Растения-наши друзья
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вера Николаевна Александрова

Занятие по познавательному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 140» г. Чебоксары.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

РАСТЕНИЯ – НАШИ ДРУЗЬЯ

(старшая группа)

                                                                                         

                                                                                     Воспитатели

                                                                                     1  квалификационной категории

                                                                                     Александрова Вера Николаевна

Белова Валентина Анатольевна                  

ЗАДАЧИ

          Образовательные.

 Закрепить представление о том, что растения – живые.

 Расширить  и уточнить знания о функциях некоторых частей растений (корень, стебель) используя модели.

 Уточнить и закрепить представления детей о целительных свойствах растений.

 Учить обобщать представления о растениях (растения – это деревья, кустарники, травы)

          Развивающие.

 Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения, используя модель.

Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения.

Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

        Воспитательные.

Воспитывать  стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни,  желание помочь растениям, если им требуется помощь.

       Развитие речи.

Активизировать словарный запас детей. Закреплять умение отвечать полными предложениями.

        Предварительная работа:  отгадывание загадок, чтение художественной литературы, разучивание стихов, физкультминутки, дидактических игр,  просмотр презентаций «Чьи плоды?» «С какого дерева лист», наблюдения, рассматривание альбомов «Деревья», «Полевые цветы», «Садовые цветы», «Кустарники»

       Индивидуальная работа с Даниилом, Славой - закреплять диалогическую форму речи.

       Приоритетные образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

       Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное  развитие,

речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,  физическое развитие.

Методы и приёмы

  1. Чтение стихотворения воспитателем.
  2. Беседа.
  3. Повторение ранее выученного стиха.
  4. Отгадывание загадок.
  5. Д/и «С какого дерева лист».
  6. Рисование модели дерева.
  7. Д/и «Чьи плоды?»
  8. Д/и «Что лишнее?»
  9. Д/и «Помоги растению»
  10. Проблемные вопросы.
  11. Итог.

                                       

                                           

                                           

                                   

   

   

 

   

                                                       

 

РАСТЕНИЯ – НАШИ ДРУЗЬЯ.

                      Ход образовательной деятельности

 - В. Словно крыша над землею,

        Голубые небеса

        А под крышей голубою -

        И поляны, и цветы,

        И, конечно, я и ты!

- В. Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа, как вы думаете?

 - Д. Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т. д.

 - В. И сегодня мы с вами совершим путешествие в мир природы, в царство растений.

 - В. Что же это такое – растения?

 - Д. Это травы, кустарники, цветы, деревья.

 - В. Мы с вами познакомимся  сегодня с некоторыми жителями этого царства, и вы узнаете много нового.

 - В. Скажите-ка мне ребята зачем, кому нужны растения?

 - Д. Людям, животным, насекомым, птицам. Чтобы дышать, питаться.

 - В. Ребята, представьте себе такую ситуацию: все растения исчезнут. Что же тогда будет?

 - Д. Все живое может погибнуть, так как в природе  все взаимосвязано.

  -В.  А что мы с вами можем сделать, чтобы этого не случилось?

  -Д. Не рвать цветы, не ломать  деревья и т. д.

Повторяем ранее выученный стишок.

    Если я сорву цветок,

   Если ты сорвёшь цветок,

   Если мы: и я, и ты

   Если все сорвем цветы

   Опустеют все поляны

   И не будет красоты.

  - В. В царстве растений было три государства. А чтобы узнать, кто жил в этих государствах мы с вами совершим небольшое путешествие. Но чтобы попасть в то или иное государство вам надо будет отгадывать загадки.

  - В. Первое государство и  первая загадка: «Нога одна, а рук много»

  -Д.  дерево (слайд 1)

  - В. Правильно, в первом государстве жили деревья. Сейчас мы отправимся к ним в гости.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками

Как красиво все кругом,

Хорошо в краю родном.

  - В. Назовите, какие вы знаете деревья.

 - Д. Береза, дуб, липа, клен.

  - В. Как вы узнали, что это деревья?

  - Д. Высокие, один ствол,  много веток, ствол покрыт корой.

  - В. Ребята, посмотрите, тут на пенёчке лежат какие- то карточки. Смотрите, что здесь изображено (дерево), а здесь (листочек). Подул ветер, и  деревья потеряли свои листочки. Поможем им? Берите все по одной карточке, бегайте, ищите свой лист или дерево. Игра «С какого дерева лист»

   - В.  А как можно с помощи модели  обозначить  дерево? Кто хочет нарисовать модель дерева?

    - В. Кто живёт во втором государстве, вы узнаете, ответив на вот такой вопрос:  эти растения ниже деревьев, у них несколько стволов.

 - Д.  Кустарники (слайд 2)

 - В. Правильно, жителями второго государства являются кустарники. И я предлагаю отправиться к ним.

Раз, два, три, четыре, пять,

В сад идем мы погулять,

За малиной, за калиной

И за вкусной облепихой.

  - В. И мы с вами попали государство кустарников.

  - В. Какие вы знаете кустарники?

 - Д. сирень, акация, шиповник, орешник, малина, крыжовник, смородина и др.

 - В.  Как же вы узнаете, что это все кусты?  Они такие разные.

  - Д. Они ниже деревьев, у них много стволов.

  - В. А теперь давайте поиграем. «Чьи плоды» (слайды). На экране по очереди появляются плоды кустарников, дети называют.

  - В. Ребята, а кто нарисует нам модель кустарника (дети рисуют).  Молодцы, идем дальше.

   - В.  А теперь мы познакомимся с жителями третьего государства. Слушайте третью загадку:  

Росла на лугу – оказалась в стогу (трава). Отправляемся в государство травянистых растений. (слайд 3)

Раз, два, три, четыре, пять,

На лужок идем гулять,

На лугу среди цветов бабочки порхают,

Разноцветные кругом крылышки мелькают.

 - В. Какие травянистые растения вы знаете?

  -Д. Ромашка, колокольчик, одуванчик

 - В. Как вы их узнали?

- Д. Они невысокие, стебель зелёный, не покрыт корой.

 - В. А теперь мы с вами поиграем в игру «Что лишнее?» Вам надо будет догадаться, что здесь лишнее и назвать. (Две картины с изображением травянистых растений,  третий что-то другое)

  - В.  Кто нам нарисует модель травянистого растения? (дети рисуют)

 - В.  Вот мы и познакомились с жителями царства растений.

 - В. Ребята, давайте ещё поиграем. Я буду называть деревья, кустарники, травянистые растения. Если я назову дерево, поднимайте руки вверх, если назову кустарник, разводите руки в стороны, если травянистое растение – приседайте. Будьте внимательны.

- В. Вы называли цветы, деревья, кустарники, они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений? Прежде чем ответить на этот вопрос, выложите у себя на столе модель растения из частей.

- В. Скажите, чем похожи все растения, что у них общего?

- Д. Корень, стебель, листья, цветы, плоды

- В. Давайте подумаем, для чего растениям корень?

- Д. Питает, удерживает в земле.

- В. А как вы думаете, зачем нужен стебель?  

- Д. По стеблю вода поднимается к листьям, цветкам.

- В. Мы сейчас проведем опыт и проверим ваши предположения.

     Опыт. У детей  баночки и марлевая веревочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.

     Вывод: вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.

- В. Про растения вы много рассказали. А знаете ли вы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли и не болели? (свет, тепло, вода, почва, удобрения)

     Д\и «Помоги растению». Дети по карточкам рассказывают, в какой помощи нуждается растение (бледное – нужен свет, высыхает – нужна вода).

  - В. Мы помогли растениям,  а как растения помогают людям?

 - Д. Они помогают нам дышать

  - В.  Растения  не только всем живым существам дышать помогают, но также они помогают им лечиться от болезней.

 - В. А вы знаете какие-нибудь лекарственные растения?

 - Д. Ромашка, когда горло болит,  василек, для глаза, подорожник, когда поранишься

  - В. На каждую болезнь  есть своя лекарственная трава. Мы живём в мире лекарств. Самая лучшая аптека  - это природа. Все свои сокровища природа отдаёт нам и за всё просит только одного: беречь её!

  - В. Ребята, мы и не заметили, как пролетело время, нам пора возвращаться в садик.

  Закрепление. О чём мы сегодня говорили? Чего интересного узнали?

Раз, два, три, четыре, пять,

Вернемся в садик мы опять.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности область "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" в подготовительной группе на тему: « Растения – наши друзья».

Задачи данного занятия:Систематизировать знания детей о растениях.- Закрепить знания детей о размножении растений.- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разн...

Экологический проект "Комнатные растения - наши друзья"

Проект содержит дидактические игры и наблюдения с детьми по теме "Комнатные растения"...

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия "Лекарственные растения - наши друзья"

В данной методической разработке, используя современные педагогические технологии в интересной игровой форме , закрепляла представление детей о лекарственных растениях родного края. В конспекте я испо...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Комнатные растения – наши верные друзья»

Данный материал предназначен для детей старшей группы.Цель:познакомить с разнообразием комнатных растений и правилами ухода за ними....

Презентация проекта экологической напрвленности "Комнатные растения - наши верные друзья"

Долгосрочный проект экологической направленности в старшей группе. Цель проекта - способствовать развитию познавательного интереса к исследовательской деятельности детей....

Конспект занятия "«Комнатные растения - наши зелёные друзья» (итоговое) .

Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями...

Конспект НОД «Комнатные растения — наши добрые друзья»

Закрепить названия комнатных растений, правила и способы ухода за ними....