Методическая разработка «Применение опытов и экспериментов на занятиях НОД с дошкольниками имеющими нарушения слуха».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

 

Цель методической разработки: предложить педагогам и родителям картотеку интересных опытов и экспериментов для формирования у дошкольников с нарушением слуха исследовательского поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа–Югры

«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

Методическая разработка

«Применение опытов и экспериментов на занятиях НОД

с дошкольниками имеющими нарушения слуха».

Воспитатель: Пухова Н.Н.

Повседневная жизнь постоянно требует от нас проявление поисковой активности. Развитое исследовательское поведение рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Особенно актуальна данная технология в организации работы с дошкольниками с нарушением слуха, т.к. в ходе практической деятельности с предметами происходит познание объектов окружающей действительности, дети приобретают наглядные впечатления и знания о свойствах и качестве предметов.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности–наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи детей с нарушением слуха). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина, мнётся-ломается, высоко-низко, далеко-далеко, мягкий-твёрдый и прочее).

Применение в работе с дошкольниками с нарушением слуха данной технологии позволяет: поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность; развивать познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); развивать мышление, речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности; воспитывать стремление сохранять и оберегать мир природы, формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

        Цель методической разработки: предложить педагогам и родителям картотеку интересных опытов и экспериментов для формирования у дошкольников с нарушением слуха исследовательского поведения.

В качестве примера использования данной технологии в работе воспитателя предлагается картотека интересных опытов и экспериментов и технологическая карта НОД «Экология для малышей» в группе 5 года обучения.  

В составе данной группы дети с различными нарушениями слуха, в том числе прошедшие процедуру кохлеарного имплантирования.

            Рекомендации к использованию картотеки:

Представленные опыты и эксперименты рекомендуется использовать в работе с детьми учитывая возраст детей и уровень развития первоначальных знаний и представлений.

Каждый педагог и родитель должен помнить о том, что чутко руководить и направлять замыслы ребёнка, дать возможность самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир,- вот роль взрослого  в детской исследовательской деятельности.

Интересные опыты и эксперименты для деятельности детей с нарушением слуха

     Тема: «Помощница вода».

Цель: продолжать обогащать знания детей о свойствах воды, показать детям, что вода наполняя ёмкость выталкивает лёгкие предметы наверх.

Оборудование: стаканчики пустые, легкие предметы, ёмкость с водой, чашечки на каждого ребёнка.

Речевой материал: надо достать предмет из стаканчика без рук, как это сделать? Подумай(те). Предмет внизу. Предмет наверху. Вода подняла предмет. Вода не подняла предмет.

                                                       Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть стоящие на столе предметы, обращает внимание детей, что в стаканчиках лежат предметы(игрушки). Воспитатель предлагает достать предмет из стакана без рук. Дети предлагают разные способы (взять ложку, перевернуть стаканчик и др.). Тогда педагог предлагает детям подумать, как может в этом помочь вода? Давайте нальём воду в стаканчики и посмотрим, что произойдёт. Дети проводят опыт. Воспитатель на наборном полотне выставляет таблички с ответами (предмет поднялся наверх, предмет остался внизу, вода подняла предмет, вода не подняла предмет.  Дети самостоятельно приходят к выводу, о том что вода поднимает лёгкие предметы наверх.

Тема: «Волшебные краски».

Цель: формировать умения смешивать краски для получения нового цвета; развивать умения делать выводы на основе наблюдений.

Оборудование: палитры, гуашевые краски синего, жёлтого, красного цветов, кисточки, баночки, трафареты овощей, фруктов на каждого ребёнка.

Речевой материал: будем смешивать краски, смешай(те), какого цвета получилась краска? Краска зелёного цвета. Краска оранжевого цвета. Краска фиолетового цвета.

                                                         Ход занятия:

Воспитатель вносит трафареты овощей, фруктов. Предлагает детям раскрасить их в нужный цвет. Дети видят, что нужного цвета краски нет. Воспитатель предлагает детям самостоятельно получить нужный цвет. Раздаёт детям задания, на которых написано какие цвета необходимо смешивать. Дети опытным путём получаю необходимые цвета. Дети самостоятельно приходят к выводу, что синий+жёлтый=зелёный цвет; красный+жёлтый=оранжевый цвет;  красный+синий=фиолетовый.

Тема: «Чудеса с магнитом».

Цель: определять способность металлических предметов намагничиваться, а деревянные предметы не обладают такими свойствами.

Оборудование: магниты, скрепки, мелкие металлические предметы, деревянные полочки, пуговицы и др.

Речевой материал: магнит, металлические предметы намагничиваются, деревянные предметы не намагничиваются.

                                                           Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть разные предметы лежащие на столе, потрогать их провести обследование предметов(тёплые, холодные, тяжёлые, лёгкие и др.) Затем предлагает детям взять по одному предмету и взять магнит и посмотреть, что будет происходить с предметами из металла и дерева. Дети самостоятельно приходят к выводу, что металлические предметы притягиваются- намагничиваются, деревянные предметы не притягиваются–не намагничиваются.

Тема: «Ткань и бумага».

Цель: познакомить детей со свойствами бумаги и ткани; показать, чем они отличаются друг от друга; уточнить применение ткани и бумаги в быту.

Оборудование: кусочки ткани, кусочки бумаги, тарелочки с водой.

Речевой материал: ткань, бумага, ткань- намокает, не рвется; бумага- намокает, рвётся.

                                                         Ход занятия:

Воспитатель предлагает рассмотреть и сравнить ткань и бумагу: потрогать, попробовать растянуть в разные стороны. Воспитатель предлагает тарелочки с водой, положить в них кусочки ткани и бумаги. Достать ткань и бумагу и посмотреть, что стало. Дети самостоятельно приходят к выводу, что ткань намокает и не рвется, бумага намокает и рвётся.

Тема: «Два магнита».

Цель: выявить особенности взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Оборудование: по два магнита на каждого ребёнка.

Речевой материал: магниты притягиваются, магниты отталкиваются.

                                                         Ход занятия:

Воспитатель ставит перед детьми вопрос: как поведут себя два магнита, если их приблизить друг к другу? Дети выдвигают свои предположения. Дети опытным путём проверяют верность своих предположений. Дети самостоятельно приходят к выводу, что магниты при соприкосновении с одной стороны притягиваются а при соприкосновении с другой стороной они отталкиваются.

Тема: «Разноцветные сосульки».

Цель: расширять представления о свойствах воды (прозрачность, способность к окрашиванию, замерзанию при низкой температуре).

Оборудование: вода, гуашевые краски, формочки для замораживания, кисточки на каждого ребёнка.

Речевой материал: вода прозрачная, чистая, вода разноцветная, будем делать разноцветные сосульки.

                                                          Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям макет на котором изображены разные агрегатные состояния воды (лёд, пар, жидкое состояние). Предлагает поиграть с водой, сделать её разноцветной, а затем заморозить – сделать разноцветные сосульки. Дети окрашивают воду, разливают её по формочкам, выставляют на улицу. Дети приходят к выводу, что вода окрашивается, становиться разноцветной; на морозе вода- замерзает.

        Тема: «Зелёные фигурки».

Цель: дать детям понятие, что для роста растения необходима почва, определить необходимость полива; учить наблюдать, на основе наблюдений делать выводы; развивать речь, обогащать словарь.

Оборудование: поддон без земли на дне смоченная водой марля, поддон с землёй, семена салата.

Речевой материал: земля, вода, семена, растёт на земле лучше.

                                                Ход занятия:

Воспитатель предлагает посадить семена салата в почву и в пустой поддон на дне которого смоченная водой марля. Через несколько дней посмотреть, что происходит с семенами. Дети должны самостоятельно прийти к выводу о том, что ростки салата более тёмного цвета, более крепкие растущие на земле, а на марле ростки слабые, бледного цвета.

Тема: Наши помощники – глаза.

Цель: познакомить детей с строением глаза, функцией его частей; показать, что без зрения очень тяжело находить предметы в пространстве; развивать бережное отношение к своему здоровью.  

Оборудование: модель глаза, зеркало на каждого ребёнка, шарф для игры «Прятки».

Речевой  материал: части глаза: глазное яблоко, веко, ресницы; глаза – видят, глаза нужно беречь.

                                              Ход занятия:

       Воспитатель предлагает рассмотреть макет глаза. Называет части глаза. Предлагает детям рассмотреть свои глаза в зеркало, отметить, что у каждого глаза разного цвета, назвать цвет своих глаз. Предложить детям рассмотреть мелкие предметы, рассмотреть крупные предметы. Поиграть с детьми в игру «Прятки». Дети должны прийти к выводу, что глаза помогают нам видеть, глаза нужно беречь.

Тема: Глаза, что они могут.

Цель: сформировать представление о том, что глаза могут выполнять несколько функций(определять цвет, форму, размер); подвести детей к пониманию того, что  глаза нужны людям, чтобы читать, рисовать, смотреть телевизор  и многое другое.

Оборудование: книги, бумага, карандаши для рисования, шарфы на каждого ребёнка.

                                      Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям завязать глаза и посмотреть книги, рассказать, что они увидели. Затем воспитатель предлагает развязать глаза и посмотреть на книги, рассказать, что они увидели с помощью глаз. Педагог предлагает завязать глаза, взять красный карандаш, нарисовать мяч и раскрасить его. Дети приходят к вывод, о пользе и необходимости глаз.

Вывод: Использование данной инновационной технологии в коррекционно-образовательной работе   отвечает требованиям современной системы образования и позволяет формировать диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей у детей данной категории.

Пример технологической карты непосредственной образовательной деятельности

с использованием исследовательской деятельности.

Составитель:

Воспитатель Пухова Наталья Николаевна.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

непосредственной образовательной деятельности

«Экология для малышей»

в группе 5 года обучения

 Тема: "Для чего нужна вода? Свойства воды".

Цель:  познакомить детей с водой-ресурсом природы.

Программные задачи:

Образовательные:

  • обогащать и активизировать словарь по теме "Для чего нужна вода?";
  • познакомить детей с водой- ресурсом природы;
  • познакомить детей с названиями разных водных участков- океан(ы), море(я), озёро(а), река(и), ручей(ьи), назвать в единственном и множественном числе;
  • учить использовать в речи обобщающие слова: пресная вода, солёная;
  • пользоваться меркой, при проведении опыта;
  • использовать в речи существительные в единственном и множественном числе;
  • учить выдвигать гипотезы; фиксировать результаты опыта;
  •  учить  делать выводы.

Развивающие.

  • развивать речь в координации с движением, сообразительность;
  • развивать умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;
  •  развивать мелкую моторику;
  • стимулировать развитие зрительного  восприятия, логического мышления, памяти;
  •  развивать произвольное поведение, развивать самостоятельность при выборе ответа.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать и понимать речь педагога;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии; ответственного отношения к выполнению заданий;
  • способствовать сплочению детского коллектива.

Коррекционные:

  • упражнять в самостоятельном устном  проговаривании слов и фраз;
  • развивать слуховое восприятие, устную речь, речевое дыхание.

Планируемый результаты:

Предметные

        Метапредметные

Личностные

- уметь образовывать названия предметов в единственном и множественном числе;

-уметь использовать измерительные приборы(лупу);

- уметь использовать мерку при проведении опыта;

- уметь называть свойства воды, её применения человеком;

- понимать необходимость бережного отношения к воде, как ресурсу природы;

- уметь проводить элементарные опыты.

- систематизировать и обобщать имеющиеся знания, формировать целостное восприятие изучаемого материала;

-определять цель и задачу деятельности на занятии, планировать её реализацию, осуществлять, контролировать и оценивать свои действия и результаты;

- делать выводы и фиксировать результаты опытов;

- понимать и выполнять задания педагога.

-проявлять интерес к предмету;

- использовать слуховые возможности: воспринимать речь окружающих на слух, в т.ч. шепотную;

-  контролировать собственную речь и речь сверстников, исправлять ошибки в речи собеседников;

- выражать свои эмоции на занятии;

- выполнять движения крупной и мелкой моторики рук;

- уметь объяснять свои действия;

- участвовать в осуществлении общей цели;

- подводить итог собственной деятельности.

Межпредметные связи: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, развитие слухового восприятия, экологическое воспитание.

Ресурсы занятия: глобус, компьютер, магнитная доска, (таблички, разрезные картинки), оборудование для экспериментирования.

Ход НОД

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

I. Организация начала, подведение воспитанников к теме занятия

Педагог_ предлагает детям рассмотреть картинки и назвать объединяющее их понятие: Правильно, это вода.

Педагог достаёт глобус и предлагает детям рассмотреть его. Назвать какие участки и какого цвета есть на глобусе, что они обозначают и какие самые большие участки.

-Правильно, самые большие участки это вода.

-А откуда берётся вода, вы знаете?

Педагог предлагает посмотреть фильм "Круговорот воды в природе".

Воспитанники воспринимают информацию на слух, просматривают фильм и отвечают на вопросы педагога

II. Основная часть.

1.Составление интеллект- карты "Вода-природный ресурс".

Воспитатель предлагает детям наборы карточек, картинок на которых изображены символы связанные с водой и вместе с детьми отвечая на вопросы: Свойства вода. Какая вода? Как человек использует воду? Как нужно беречь воду? Составляют модель: "Вода-природный ресурс".

Дети рассматривают карточки с символами, отвечают на вопросы и наклеивают и карточки на интеллект карту

2.Игровое упражнение "Один- много"

Педагог предлагает детям рассмотреть разные участки воды на глобусе. Это море, это океан, это река, это озеро, это ручей.  Предлагает поиграть в игру "Один- много".

Дети знакомятся с названиями водоёмов и с опорой на таблички называют их в единственном и множественном числе.

3.Опыт " Посадка лука в пресную и солёную воду".

Детям предлагаю подумать о том, везде ли вода одинаковая. Есть пресная и есть солёная вода. Пресной воды мало, её нужно беречь. Почему нужно беречь пресную воду? Педагог предлагает провести опыт.

Дети отвечают на вопросы, выполняют инструкции педагога по проведению опыта, ведут календарь наблюдений.

4.Творческая деятельность. Изготовление коллажа "Где вода, там жизнь"

Педагог предлагает детям послушать сказку о том, как на земле появилась жизнь благодаря воде.

Дети слушают, наклеивают заготовки по ходу сказки и постепенно приходят к выводу о пользе воды для всего живого на Земле. Рассматривают созданный коллаж.

III. Организация окончания занятия

Давайте вспомним о чём сегодня мы говорили на занятии. Что делали? Понравилось занятие или нет?

Дети подводят итоги НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

«Влияние речевой ритмики на формирование произносительных навыков дошкольников имеющих нарушения слуха»

В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупн...

Методическая разработка Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста и родителей

Кто в детстве не верил в чудеса? Чтобы весело и познавательно провести время с малышом можно попробовать осуществить опыты из занимательной химии. Они безопасны, интересны и познавательны. Эти экспери...

Технологии физкультурной работы с дошкольниками, имеющими нарушения слуха

Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха:глухиеслабослышащие.Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения не ...

Методическая разработка "Специальные методы и приёмы развития коммуникативной стороны общения обучающихся с нарушением слуха"

В настоящее время очень актуальна работа с детьми с ОВЗ не только в детском саду, но и в школе. Количество таких детей увеличивается с каждым годом. Возникает необходимость использования инновационных...