Открытое занятие по познавательному развитию (окружающий мир) «Путешествие в Юрту»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сат Чаяна Владимировна

Занятие по познавательному развитию (окружающий мир)

Тема: «Путешествие в Юрту»

Цели:

1.Образовательные: продолжать познакомить детей  с юртой и тувинскими национальными традициями,  научить играть тувинскую национальную игру «Конные скачки» («Аътчарыштырары»). Расширить, обогатить кругозор детей.

2. Развивающие: развивать речь, память, логическое мышление и мелкую моторику рук детей.

3.Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, к его обычаям и традициям.

Материал и оборудование: картинка  юрты, кости (кажык), войлок (кидис).

Предварительная работа: чтение тувинских народных сказок, рассказов и стихотворений тувинских писателей и поэтов. Рассматривание иллюстраций теме: «Юрта- жилище кочевников».

Интегрируемые образовательные области: «коммуникация», «социализация».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Методы и приемы:

Наглядный: показ картины и рассматривание кости.

Словесный: художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя, хоровые и индивидуальные ответы детей, словесная игра.

Практический: игровые упражнения.

Словарная работа: активизация слова «юрта», кости - «кажык»

Обогащение словаря: «кажык».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» г. Чадаана  муниципального района Дзун-Хемчикскийкожуун Республики Тыва

Открытое занятие по познавательному развитию (окружающий мир)

«Путешествие в Юрту»

Воспитатель:

Сат Чаяна Владимировна

                   г. Чадан – 2019 г

Занятие по познавательному развитию (окружающий мир)

Тема: «Путешествие в Юрту»

Цели:

1.Образовательные: продолжать познакомить детей  с юртой и тувинскими национальными традициями,  научить играть тувинскую национальную игру «Конные скачки» («Аът чарыштырары»). Расширить, обогатить кругозор детей.

2. Развивающие: развивать речь, память, логическое мышление и мелкую моторику рук детей.

3.Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, к его обычаям и традициям.

Материал и оборудование: картинка  юрты, кости (кажык), войлок (кидис).

Предварительная работа: чтение тувинских народных сказок, рассказов и стихотворений тувинских писателей и поэтов. Рассматривание иллюстраций теме: «Юрта- жилище кочевников».

Интегрируемые образовательные области: «коммуникация», «социализация».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Методы и приемы:

Наглядный: показ картины и рассматривание кости.

Словесный: художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя, хоровые и индивидуальные ответы детей, словесная игра.

Практический: игровые упражнения.

Словарная работа: активизация слова «юрта», кости - «кажык»

Обогащение словаря: «кажык».

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

-Здравствуйте, дети! Я хочу вас пригласить в путешествие в Юрту, но чтобы туда попасть, нужно сначала ответить на вопросы:

- В каком городе мы живем? (в городе Чадан)

- Как называется наша республика? (республика Тыва)

- Молодцы, дети!  Ребята,давайте все закроем  глазки и представим, что мы отправились в путешествие. А теперь открыли глазки, и посмотрите, куда мы попали? (ответы детей)(Воспитатель показывает картину юрты).

2. Основная часть.

Воспитатель - хозяйка:(воспитатель превращается в хозяйкуюрты)

-Экии, уруглар! Что я сказала? Я поздоровалась на тувинском языке. Здравствуйте, дети! Проходите, ребята! Скажите ребята,  как называется мое жилище?(ответы детей).

-Посмотрите на эту юрту, какая она? (ответы детей)

Воспитатель-хозяйка: - Я в юрте живу со своей семьей. Дети,что означает слово «семья»? (ответы: мама, папа, дедушка, бабушка, дети).

Воспитатель-хозяйка: -Да, дети.Сегодня я одна в юрте. Давным-давно тувинцы вели кочевой образ жизни и  жили в юртах. Юрта делится на две половины, правая часть была женская, а левая сторона  – мужской.

Воспитатель-хозяйка: - Ребята, как вы думаете, где женская половина? Как вы это узнали? (перечисление предметов).

Воспитатель-хозяйка:- Правая сторона юрты от входа называлась женской половиной. Там находилась посуда, одежда, т.е. те вещи, которые нужны женщине.

Воспитатель-хозяйка: -А в левой стороне юрты в мужской половине, что вы видите? (орудия труда, охоты и т.д).

Воспитатель-хозяйка:- Ребята,  что находится в центре юрте? (огонь).

Воспитатель-хозяйка:Правильно, дети! А зачем нужен огонь? (ответы).

Воспитатель-хозяйка:- Молодцы, дети! Мы с вами познакомились с  юртой. А вы любите играть? (да).

Воспитатель-хозяйка: - Ребята, кто знает, что это такое? (ответы детей).

Воспитатель-хозяйка:-Да, по-тувински «кажык», а по-русски называется «кости».С этими костями наши предки сами придумывали и играли в различные игры. Дети, посмотрите внимательно!

- Сегодня я вас научу играть в игру «конные скачки», а по-тувински называется «аът чарыштырары». Издавна тувинцы четырем сторонам кости давали названия: выпуклой стороне - баран, обратной ямочкой стороне – коза,  стоящей верхней ровной стороне – лошадь, и обратной менее ровной стороне – корова.

- А теперь, ребята, внимательно слушайте правила игры «конные скачки».Для игры все кости ставят цепочками стороной коня. Каждый выбирает для себя «коня» и ставит в шеренгу у «старта». Берут четыре крупные кости, и каждый играющий по очереди бросает над ковриком. Сколько косточек упало стороной коня,на столько передвигается конь.Счастлив тот, кому выпал все четыре вида скота: баран, лошадь, корова, коза. Считается, что это счастье определяет  будущее человека. Выигрывает тот, чей конь пришел первым к «финишу».  (Хозяйка играет с детьми)

-Давайте мы с вами поиграеми посмотрим, кто победит.

- Сегодня все хорошо играли, но победителем стал …!

-Играя эту игру,  у нас развивается мелкая моторика рук , речь.

-Молодцы, дети! Вам понравилась эта игра? (ответы детей)Давайте попрощаемся с хозяйкой юрты. Байырлыг! До свидания!

-Спасибо, что вы меня навестили, мне было очень приятно с вами пообщаться.

Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться, закроем глазки, а теперь открываем, мы снова в группе. Вы после путешествия, наверно устали, давайте немножко отдохнем.

Физминутка - игра «Юрта».

(Дети образуют круг и ходят по кругу со словами):

Юрта, юрта – круглый дом,

Побывайте в доме том,

Трудятся отец и мать,

Что мне делать? Отдыхать.

Быть без дела не люблю,

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

Воспитатель: - Дети, как называют эту тувинскую игрушку? (кажык - кости)

  1. Итог занятия. Рефлексия.

-Хозяйка юрты  подарила нам кости, для того чтобы мы играли.

-Ребята, давайте возьмем в руки кость и помассируем наши ладошки круговыми движениями.

-Ребята, массируя ладоши, ответьте пожалуйста на мои вопросы.

-Куда мы путешествовали?(ответы детей)

-С кем мы с вами познакомились? (ответы детей)

-Что находится на женской половине юрты? (ответы детей)

-Что находится на мужской половине юрты?(ответы детей)

-Молодцы, ребята, наше занятие окончено, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе№1 на тему «Русские обычаи, традиции и народное творчество».

Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме. Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус. Воспитывать люб...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы друзья природы»

Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой Прибайкалья...

Открытое занятие по познавательному развитию по окружающему миру на тему: «В мире пластмассы»

Конспект НОД по познавательному развитиюпо теме: «В мире пластмассы»Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.Задачи:Образовательная:- Учить выявлять...

Открытое занятие по познавательному развитию (окружающий мир) на тему: «В окно повеяло весною»

Открытое занятие  по познавательному развитию по ознакомлению с окружающим миром на тему:  «В окно повеяло весною»...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе: « Путешествие в город здоровья» и Краткий план образовательной ситуации на тему: «Путешествие в город здоровья»

Цель: формирование представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию младшей группе «Путешествие в волшебную страну»

Обобщить умения детей различать и называть свойства предметов - цвет форма размер...

Конспект открытого занятия По познавательному развитию, окружающему миру. во второй младшей группе. Тема: «Одежда»

Конспект открытого занятияПо познавательному развитию, окружающему миру.во второй младшей группе.Тема: «Одежда»...