
  • Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
  • Красно поле пшеном, а беседа умом.
  • Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает (пожинает).
  • Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
  • Лучше недосказать, чем пересказать.
  • Лучше скажи мало, но хорошо.
  • Лучше споткнуться ногою, нежели словом.
  • Мал язык, да всем телом владеет.
  • Невысказанное слово порой гремит, как гром.
  • Неискренние слова, как спутанные волосы на голове: распутать их – трудное дело.
  • Острый язык — дарование, а длинный — наказание.
  • Острый язык змею из гнезда выманит.
  • Перо всегда смелее языка.
  • Правдивое слово - как лекарство: горько, зато излечивает.
  • Сердце громче стонет, когда молчишь.
  • Сказанное слово - потерянное, не сказанное - свое.
  • Слово держать - не по ветру бежать.
  • Слово не стрела, а сердце язвит.
  • Сперва подумай, а там и нам скажи.
  • Что написано пером, не вырубишь топором.
  • Что сказано, то свято.
  • Язык поит и кормит, и спину порет.
  • Язык разум открывает.
  • Язык языку ответ даёт, а голова смекает.

Загадки о языке

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

 

За стеной костяной соловейко живет.

Всегда во рту, а не проглотишь.

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

Лежит доска на болоте.

Лежит в море пластинка,

Не сохнет, не мокнет.

Мокрый теленок в огороде живет.

Скок да скок – за решеткой зверек. Что бы ты не знал – обо всем рассказал.

Опыты «Язык – друг»

Опыт №1 «Разное по вкусу»

Цель: дать представление о том, что разные участки поверхности языка воспринимает продукты по-разному.

Материал: лимон, сахар, зеркало, увеличительное стекло.

Опыт. Предложить высунуть язык изо рта, рассмотреть его в зеркале. Рассмотреть язык соседа. Вместе рассмотреть язычки в одном зеркале. Они одинаковые? Что вы увидели? (Трубочки и бороздки). Где их больше всего? Предложить лизнуть сахар и лимон. Какие они на вкус? Предложить закрыть глаза и открыть рот. Положить кусочек сахара подальше на язык, проглотить. Что было у вас во рту? (Тяжело определить).

Вывод. Большинство вкусовых рецепторов находится на кончике языка; чтобы меньше ощутить вкус продукта, его нужно положить как можно дальше на язык.

Опыт № 2 «Отличие языка человека от языка кошки»

Цель: показать детям, как работают языки человека и кошки.

Материал: блюдце с молоком.

Опыт. Предложить детям побыть в роли кошки и попробовать, как она лакает молоко. В блюдце налить молоко, дети «лакают молоко. Почему не получается? Рассказать детям, как выглядит язык кошки и как она лакает молоко.

Вы обращали внимание на то, как кошка пьет воду или молоко?

Язык кошки устроен таким образом, что, когда она зачерпывает им жидкость, язык становится похожим на лопатку или ложку. Кошка опускает язык в воду и зачерпывает ее. Крючкообразные наросты на кошачьем языке, которые при еде помогают ей расправиться с пищей, во время питья задерживают воду. И кошка, собрав жидкость в получившуюся ложечку, возвращает ее обратно в пасть. Кстати, случается, что кошка отказывается пить молоко или воду из блюдца, а из более глубокой посуды пьет с удовольствием. Оказывается, все дело в том же устройстве языка – капризной кошке трудно зачерпнуть своим языком-ложечкой жидкость из блюдца. В глубокую же посуду язычок окунается без труда, и кошка получает достаточно жидкости.

Вывод. Язык кошки и человека отличается, поэтому кошка может лакать молоко, а человеку лучше пить его из чашки.

Опыт №3 «Язычок-трудовичок»

Цель: показать детям, как иногда мы не понимаем людей, у которых проблемы с речью.

Материал: орехи или круглые конфеты.

Опыт. Предложить детям рассказать стихотворение, положив в рот орехи. Дети рассказывают стихотворение. Что произошло? (Трудно произносить слова, язык плохо двигается).

Вывод. Когда дети плохо произносят слова, мы их не понимаем, надо делать гимнастику для языка.

Опыт «Язык – враг»

Опыт «Как микроб попадает в рот»

Цель: дать представление о том, как микробы и бактерии влияют на язык, познакомить с болезнями языка.

Материал: макет языка, клей ПВА, блестки.

Опыт. Предложить высунуть язык изо рта, рассмотреть его в зеркале. Спросить детей, что происходит с языком, когда ребенок берет в рот грязные руки или игрушки. Показать детям, как попадают микробы на язык и какие возникают болезни у языка, - дети намазывают клей ПВА на макет языка, затем накладывают блестки-микробы на язык. Клей высох, блестки приклеились, так и попали микробы на язык, язычок заболел. Что делать, чтобы не было болезней языка?

Вывод.

  1. Не облизывать игрушки.
  2. Не брать в рот ничего.
  3. Не совать пальцы в рот.
  4. Вымыть руки после туалета, улицы, прогулки.
  5. Чистить язык.



Предварительный просмотр:

Презентация проекта «Язык мой друг или враг?»

Однажды, я увидел, как кошка лакает молоко. Я тоже попробовал. У меня не получилось. Мне стало  интересно, как у нее получается. Я спросил об этом воспитателя, и мы решили узнать вместе все о языке. (слайд)

 

А еще я часто слышу от дедушки поговорку: «Язык – твой враг». И мы с Оксаной Александровной решили выяснить: «Мой язык друг или враг?»

Мы предположили, что если язык – мой друг, то в каких случаях он может быть другом. А если мой язык враг, то когда это может быть?

Целью нашего проекта является узнать о языке как можно больше из разных источников.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

  1. Выяснить, какие языки бывают.
  2. У кого они есть?
  3. Как устроен язык?
  4. Какое значение он имеет?

Из беседы с воспитателем мы узнали интересные факты о языке: зачем нужен язык?

Он нужен для того, чтобы говорить, болтать, делать зарядку, кушать, лизать, издавать звуки. (слайд)

Еще мы узнали, что язык есть у людей, у птиц, у животных.

Оказывается, у животных и птиц бывает несколько видов языков.

У дятла язык-щуп (слайд). Он длинный, почти такой же длины, как и сам хозяин. И очень липкий. Дятел запускает язык в ствол дерева и отыскивает добычу в самых дальних закоулках.

А вот у попугаев бывает язык-ложка и язык –щетка (слайд). У многих попугаев довольно короткий и мясистый язык, который на конце имеет ложкообразное углубление – чтобы лучше удерживать семена. А у щеткоязычных попугаев язык на нижней стороне заканчивается коготком, а на верхней имеет щеточку из густо сидящих щетинок, которая служит для сбора пыльцы растений.

Язык-рогатину имеют змеи (слайд). Он у них раздвоенный на конце. Я зыком змеи определяют вкус и запах. А также предупреждают, угрожающе размахивая им перед противником.

Хамелеон имеет язык-стрелу (слайд). Он «выстреливает» своим языком на длинное расстояние. А клейкая слизь на кончике языка помогает хамелеону удержать, подтянуть и отправить в рот пойманных насекомых, мелких птиц и ящериц.

А самая крупная черепаха Северной Америки – это каймановая черепаха (слайд). Она имеет язык-приманку. Когда она хочет есть, то раскрывает рот и выставляет сой язык, который извивается и похож на червяка. Он белого цвета, а когда ловится рыбка, язык становится красным.

А вы знаете, зачем собака высовывает язык? (слайд) Когда становится жарко, человек избавляется от лишнего тепла с помощью выделения пота через потовые железы. А у собаки потовые железы находятся только на носу и подошвах. Поэтому охлаждению тела у собак помогает испарение слюны с поверхности языка и глотки. Оно остужает собаку. Чем животному жарче, тем чаще оно дышит, широко раскрыв пасть.

Дома с мамой в энциклопедии мы посмотрели (слайд), что по форме языки бывают овальные, как морковка и квадратные. (слайд)

Языки бывают большие, маленькие и длинные. (слайд).

А еще языки могут быть разного цвета: красный, розовый. (слайд)

Воспитатель показала, как устроен язык. Мы поняли, что с помощью языка можно определить вкусное и невкусное, соленое, сладкое и кислое. (слайд)

Из интернета с мамой мы посмотрели и провели опыты с языком. (слайд)

В первом опыте мы определяли разное по вкусу. Сначала мы рассмотрели в зеркале каждый свой язычок. Потом рассмотрели язык у друг друга. Сравнили, одинаковые ли они. Увидели трубочки и бороздки, где их больше всего. (слайд) Затем мы лизнули кончиком языка лимон и сахар. (слайд) А когда кусочек сахара положили подальше на язык, мы поняли, что большинство вкусовых рецепторов находится на кончике язык. А чтобы меньше ощутить вкус продукта, его нужно положить как можно дальше на язык.

Во втором опыте мы определяли отличие языка человека от языка кошки. У меня не получилось полакать молоко из блюдца (слайд), потому что у кошки и человека язык устроен по-разному. Язык кошки устроен таким образом, что, когда она зачерпывает им жидкость, язык становится похожим на лопаточку или ложку. Поэтому кошке легче пить жидкость из более глубокой чашки, чем из блюдца. Кошка опускает язык в воду и зачерпывает ее. А человеку лучше пить воду из чашки.

Еще один опыт мы провели с мамой. Я положил в рот круглые конфеты и попробовал рассказать стихотворение. (слайд) Мне было трудно произносить слова, язык плохо двигался. И получились очень смешные слова. Мы поняли, что тем людям, у которых проблемы с речью, нужно сделать зарядку для языка.

Мы в детском саду со Светланой Михайловной, нашим логопедом, делаем каждый день артикуляционную гимнастику. (слайд)

А воспитатель в группе показала нам опыт «Как микроб попадает в рот». Она показала нам макет языка (слайд), мы намазали его клеем и посыпали блестками-микробами. Клей высох, блестки приклеились, так и попали микробы на язык, язычок заболел. (слайд) И мы поняли, ЧТО нельзя делать, чтобы язык не заболел. Нельзя облизывать игрушки, не брать в рот ничего, не совать пальцы в рот, вымыть руки с мылом после туалета, улицы, прогулки, чистить язык.

Есть такая поговорка: «Лучше сказать мало, но хорошо!»

Таким образом, в ходе проекта я понял, что язык – это мой друг! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЯЗЫК – мой друг или враг?

Слайд 3

Цель проекта: узнать о языке как можно больше из разных источников. задачи : Выяснить, какие языки бывают. У кого они есть? Как устроен язык? Какое значение он имеет? Гипотеза Язык – ЭТО друг? Язык – ЭТО враг?

Слайд 5

Язык-щуп

Слайд 6

Язык-ложка Язык -щетка

Слайд 7

Язык-рогатина

Слайд 8

Язык-стрела

Слайд 9

Язык-приманка

Слайд 10

Зачем собака высовывает язык?

Слайд 11

Изучаем энциклопедию

Слайд 12

Форма языков

Слайд 13

Размеры языков

Слайд 14

Цвет языков

Слайд 15

Устройство языка

Слайд 16

Смотрим в интернете

Слайд 17

Опыт «Разное по вкусу»

Слайд 18

Опыт «Отличие языка человека от языка кошки»

Слайд 19

Опыт «Язычок- трудовичок »

Слайд 20

Делаем артикуляционную гимнастику

Слайд 21

Опыт «Как микроб попадает в рот»

Слайд 22

Язык - мой друг!