Растения-наши друзья
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по познавательному развитию
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 140» г. Чебоксары.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию
РАСТЕНИЯ – НАШИ ДРУЗЬЯ
(старшая группа)
Воспитатели
1 квалификационной категории
Александрова Вера Николаевна
Белова Валентина Анатольевна
ЗАДАЧИ
Образовательные.
Закрепить представление о том, что растения – живые.
Расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растений (корень, стебель) используя модели.
Уточнить и закрепить представления детей о целительных свойствах растений.
Учить обобщать представления о растениях (растения – это деревья, кустарники, травы)
Развивающие.
Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения, используя модель.
Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения.
Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
Воспитательные.
Воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни, желание помочь растениям, если им требуется помощь.
Развитие речи.
Активизировать словарный запас детей. Закреплять умение отвечать полными предложениями.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение художественной литературы, разучивание стихов, физкультминутки, дидактических игр, просмотр презентаций «Чьи плоды?» «С какого дерева лист», наблюдения, рассматривание альбомов «Деревья», «Полевые цветы», «Садовые цветы», «Кустарники»
Индивидуальная работа с Даниилом, Славой - закреплять диалогическую форму речи.
Приоритетные образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы
- Чтение стихотворения воспитателем.
- Беседа.
- Повторение ранее выученного стиха.
- Отгадывание загадок.
- Д/и «С какого дерева лист».
- Рисование модели дерева.
- Д/и «Чьи плоды?»
- Д/и «Что лишнее?»
- Д/и «Помоги растению»
- Проблемные вопросы.
- Итог.
РАСТЕНИЯ – НАШИ ДРУЗЬЯ.
Ход образовательной деятельности
- В. Словно крыша над землею,
Голубые небеса
А под крышей голубою -
И поляны, и цветы,
И, конечно, я и ты!
- В. Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа, как вы думаете?
- Д. Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т. д.
- В. И сегодня мы с вами совершим путешествие в мир природы, в царство растений.
- В. Что же это такое – растения?
- Д. Это травы, кустарники, цветы, деревья.
- В. Мы с вами познакомимся сегодня с некоторыми жителями этого царства, и вы узнаете много нового.
- В. Скажите-ка мне ребята зачем, кому нужны растения?
- Д. Людям, животным, насекомым, птицам. Чтобы дышать, питаться.
- В. Ребята, представьте себе такую ситуацию: все растения исчезнут. Что же тогда будет?
- Д. Все живое может погибнуть, так как в природе все взаимосвязано.
-В. А что мы с вами можем сделать, чтобы этого не случилось?
-Д. Не рвать цветы, не ломать деревья и т. д.
Повторяем ранее выученный стишок.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если мы: и я, и ты
Если все сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- В. В царстве растений было три государства. А чтобы узнать, кто жил в этих государствах мы с вами совершим небольшое путешествие. Но чтобы попасть в то или иное государство вам надо будет отгадывать загадки.
- В. Первое государство и первая загадка: «Нога одна, а рук много»
-Д. дерево (слайд 1)
- В. Правильно, в первом государстве жили деревья. Сейчас мы отправимся к ним в гости.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли в лесок гулять.
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками
Как красиво все кругом,
Хорошо в краю родном.
- В. Назовите, какие вы знаете деревья.
- Д. Береза, дуб, липа, клен.
- В. Как вы узнали, что это деревья?
- Д. Высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт корой.
- В. Ребята, посмотрите, тут на пенёчке лежат какие- то карточки. Смотрите, что здесь изображено (дерево), а здесь (листочек). Подул ветер, и деревья потеряли свои листочки. Поможем им? Берите все по одной карточке, бегайте, ищите свой лист или дерево. Игра «С какого дерева лист»
- В. А как можно с помощи модели обозначить дерево? Кто хочет нарисовать модель дерева?
- В. Кто живёт во втором государстве, вы узнаете, ответив на вот такой вопрос: эти растения ниже деревьев, у них несколько стволов.
- Д. Кустарники (слайд 2)
- В. Правильно, жителями второго государства являются кустарники. И я предлагаю отправиться к ним.
Раз, два, три, четыре, пять,
В сад идем мы погулять,
За малиной, за калиной
И за вкусной облепихой.
- В. И мы с вами попали государство кустарников.
- В. Какие вы знаете кустарники?
- Д. сирень, акация, шиповник, орешник, малина, крыжовник, смородина и др.
- В. Как же вы узнаете, что это все кусты? Они такие разные.
- Д. Они ниже деревьев, у них много стволов.
- В. А теперь давайте поиграем. «Чьи плоды» (слайды). На экране по очереди появляются плоды кустарников, дети называют.
- В. Ребята, а кто нарисует нам модель кустарника (дети рисуют). Молодцы, идем дальше.
- В. А теперь мы познакомимся с жителями третьего государства. Слушайте третью загадку:
Росла на лугу – оказалась в стогу (трава). Отправляемся в государство травянистых растений. (слайд 3)
Раз, два, три, четыре, пять,
На лужок идем гулять,
На лугу среди цветов бабочки порхают,
Разноцветные кругом крылышки мелькают.
- В. Какие травянистые растения вы знаете?
-Д. Ромашка, колокольчик, одуванчик
- В. Как вы их узнали?
- Д. Они невысокие, стебель зелёный, не покрыт корой.
- В. А теперь мы с вами поиграем в игру «Что лишнее?» Вам надо будет догадаться, что здесь лишнее и назвать. (Две картины с изображением травянистых растений, третий что-то другое)
- В. Кто нам нарисует модель травянистого растения? (дети рисуют)
- В. Вот мы и познакомились с жителями царства растений.
- В. Ребята, давайте ещё поиграем. Я буду называть деревья, кустарники, травянистые растения. Если я назову дерево, поднимайте руки вверх, если назову кустарник, разводите руки в стороны, если травянистое растение – приседайте. Будьте внимательны.
- В. Вы называли цветы, деревья, кустарники, они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений? Прежде чем ответить на этот вопрос, выложите у себя на столе модель растения из частей.
- В. Скажите, чем похожи все растения, что у них общего?
- Д. Корень, стебель, листья, цветы, плоды
- В. Давайте подумаем, для чего растениям корень?
- Д. Питает, удерживает в земле.
- В. А как вы думаете, зачем нужен стебель?
- Д. По стеблю вода поднимается к листьям, цветкам.
- В. Мы сейчас проведем опыт и проверим ваши предположения.
Опыт. У детей баночки и марлевая веревочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.
Вывод: вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.
- В. Про растения вы много рассказали. А знаете ли вы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли и не болели? (свет, тепло, вода, почва, удобрения)
Д\и «Помоги растению». Дети по карточкам рассказывают, в какой помощи нуждается растение (бледное – нужен свет, высыхает – нужна вода).
- В. Мы помогли растениям, а как растения помогают людям?
- Д. Они помогают нам дышать
- В. Растения не только всем живым существам дышать помогают, но также они помогают им лечиться от болезней.
- В. А вы знаете какие-нибудь лекарственные растения?
- Д. Ромашка, когда горло болит, василек, для глаза, подорожник, когда поранишься
- В. На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живём в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это природа. Все свои сокровища природа отдаёт нам и за всё просит только одного: беречь её!
- В. Ребята, мы и не заметили, как пролетело время, нам пора возвращаться в садик.
Закрепление. О чём мы сегодня говорили? Чего интересного узнали?
Раз, два, три, четыре, пять,
Вернемся в садик мы опять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности область "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" в подготовительной группе на тему: « Растения – наши друзья».
Задачи данного занятия:Систематизировать знания детей о растениях.- Закрепить знания детей о размножении растений.- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разн...

Экологический проект "Комнатные растения - наши друзья"
Проект содержит дидактические игры и наблюдения с детьми по теме "Комнатные растения"...

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия "Лекарственные растения - наши друзья"
В данной методической разработке, используя современные педагогические технологии в интересной игровой форме , закрепляла представление детей о лекарственных растениях родного края. В конспекте я испо...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Комнатные растения – наши верные друзья»
Данный материал предназначен для детей старшей группы.Цель:познакомить с разнообразием комнатных растений и правилами ухода за ними....

Презентация проекта экологической напрвленности "Комнатные растения - наши верные друзья"
Долгосрочный проект экологической направленности в старшей группе. Цель проекта - способствовать развитию познавательного интереса к исследовательской деятельности детей....

Конспект занятия "«Комнатные растения - наши зелёные друзья» (итоговое) .
Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями...
Конспект НОД «Комнатные растения — наши добрые друзья»
Закрепить названия комнатных растений, правила и способы ухода за ними....
