«МОЯ РОДИНА - АЛТАЙ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

«МОЯ РОДИНА - АЛТАЙ»

Задачи:

1.     Обобщить знания о флоре и фауне Алтайского края.

2.     Развивать аналитические способности, словесно-логическую память, устойчивость внимания, зрительное восприятие; обогащать активный словарь детей.

3.     Воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina_ra.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:


«МОЯ РОДИНА - АЛТАЙ»

Задачи:

  1. Обобщить знания о флоре и фауне Алтайского края.
  2. Развивать аналитические способности, словесно-логическую память, устойчивость внимания, зрительное восприятие; обогащать активный словарь детей.
  3. Воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к труду.

Словарь: кокошник, ухват, чугунок, прялка, ухват, сковородник.

Наглядные пособия: предметы быта (ухват, корзинка, чугунок, прялка, солонка, лапоть);презентация «Моя родина – Алтай».

 Ход занятия

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете,

 Есть Родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей.

 Для беленькой березки,

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья.                                                                      

 У каждого на свете есть Родина своя.

Беседа о том, где мы живём. (Глобус, карта Алтайского края) Это карта нашего края. (Рассматривание и беседа )

- Сегодня наш рассказ об Алтае . 76 лет тому назад образовался Алтайский край. Алтай велик и огромен. Но что, же означает слово Алтай?..  Дети хотите послушать легенду о том, почему наш край назвали Алтайским?

         Было это давным-давно. Не было здесь ни городов, ни сел, ни фабрик, ни заводов, а только бескрайние степи, чистые реки и озера, вокруг которых паслись многочисленные стада лошадей. И жили здесь народы, которые все время между собой воевали. Каждый раз народ – победитель давал свое название этому краю. И вот однажды главные ханы решили устранить эту неразбериху. Они примирились на один день и стали думать, как же назвать эти земли. Ведь нельзя чтобы такая богатая и красивая земля не имела единого названия. “Алтай”: – вдруг сказал один хан, что в переводе на наш язык означало – золотой. “Алтай”: – подтвердили все ханы, золотая земля, оттого и воюем!..

Много лет прошло с тех пор.

 “Алтай”

 Что такое Алтай? 

Вы спросите об этом геолога.            

Вам геолог расскажет,            

 Геолог расскажет про золото.                                                                         

 От забытых веков, 

С незапамятных пор  Э

то край золотых, К

рай невиданной щедрости гор.

Что такое Алтай? Вы спросите теперь зверолова,

И услышите – золото,

То же услышите слово – Это лисы и выдры,

Горностаи и соболя, Это мягкое золото,

То, что таежная дарит земля.                                                                 

 Что такое Алтай? Вы спросите о том чабана.

- Это золото, – скажет он, - Край золотого руна.                                

Хлебороба спросите –  Комбайнера и тракториста.

- Это золото, – скажут, - Да золото во поле чистом.

         Что же означает слово Алтай? (ответы детей). Правильно, золото – это богатство. С давних пор люди знали, что наш край очень богат.

         - А давайте вспомним чем же богат наш край? (ответы детей)

- Когда говоришь “Алтай” – то представляешь себе степи и леса, горы и голубые горные озера, быстрые реки.

         - Наш макет разного цвета…  Как вы думаете, что означает каждый цвет? (коричневый – горы, зеленый – леса, желтый – степи, голубой – реки).

          -В нашем крае очень много городов, сел, деревень. Какие из них вы знаете?                                                          

  - Почему этот город на макете обозначен звездочкой?...  (это главный город края,столица)                                                                                                               - Как называется столица Алтайского края? (Барнаул). Знаете, почему он так называется? А называется он так потому, что когда-то в этой местности находилось озеро и называлось оно Бороно-ур – “Волчье озеро”. А может кто-то догадался, почему это озеро так называется? (в этих местах водилось много волков)

         - Что означают синие ленточки на макете?.... (реки).

         - Это река Бия. А это – река Катунь.

         - Кто знает, какая река образовалась от слияния этих двух рек?... (образовалась могучая рек Обь.)  - Кто знает, какая  рыба водится в реках Алтая?.....

         - А еще в них водится ценная рыба: семга, таймень, хариус, стерлядь

         - Что означает желтый цвет на макете? (степи) В Алтайском крае много степей. Это Кулундинские  степи. Их название произошло от слова кулун – жеребенок, потому, что когда-то здесь в Кулундинских степях паслись стада лошадей.

         Стук в дверь.

         -Кто-то к нам идет. Заходи, гость дорогой! (Входит Лесовичек.)

         Лесовичек. Здравствуйте, здравствуйте! А вы меня узнали? Да, я  Лесовичек. Живу в лесу. А сегодня пришел к вам в гости.

         - А кто из вас знает, что такое лес?....  Правильно, лес – это много-много деревьев. Это – берёзовый лес.  А  это тайга,- густой, непролазный лес  (показ слайдов).Здесь растут разные деревья. Одно из них – кедр… (слайды с изображением кедра, кедровых орехов, птицы кедровки, которая любит лакомиться кедровыми орешками).  

         Лесовичек. В моем лесу  жить хорошо. Живу я там не один. Вы узнаете кто живёт в лесу, если отгадаете мои загадки.  (помещаю «отгадки» в «тайгу»)

         - А вы знаете, ребята, некоторые люди порой бывают так жестоки по отношению к животным. Очень часто они уничтожают их для своих целей: Из шкур шьют шубы, шапки, из рогов делают украшения. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Люди стали задумываться: как остановить это безумие. .Как вы думаете, что они придумали? (Правильно, они создали Красную Книгу).

         - Почему именно Красную?  (Это цвет надвигающейся опасности. «Внимание! Остановись! Не губи природу!!!)

         - Каких животных заносят в Красную книгу? (редких, исчезающих)

         - В нашем Алтайском крае тоже есть своя Красная книга. (Показ иллюстраций: соболь, марал, лось, выдра, северный олень, дрофа, лебедь).

         - Ребята, мы посмотрели какой наш край богатый – все это природные богатства. Но самое большое богатство – это люди, проживающие в этом крае. Наш край многонациональный. Почему мы говорим про Алтайский край – многонациональный? (ответы детей)                                                                                                                                               - В нем проживают украинцы, немцы, казахи, но основное население – это русские, со своей культурой, бытом, традициями.

         - Тот, кто умеет трудиться, нигде не пропадет. Давайте, ребята, вспомним пословицы и поговорки о труде. (Ответы детей).

 

         - Славен наш Алтай лесами,            

 Славен удалью речной,            

 Песней славится, стихами            

И частушкой озорной.                                                                                               

  Спойте, дети, для Лесовичка  наши алтайские частушки.

         На Алтае мы живем,          Вкусны шанежки печем.          И частушек много знаем,          Все сейчас для вас споем.

Горькое, Горькое, Соленая вода.  Кто купался в нашем Горьком Не забудет никогда.

         По Оби-реке широкой          Лодка с парусом плывет.          У миленка нос курносый,          Аж до неба достает.

- Ну, что повеселили тебя наши ребята?

- Я предлагаю вам сейчас окунуться в прошлое и познакомиться с некоторыми традициями русского населения на Алтае.                                                                             Я расскажу вам немного об истории строительства домов на Алтае. Кто знает, как раньше называли дом? Назывались они избами. В старину на Алтае строили избы только из дерева, прочно, основательно. Тут нужен был особый талант, опыт и мастерство (показ фото). Стоит перед нами рубленая изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как все талантливо придумано и хитро сделано. Еще издавна люди так про свой дом говорили…. (дети говорят пословицы):

 

Домом жить – не лукошко шить!

Домом жить – не развеся уши ходить!                                                                                                                                                             Домом жить – обо всем тужить!                                                                                                                                                          Дом вести – не лапти плести!

- Проходи, Лесовичек. Посмотри, как я живу, какая у меня изба добротная….

- Давай,  Лесовичек, посмотрим, чей дом лучше – твой или мой. Вот я первой и начну. В доме моем главные хозяева люди. Днем люди работают, а вечерами песни поют, рукодельем занимаются. В моём доме  живет красота, не простая, а рукотворная. Каждую вещь  хозяева стараются украсить. Хочу показать урало-сибирскую роспись…. (Рассматривают изделия народных мастеров).

Лесовичек. У тебя в дому, Хозяюшка, красота рукотворная, а у меня в лесу природой созданная.  Столько разных деревьев растет!  Мой дом – лес всех кормит. Дам я вам заданье трудное: угадайте, про какие растения я загадаю вам загадки:

Растет зеленая, Поспеет черная,  Помогает от болезней И для зрения полезна. (Черника)

Красненька матрешка Беленько сердечко. (малина)

На лесной поляне Красуется Татьяна Алый сарафан, Белые крапинки (земляника)

Сидит на палочке В красной рубашке,  Брюшко сыто,  Камешками набито (Шиповник)

- А что кроме ягод можно в лесу собирать? (грибы, лекарственные травы)

- Да, еще каждый год лес дарит нам грибы. Какие вы знаете грибы? Посмотрите, вот они. (Дети называют грибы по картинкам.)

Назовите лекарственные травы.

Хозяюшка. Да что мы с тобой, Лесовичек, спорим? Давай у ребят спросим, чей дом лучше? Ребята рассудите наш спор.

Ребенок. Да, что вы спорите друзья, ведь все мы живем в Алтайском крае, а наш край самый лучший, потому, что мы здесь родились, живем – это наша малая родина.                

- Я хочу пожелать всем вам сибирского здоровья, благополучия, достатка, пусть ваша душа остается такой же широкой и щедрой, как наши бескрайние поля

Лесовичек. Мне пора прощаться с вами, друзья.

- Дорогой, Лесовичек! По русскому обычаю гостеприимства дорогих гостей угощали чаем с пирогами. Недаром гласит пословица «Не красна изба углами, а красна пирогами». Проходите гости в дом. Рассаживайтесь, пожалуйста….

- У меня волшебный закуток есть. В нем спрятаны вещи, которые своими руками люди сделали, чтобы облегчить свою жизнь.                                                                                     -А кто из вас знает, что такое закуток? (Угол за печкой, где хозяйка хранила свою утварь) Ну-ка, ребятишки! Кто из вас смелый? Кто нам расскажет, для чего нужны эти вещи?... (Дети по очереди достают из закутка предметы домашнего обихода, называют их и рассказывают, для чего они служат  (ухват, чугунок, прялка, туесок, корзинка, крынка и т.д.).

- Угощение готово: чай да пироги. Пироги румяные, красивые, аппетитные. Дети вместе с гостями пьют чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша Родина - Алтай"

Праздник для детей подготовительной к школе группе...

Открытое итоговое занятие в старшей группе Моя Малая Родина-Республика Алтай

Обобщать и закреплять знания детей, о родном крае ,о его  природе ,быте  коренного народа Республики Алтай. Формировать знания о значении и содержании красной книге....

НОД "Моя малая Родина Республика Алтай"

Обобщать и закреплять знания детей, о родном крае ,о его  природе ,быте  коренного народа Республики Алтай. Формировать знания о значении и содержании красной книге.продолжать знакомство с н...

конспект занятия «Мой край — это Родина, а Родина –это Алтай»

конспект занятия "Мой край-это Родина, а Родина это Алтай"...

Уголок "Моя Родина - Алтай"

    Региональный компонент, включенный в образовательную программу ДОУ, как вариативная часть, по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, нако...

Информационно- познавательный проект «Мой край для меня – это Родина! А Родина – это Алтай!»

Информационно- познавательный проект «Мой край для меня – это Родина! А Родина – это Алтай!»...

Литературная гостиная . Моя родина - Алтай

Дополнительное интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи. В ходе которого осуществлялось знакомство детей с малой родиной, поэтами и писателями родного края...