Открытое занятие "Знакомство с юртой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хертек Валентина Манзырыкчыевна

Познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаями, традициями и историей тувинского народа. Расширить, обогатить и уточнить знания детей, воспитывать интерес к материальной части и духовной культуре народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_znakomstvo_s_yurtoy.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский  сад «Аян» села Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун РТ»

Юридический адрес: 668010 Республика Тыва, Бай-Тайгинский кожуун, с.Тээли, ул. Ленина д.46

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познании в подготовительной  группе по теме: «Знакомство с юртой»

Подготовила: воспитатель

I квалификационной категории

                                                                            Хертек Валентина Манзырыкчыевна

с.Тээли, 2017г.

Цель : Познакомить детей с национальным жильем тувинского народа- юртой, показать об основных строениях юрты.

-образовательные: закрепление названий частей юрты, (эжик, хана, улун, хараача) формировать у детей представление о юрте, учить видеть и выделять особенности внешнего вида юрты

-развивающие:развивать связную речь, развивать у детей память, мышление, любознательность, обогащать словарный запас, понимать их значение.

-воспитательные: воспитывать познавательный интерес к национальному быту своего народа, воспитывать любовь к национальным традициям  и обычаям тувинцев.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Методы и приемы:

-наглядные: показ слайдов.

-словесные: художественное слово, объяснение, вопросы и ответы.

-практические: рисование юрты .

-игровые: физминутка.

Словарная работа: юрта, раздвижные решётки-ханалар, купол-бопурукхевир, каркас-огнун кол озээ, подпорка-багана, дымовое отверстие-ореге, войлок, кочевое-кожер.

Оборудование и материалы:

проектор для показа слайдов, иллюстрации, кусок войлока, кусок брезентового материала.

Предварительная работа: рассматривание фотографий и открыток с изображением юрты. Побеседовать с детьми о том, сохранилось ли у бабушек и дедушек национальное жилье-юрта.

                                                         

    Ход занятия:

Организационный момент:

-Добрый день, ребята

Рада видеть всех вас я,

Сегодня у нас необычное занятие, садитесь, пожалуйста, поудобнее.

-Дети, сейчас я вам прочитаю стихотворение Зои Намзырай «Ог» внимательно слушаем:

Сыннар ажыр чырып турар

Ай-дег ак авамнын оо.

Уран-шевер улуг ак оом-

Ужуп унген узун оруум (З. Намзырай.)

Слайд №1.-А теперь посмотрите дети, на экран.

-Кто мне скажет, что это такое? (ответы детей) .

- Правильно дети, это юрта.

-Сегодня мы с вами поговорим о юрте. Дети, раньше не было таких домов, в которых мы сейчас живем, ни деревянных, ни кирпичных. Все тувинцы, ваши бабушки, прабабушки, дедушки, прадедушки, жили вот в таких Юртах.

-Дети, юрта- это национальное традиционное жилье тувинцев. В давние времена тувинцы рождались и жили в юртах. Юрта очень удобна для кочевых животноводов. Она не стоит на одном месте, а кочует (кожер) с одной стоянки на другое место.

Основная часть:

-Юрта является разборным жилищем, ее можно разобрать при переезде на другое место и снова собрать и поставить. Давайте посмотрим составные части юрты.

Просмотр слайдов: каждый просмотр слайда сопровождается рассказам педагога.

Слайд №2. Прежде всего юрта состоит из раздвижной решетки (ханалар, сделанной из палочек, положенных друг на друга крестообразно и скрепленные местах пересечения. Такая конструкция позволяет раздвигать и складывать звено решетки.

Слайд №3. При сборке юрты решетки устанавливаются в определенном порядке от двери на лево. Таким образом, стены юрты поставлены и закреплены к дверной коробке.

Слайд №4. Есть дымовой круг, расположенный в куполе юрты Дымовой круг удерживается палками (ынаа,) образующих крышу .

Слайд№5. И еще подпорка (багана), в виде деревянного шеста, поставленного вертикально, нижний конец подпорки поставили за печкой. Подпорка придает юрте большую устойчивость при сильных ветрах.

Слайд №6. Ну, а теперь, когда поставили каркас- (кол озээ огнун) юрты нужно будет покрыть из кусков войлока.

Слайд №7. Сначала покрывают решетки. А потом ее купол или потолок.

Слайд №8.После того, когда юрту покрывали войлоком, то сверху можно накидывать брезентовым материалом, чтобы в юрту не попал ни дождь, ни снег и вокруг обязательно обязывают веревками из конского волоса (сшитыми по три-четыре) в виде широкой ленты.

Слайд №9. Вот и юрта готова.

А теперь дети, встанем все и сделаем физминутку.

Физминутка: «Ортеннежир».

Беседа: - Ребята, вам понравилось - юрта? Давайте повторим из каких частей состоит юрта?

Дети: из раздвижных решеток или из стен.

-К чему прикрепляем раздвижные решетки? (к двери) .

- Что удерживают палки (ынаалар? (дымовой круг)

-Чем мы покрываем сверху юрты? (войлоком) .

-Для чего нужна веревка из конского волоса? (Для обвязывания вокруг юрты) .

-Молодцы Дети, очень много интересного узнали о юрте. 

Стихотворения «Савааштар»

Кырган–авам савааштары

Кылбас тутпас чувези чок.

Кактаан дугу кидис болур

Кайгамчыктыг савааштарым

Билектерим сывырынгаш

1,2,3,4

Бичии чашта савааштарым

Херек болза огну-даа,

Кылыры-ла  кедергей

Ылап бодун тудуптарга,

Ынаалар дег савааштарым.

Заключительная часть:

- А теперь я предлагаю нарисовать тувинскую юрту. Приступайте дети к работе.

Работа детей.

 (индивидуально похожу к детям и подсказываю).

Анализ работ детей: Посмотрите ребята, сколько красивых юрт вы нарисовали, у каждой юрты есть крыша или купол, дверь, даже кто-то нарисовал веревки, обвязывающие вокруг юрты.

Спасибо вам дети, за красивые и хорошие работы.

Итог занятия: Что вы узнали на занятии о юрте? Юрта-это что? (ответы детей). Правильно, это жилище тувинцев. Юрта для чего нужна? (чтобы жить в ней, там тепло). Юрта –она разборная, ее можно разбирать при переезде и поставить, Мне очень понравилось как вы занимались, ребята, а на следующем занятии мы подробнее познакомимся с внутренней утварью, поговорим о правилах гостеприимства. На этом наше занятие закончилось. Спасибо за внимание.

     

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский  сад «Аян» села Тээли муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун РТ»

Юридический адрес: 668010 Республика Тыва, Бай-Тайгинскийкожуун, с.Тээли, ул. Ленина д.46

                 Самоанализ занятия подготовительной группы .

            Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Знакомство с юртой»

Национальные традиции – это, прежде всего мир духовно-нравственных ценностей, мир особого отношения человека к человеку, человека к своей родословной, человека к матери и отцу, старшим, природе, родному очагу, родной земле, роду, племени и народу.

Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день.

 Веками тувинцы рождались и жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тувинских правил хорошего тона.

   Юрта является для нас не только материальным, но и культурным наследием наших предков, нашей гордостью и любовью.

Тема: «Знакомство с юртой»

Образовательная область: «Познавательная развитие»

Цель : Познакомить детей с национальным жильем тувинского народа- юртой, показать об основных строениях юрты.

-образовательные: закрепление названий частей юрты,(эжик, хана, улун, хараача) формировать у детей представление о юрте, учить видеть и выделять особенности внешнего вида юрты

-развивающие: развивать связную речь,  развивать у детей память, мышление, любознательность, обогащать словарный запас, понимать их значение.

-воспитательные: воспитывать познавательный интерес к национальному быту своего народа, воспитывать любовь к национальным традициям  и обычаям тувинцев.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы и приемы:

-наглядные: показ слайдов.

-словесные: художественное слово, объяснение, вопросы и ответы.

-практические: рисование юрты .

-игровые: физминутка.

Словарная работа: юрта, раздвижные решётки-ханалар, купол-бопурук хевир, каркас-огнун кол озээ, подпорка-багана, дымовое отверстие-ореге, войлок, кочевое-кожер.

Оборудование и материалы:

проектор для показа слайдов, иллюстрации, кусок войлока, кусок брезентового материала.

Предварительная работа: рассматривание фотографий и открыток с изображением юрты. Побеседовать с детьми о том, сохранилось ли у бабушек и дедушек национальное жилье-юрта.

        

Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

1.Организационный момент  

Настроила детей на активную работу, интерес к занятию читала стихотворения Зои Намзырая «Ог».

2.Основная часть

Ввела ознакомление детей с темой просмотром слайдов: каждый просмотр объяснила об основных строениях юрты.

3.Заключительная часть

Закрепить положительные результаты занятия словесными поощрениями рефлексией.

Анализ вместе с детьми выполненных работ по рисовании юрты, оценивание участие детей в занятии.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.

        Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.

В заключение, хочу поблагодарить вас  за внимание и надеюсь, что ваше мнение  о проведенном мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать свое профессиональное мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юрта -жилище тувинцев"

занятие по познавательному развитию в средней группе...

Открытое занятие по познавательному развитию (окружающий мир) «Путешествие в Юрту»

Занятие по познавательному развитию (окружающий мир)Тема: «Путешествие в Юрту»Цели:1.Образовательные: продолжать познакомить детей  с юртой и тувинскими национальными традициями,...

Конспект интегрированного занятия "Юрта, юрта-круглый дом"

Заключительный этап проекта "Культура казахского народа"...

Открытое мероприятие "Башкирская юрта"

Ю́рта (также устар. кибитка) — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников. Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» являетс...

Районный семинар , открытое занятие по направлению речевое развитие с детьми дошкольного возраста с изучением башкирского языка "Башкирская юрта"

Районный семинар для воспитателей        Конспект занятия по направлению «Речевое развитие» с  детьми среднего дошкольного возраста «Башк...