конспект занятия «Мой край — это Родина, а Родина –это Алтай»
план-конспект занятия (старшая группа)

Рудковская Марина Васильевна

конспект занятия "Мой край-это Родина, а Родина это Алтай"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия : «Мой край — это Родина, а Родина –это Алтай»

Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю; воспитание чувства гордости, уважения и любви к своей малой родине.

Задачи: Создать условия для восприятия детьми сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края; знакомить дошкольников с историческим, культурным географическим своеобразием родного села; развивать бережное отношение к родному селу, его достопримечательностям, природе; воспитывать чувство гордости за своих земляков.

Оборудование:

  1. Фотовыставка «Родной Алтай».
  2. Репродукции картин алтайских художников.
  3. Карта Алтайского края.
  4. Предметные картинки животных: птиц, рыб, насекомых, зверей и растений.
  5. Гербарий растений.
  6. Грамзапись песни «Наш край» и песен алтайских композиторов.
    Ход занятия

Ребята входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром на окне я обнаружила вот эту посылку. Уж очень мне хотелось посмотреть, что там, но здесь записка:

«Открыть только в конце занятия». А вам интересно, что там внутри?

Тогда давайте хорошо поработаем и откроем. Хорошо?

Воспитатель читает стихотворение  Л.Дайнеко
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя.
Для ивушки плакучей, нет реченьки милей.
Для беленькой берёзки, опушки нет родней.
Есть ветки у листочка, овражек у ручья.
У каждого на свете есть Родина своя.
И места нет более краше,
Любимый, цветущий мой край,
Ты – житница Родины нашей,
Ты – золото наше, Алтай.

Воспитатель:
Ребята, как вы думаете о чем  сегодня мы продолжим разговор?  (о нашем крае)

Более 76 лет тому назад образовался Алтайский край. Алтай и Алтын – эти два слова похожи между собой. Алтыном в старину называли золото. Алтай – золотой край.
Ребята, вы хотите посмотреть и услышать легенду о создании Алтая? Тогда давайте внимательно посмотрим и послушаем эту легенду.

Дети смотрят видеоролик «Легенда об Алтае»

Воспитатель: Ребята, вам понравилась легенда? Теперь вы знаете почему наш Алтай золотой.  Ребята, посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наш Алтайский край. В нашем крае очень много городов, сёл, деревень.
•Какие из них вы знаете? (ответы детей)
•Как называется столица Алтайского края? (Барнаул)
•Кто сможет показать его на карте?
•Знаете, почему он так называется?
Когда-то в этой местности находилось озеро и называлось оно Бороно-ур – «Волчье озеро». А может кто-то догадался, почему это озеро так называлось? (в этих местах водилось много волков).
Воспитатель. 
Славен наш Алтай лесами,
Славен удалью речной,
Песней славится, стихами
И частушкой озорной.
Дети поют алтайские частушки

На Алтае мы живём
Вкусны шанежки печём
И частушек много знаем
Все сейчас для вас споём.

Яровое, Яровое,
Ой, солёная вода.
Кто купался в Яровое
Не забудет никогда.

По Оби – реке широкой
Лодка с парусом плывёт
У мальчишки нос курносый
Аж до неба достаёт.


Мы алтайские частушки
Вам пропели от души
Хороши наши частушки?
Чем же мы не хороши!

Воспитатель. 
Славный сын великого Алтая,

Наш любимый город Барнаул!

Вместе с дружным населеньем края

Ты в эпоху новую шагнул.

 

Перемен крутым порывом ветра

Двадцать первый век на нас дохнул.

Но в тебя с годами крепче вера,

Волевой наш город Барнаул!

 

Ты прошел немало испытаний,

Но с прямой дороги не свернул.

Силой духа, мудростью познаний

Процветай же, город Барнаул!

•Ребята, а какие достопримечательности г. Барнаула  вы знаете? (больницы, школы, д.сады, дом культуры, театры, музеи, мемориалы славы, храмы, парки, стадионы, школы искусств, спортивные школы, загсы, Аквапарк…).
Правильно, а теперь давайте посмотрим на красоты нашего города  со стороны.
Просмотр видеоролика «Барнаул»

-Ребята, какие объекты вы увидели знакомые вам? (ответы)

Воспитатель: Наш край богатый – всё это природные богатства. Но самое главное богатство – это люди, проживающие в этом крае. Наш край многонациональный.

-Почему мы так говорим?
В нём проживают украинцы, немцы, казахи, армяне, но основное население – это русские, со своей культурой, бытом, традициями.
С давних пор люди знали, что наш край очень богат.

- Чем же богат наш край? (ответы детей)

Воспитатель:

Наша Родина богата
И Алтай наш славится
Мёдом, хлебом, облепихой
Катунью – красавицей!
Наш Алтай очень красивый
Катунь – светлая вода
Кто приедет в края наши –
Не уедет никогда!

                                                           физминутка

Воспитатель: Ребята, а вы знаете животных, которые обитают в наших лесах? Можете назвать. (ответы детей)

(волк, лиса, бобр, лось, заяц, косуля, марал, соболь, олень…)
Воспитатель: Молодцы, детишки! А давайте я с вами поиграю в игру «Кто лишний». Вы должны в ряду картинок , определить, какое животное не живёт у нас на Алтае. Ну что, готовы? Тогда смотрите  внимательно.
Волк, белка, обезьяна, барсук
Заяц, соболь, кенгуру, медведь
Олень, ёж, лиса, верблюд
Косуля, марал, лошадь, лось.
Молодцы, ребятки! А вы знаете, некоторые люди порой бывают так жестоки по отношению к животным. Очень часто они уничтожают их для своих целей: из шкур шьют шубы, шапки, из рогов делают украшения. Постепенно животных остаётся всё меньше и меньше. Люди стали задумываться: как остановить это безобразие.

- Как вы думаете, что они придумали? ( Правильно они создали Красную книгу).

- Почему именно красную? ( это цвет тревоги, надвигающейся опасности. Внимание, остановись, не губи природу!)

- А каких животных заносят в Красную книгу? (редких, исчезающих).
В нашем алтайском крае тоже есть своя Красная книга. (показ иллюстраций: соболь, марал, лось, выдра, северный олень, дрофа, лебедь).

-Ребята, а вы знаете, сколько у нас красивых деревьев в лесу растёт.?Назовите какие деревья вы знаете. (ответы детей)
(берёза, дуб, клён, тополь, кедр, осина, сосна, ель, ива…)

Воспитатель: Молодцы! Но лес ведь не только красив, он ещё и кормит, и лечит.

-А что в лесу можно собирать? (грибы, ягоды, лекарственные травы).
А вот я сейчас и проверю, знаете ли вы лекарственные растения. Я припасла корзиночку, а в ней  для вас загадочки. Слушайте внимательно.
1.Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу я в карманчик
Бывший… (одуванчик)

-А что вы знаете об одуванчике?
« в медицине на Руси его считали «жизненным эликсиром». Соком молодого одуванчика лечили и выводили тёмные пятна на коже и веснушки»

2.На лесной опушке
Стоят подружки
Платьица белены
Шапки зелены. ( берёзка)
-А кто сможет рассказать о пользе берёзки?

«давным – давно, берёза приносит пользу человеку. Это знаменитый берёзовый веник в бане и берёзовый дёготь, который лечит раны, язвы, ожоги и разные кожные заболевания, гриб -чага».

3. Путника друг –
Скромный, невзрачный листок
Ты на пораненный палец
Влажной заплаткою лёг
Многим у нас невдомёк
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног. ( подорожник).

-Что лечат  подорожником?
« Если на ранку положить листик подорожника, то ранка быстро заживёт».

4.Если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар
Придвинь себе кружку, в которой дымится
Душистый отвар. ( ромашка)
(кашель, снимает жар)

5.Первоцвет весенний
Жёлтенький цветок
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.
Первоцвет весенний
Ключик от весны
Ни тебе ли снятся золотые сны?
Будь же осторожен
Не сорви его
Мягкого, душистого
Друга моего. ( мать –и- мачеха)    « Мать – и – мачеха – лекарственное растение. Настойка из листьев и цветов употребляется при простудных заболеваниях».

Воспитатель: Ну, что ж молодцы, порадовали меня своими знаниями.
Ребята, на земле так мало остаётся мест, где растут такие удивительные растения. Давайте будем беречь, и охранять их!
1.Дерево, трава, цветок и птица.
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Природу не уродуй
Природу не обидь.
Родился человеком
Так надо им и быть!              

Воспитатель. Молодцы , все вы знаете. Ну а теперь ребята, думаю нам пора открыть посылку. (открывает) Ой, тут записка. (читает)

«Дорогие ребята! Передаю для вас подарочек. Думаю, что мои птицы-царицы доставили  его во время. Спасибо вам за то, что любите свой край, природу и её богатства. До свидания! Ваш Лесник».
(Угощение шоколадными грибочками и орешками)

Итог: Ну что ребята, понравилось вам занятие? Что вы узнали нового? (легенда об Алтае) Спасибо вам за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Мой край – Рязанщина».

Конспект занятия в старшей группена тему: «Мой край – Рязанщина».Программное содержание:Обобщить и расширить знания детей о природе родного края, о ее достопримечательностях; находить следы влияния де...

Конспекты занятий для старшей группы "Родина моя - Россия" и "Моя малая родина"

Конспекты занятий для старшей группы детского сада "Родина моя - Россия" и "Моя малая Родина" про Санкт-Петербург с использованием презентации....

Конспект занятия "Коми край родной"

Занятие по окружающему миру формирует у детей представления о Республике Коми, её символах государственности. Воспитывает интерес к родному краю, желание узнавать о его истории, культуре, традициях; з...

Конспект занятия "Арктика, край родной-север мой"

    НООД на тему «Арктика, край родной - север мой»                В подготовительной груп...

Открытое итоговое занятие в старшей группе Моя Малая Родина-Республика Алтай

Обобщать и закреплять знания детей, о родном крае ,о его  природе ,быте  коренного народа Республики Алтай. Формировать знания о значении и содержании красной книге....

Конспект занятия "Мой край Донской, мой край казачий" (в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО)

Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной к школе группы. При проведении данного мероприятия решаются следующие задачи: приобщение дошкольников к культуре Донского края, обогащен...