Конспект занятия "Мой край Донской, мой край казачий" (в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Милова Лариса Петровна

Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной к школе группы. При проведении данного мероприятия решаются следующие задачи: приобщение дошкольников к культуре Донского края, обогащение свяхной речи и формирование словарного запаса, воспитание уважения к традициям родного народа, чувства патриотизма и любви к Родине. Занятие проводится в форме путешествия в историю родного края, где дети посещают казачий курень и рассматривают его убранство, изучают предметы быта казаков в форме различных игр. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_moy_kray_donskoy_moy_kray_kazachiy.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №39

 детский сад «Маячок» (МБДОУ №39 «Маячок»)

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе

«Мой край Донской, мой край казачий!»

Милова Лариса Петровна, воспитатель

                                             

с.Самарское, Азовского района,

Ростовской области

2018 год

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе

«Мой край Донской, мой край казачий!»

Программное содержание: 

Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о народно-прикладном искусстве родного края, формировать связную речь, развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, упражнять в словообразовании, познакомить с такими понятиями, как «крашенка» и «писанка»

Развивать творческую фантазию, самостоятельность в росписи яиц

Прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любовь к Родине.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие

Материалы и оборудование: семикаракорская  посуда, рушники, бубен, атрибуты казачьей избы, кружевные изделия, яйца для росписи, гуашевые краски, фонограмма песни «Эх, казачата»

Ход занятия:

В зал входят дети в казачьих костюмах.

Их встречает воспитатель в казачьем костюме

Приветствие:

 Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями

(Дети здороваются с поклоном)

Воспитатель(читает стихотворение):

Ростовская область - степные просторы,

Лазоревый цвет на заре,

Полей посевных расписные  узоры,

Ковыль,  словно снег в январе.  

 

Ростовская область – сады винограда,

Есть хлеб здесь душистый и мёд,

И Батюшка Дон, как природы награда,

И песни   высокий  полёт.

 

Ростовская область – души очищенье,

Рождение  храмов  святых,

Казачьей традиции вновь возрожденье

И слава знамен боевых.

 Воспитатель: Ребята, а как еще мы можем назвать наш край?

Дети: донской край, казачий край

Воспитатель: Ребята, а почему наш край зовется казачьим?

Дети: потому что нашими предками были донские казаки

Воспитатель: Ребята, а кто такие казаки?

Дети: Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам и нашим гостям отправиться в удивительное путешествие - в прошлое наших предков.

В.: Ребята, как же нам с вами попасть в прошлое? (Идеи детей – машина времени, колесо истории и т.д.).

В.: Я предлагаю мальчикам надеть на голову папаху, а девочкам кичку – обернемся три раза вокруг себя и скажем: «Время, время, остановись, к нашим предкам повернись» (звучит волшебная музыка).

В.: Ребята, мы с вами оказались в далеком прошлом наших предков. Прекрасен Донской край мастерами-умельцами, прославившими свой род и край! Именно они своими руками создавали неповторимый колорит убранства донского жилища.

В.:  ребята, а сейчас я приглашаю вас рассмотреть убранство и предметы, которыми украшали свой курень казачки, полюбоваться изделиями донских мастериц.

(Рассматривают изделия: рушники, вязаные коврики, кружевные салфетки, коромысло, сундук)

В.; Посмотрите, какие красивые изделия. Как называют мастериц, которые плетут кружева,?

Д.: Их называют кружевницами.

В.; Какие инструменты нужны кружевнице для работы?

Д.: подушка, пяльце, коклюшки.

В.: Ребята, а для вязаных изделий какие нужны инструменты мастерицам?

Ответы детей. (Далее обратить внимание на прялку, рассказать о ней и подвести к возникновению слова «пряжа»)

Казаки были верующими людьми и жили по закону божьему, просили помощи в любых делах у бога и поэтому центральным местом в хате был «Красный угол». Что означает «красный?»

Д.: «Красный» от слов красивый, нарядный. Еще его называли «Святой». В этом углу помещались иконы.

В.: Ребята, а чем украшена икона?

Д.: Рушником

В.: Чем украшены рушники?

Д.: Вышивкой.

В.: Какие цветы вышивали казачки на рушниках?

Д.: Лазорик, мак, анютины глазки, подсолнухи.

В.: Ребята, не только иконы казачки украшали рушниками, а и другие предметы быта.

Давайте поиграем в игру «Клубочек передавай, какой рушник называй»

Рушники, которые служат украшением настенных зеркал (зеркальные)

служат украшением стен и простенков между окон внутри куреней (настенные)

служат украшением икон (иконные)

служат украшением семейных портретов, картин (портретные и картинные)

полотенца, которые использовали в обряде венчания (венчальные)

полотенца, которые использовали на Пасху и Рождество (пасхальные, рождественские).

 Воспитатель читает стих:

Резные оконца, на крыше конек,

Из чистого колодца водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речки бегут

Умельцы в станице донской той живут.

Расписную посуду они мастерят,

Разноцветным по белому чудо творят.

В.: Как вы думаете, ребята, о каких умельцах идет речь в стихотворении?

Д.: о художниках, которые расписывали посуду и различные изделия из глины.

(Обратить внимание детей на фаянсовую посуду, украшенную семикаракорской росписью).

В.: Ребята, что это за изделия?

Д.: Семикаракорская посуда

В.: Мы с вами уже знакомились с историей возникновения этого промысла, последовательностью изготовления изделий. Сегодня мы попробуем составить описательный рассказ о семикаракорском фаянсе.

В.: Сначала вы назовете, какие изделия делают мастера, где возник этот промысел, какой материал используют мастера в своей работе, какие краски характерны для семикаракорской росписи, назовете, какими узорами украшали художники гончарные изделия. В конце скажете, как и для чего мы используем изделия семикаракорского фаянса.

Дети: (ориентировочный рассказ детей – дети составляют рассказ по цепочке используя план-схему)

Семикаракорский фаянс – это посуда, статуэтки, шкатулки, подарочные сувениры, куколки-грелки. Когда-то семеро братьев Каракоровых поселились на левом берегу Дона. У них появилась своя гончарня, где они делали посуду. В честь них и была названа станица Семикаракорской, а их промысел- семикаракорский фаянс. Свои изделия гончары делали из белой глины. Готовые изделия для прочности обжигали в печи при высокой температуре. Роспись изделий делается вручную. Краски не яркие, приглушенные – темно-розовые, темно-зеленые, коричневые. Главная черта – это голубая дымка, которая символизирует туман над батюшкой-Доном. Основными элементами росписи являются травы, цветы, виноград, подсолнухи. Изделия семикаракорского фаянса красивые, нарядные. Ими можно украсить свое жилище, они сделают праздничным любой прием пищи, будут замечательны подарком.

В .: А сейчас, детвора, игра «Забытые слова». Играть мы будем с рушником. Казаки – вольные люди. В их речи были особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их вспомним. Дети под звуки бубна идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. При замолкании бубна, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него. Ребенок: -

Ведущий: - Слово ты говори, по казачьи повтори. Дом

Ребенок: - Курень

При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо! »

Игра продолжается со словами: забор – плетень, кастрюля-чугунок, полотенце – рушник, часы – ходики, говорят – гуторят, шапка - папаха, плетеные корзины - сапетки, город - станица, зал – горница, мастерица – додельница.

(Предложить детям закончить путешествие, «вернуться» в наше время)

В.: «Время, время, остановись, в наше время повернись»

В.: Ребята, мы с вами знаем, что казаки очень верующие люди и всегда очень трепетно относились ко всем православным праздникам, традициям. А какой праздник в это воскресенье отмечали все православные люди и конечно казаки?

Д.: пасху (несколько вариантов ответов)

В.: совершенно верно, и праздновался этот праздник неделю, называлась она «пасхальной»

На Светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца.Этот обычай очень давнишний. Из яйца выходит живое существо, зарождается новая жизнь. Это так символично для этого праздника. Яйцо занимает главное место в пасхальных обрядах. Крашеное или расписное, оно стало знаком, символом праздника. Яйцами обмениваются. Их дарят родным, соседям, всем, кто придет поздравить с праздником. Берут с собой, отправляясь в гости.

В.: Так как у нас с вами гости, я предлагаю вам расписать яйца и подарить их. Но прежде, чем  приступить к работе я предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру:

Ах, грач на горе - (показ руками горы над головой)

Знать, весна на дворе! (разводят руки в стороны и опускают)

Голубочки, голубочки, (взмахи кистями рук)

Принесите по клубочку (вращают кулачками вправо - влево)

Кукушки, кукушки, (взмахивают кистями рук)

Принесите по катушке (вращают кулачками перед грудью)

Чечетки, чечетки, (взмахивают кистями рук)

Принесите всем по щетке (потирают ладонями друг о друга)

А синицы – молодицы, (взмахивают кистями рук)

Принесите всем по спице! (покачивают указательными пальцами)

Жаворонки, прилетите, (взмахивают кистями рук)

Весну – красну принесите! (протягивают руки вперед)

В.; Прежде чем начнете рисовать, сядьте правильно: спины выпрямите, ноги поставьте вместе. Приступайте, пожалуйста, к работе; ваша задача – работу выполнять с душой, старательно, как настоящие православные люди, чтобы вместе с яйцами – писанками подарить нашим гостям частичку добра и теплоты.

Самостоятельная работа детей

Играет музыка, воспитатель ведет индивидуальную работу, комментирует работу детей пословицами (знакомые пословицы дети договаривают сами)

-У ленивой пряхи (и для себя нет рубахи).

- С ремеслом не (пропадешь).

- Не игла шьет, а (руки).

- Чем больше рук, тем (легче труд).

- Без топора - не плотник, без иглы - (не портной).

Умелые руки не знают скуки

К большому терпению придет умение

Каков мастер такова и работа

Кто труда не боится того лень сторонится

В.: (Обращение к детям и гостям)

Мелькают дни, летят года.

Века сменяются веками,

Но люди не забудут никогда

Что сами рукотворно создавали

И хорошо, чтоб в наши дни

Традиции мы с вами берегли

В чудном крае, где живем у Дон-реки

Где жили здесь когда-то наши предки казаки

 ( Дети дарят гостям яйца – писанки и испеченные заранее маленькие куличи. Также куличи дарятся и детям, которые принимали участие  в занятии)

В.: Конечно - же, какой казак без песни! Кто знает слова. Может подпевать с нами

Песня «Эх, казачата!»

В.: Ребята, понравилось вам сегодня? А что больше всего понравилось?

(Далее ответы детей)

В.: Мне тоже понравилось наше с вами необычное занятие, все дети молодцы, гостям большое спасибо за внимание!