Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе№1 на тему «Русские обычаи, традиции и народное творчество».
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Тимошенко Марина Николаевна

    Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.

     Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус.

     Воспитывать любви к своей Родине на основе приобщения детей к культуре и традициям русского народа. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    (Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

     «Касторенский д /с «Сказка».

    19.11.2012год.

    Конспект открытого занятия

     по познавательному развитию

     (ознакомление с окружающим миром)

     в средней  группе№1

    на тему «Русские обычаи, традиции

    и народное творчество».

    (МО педагогов дошкольного образования.)

    Воспитатель:

    Тимошенко Марина Николаевна.

    п. Касторное.

    Программные задачи:

     Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.

     Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус.

     Воспитывать любви к своей Родине на основе приобщения детей к культуре и традициям русского народа. 

    Словарная работа: кушак, потешный, вышивка, душегрейка, кокошник, тряпичная кукла;

    Демонстрационный материал: картинки, тряпичная кукла, колыбель.

    Ход занятия:

    Дети сидят на стульчиках полукругом. Дети, сегодня мы вспомним наших прабабушек и прадедушек, когда они были такими же маленькими как вы сейчас. Жили они очень-очень давно. Они также как вы любили наряжаться, но одежда у них была немного другая. В былые времена одежда не только грела, но и говорила о происхождении человека (беден или богат). Естественно, что царские и боярские уборы отличались от крестьянских. Крестьяне шили одежду из простых тканей – льна, шерсти. А вельможи украшали её драгоценными камнями, бисером, вышивали золотом и серебром. Боярский костюм мог весить 15-20 кг.

    На Руси основной одеждой для женщин был сарафан и сорочка с вышивкой. Сверху одевали душегрею. Часто сорочки шили с очень длинными рукавами и носили их, подтянув в легкую складочку. Если рукава опускали, то сделать какую, либо работу было не возможно. Отсюда выражение – делать спустя рукава. Сарафаны могли быть разного цвета: красные, синие, коричневые. В то время для тканей использовали натуральные красители. Например: жёлтый цвет давали – берёза, орешник; зеленый крапива; красный – зверобой.

    В былые времена вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Считалось, что она отводит всякую беду и приносит здоровье, удачу и богатство.

    Девушки могли ходить с открытой головой. А замужние женщины обязательно надевали кокошник или платок. Состоятельные женщины расшивали кокошники жемчугом и золотой нитью.

    На Руси обычно только жена смогла шить одежду мужу. Так оберегали счастье и любовь в своём доме. Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки и нешироких штанов – портков. Рубаху подвязывали длинным поясом – кушаком.

    Дети до семи лет, мальчики и девочки носили одинаковую одежду – длинные рубахи с поясом, сшитую из одежды родителей. Считали, что это защитит ребёнка от несчастий. Девочкам только после 12 лет разрешали носить не дорогие украшения – бусы и серьги из сухих ягод или косточек плодов и цветные ленточки.

    Русский народный костюм это яркое, красочное зрелище. Это часть нашей культуры.  

    А ещё наши прабабушки и прадедушки очень любили природу, солнышко, ветер, животных, деревья, и т.д. и сочиняли об этом сказки, присказки, заклички, пословицы, поговорки, песенки, потешки. Дети, а кто знает, что такое потешка? (красивое, ласковое, весёлое, потешное стихотворение). Марина, а какую ты знаешь потешку?  Саша, а ты нам какую хочешь потешку рассказать?  А теперь послушаем Лизу.

    Ножки, ножки, где вы были?
    - За грибами в лес ходили.
    - Что вы, ручки, работали?
    - Мы грибочки собирали.
    - А вы, глазки, помогали?
    - Мы искали да смотрели
    -Все пенечки оглядели.
    Вот и Ванюшка с грибком.
    С подосиновичком!

    А кто вспомнит нам потешку про петушка, может быть Настя?

     Петушок, петушок,
    Золотой грбешок,
    Масляна головушка,
    Шелкова бородушка,
    Что ты рано встаешь,
    Голосисто поешь,
    Ване спать не даешь?

     

    А ещё наши прабабушки и прадедушки любили водить хороводы и играть в народные игры, например, такую игра «Капустка»

    Все берутся за руки, начинают петь песню:

    Ах, капустка, рассадка моя,

    только милому досадка одна.

    Ах, капустка, легко стелется –

    двое ходят – третий сердится.

    Ах, капустка, золотой корешок,

    а мой милый – золотой женишок!

    Со словами: Вейся, вейся, завивайся круг в одном месте (возле ведущего) разрывается и все начинают, как спираль закручиваться вокруг одного из концов (где нет ведущего).

    Затем со словами: Вейся, вейся, развивайся ведущий начинает быстро раскручивать спираль.

    А сейчас пройдём на стульчики, я вам расскажу что-то интересное.

    Когда ваши прабабушки и прадедушки были маленькими, то, так же как и вы очень любили играть, но таких игрушек как у вас, раньше не было. Давайте подумаем, в какие игрушки раньше играли? Игрушки сделанные из ваты, деревянные игрушки, глиняные.  Это петушки, свистульки, куколки, лошадки. Ещё мастерили игрушки из соломы, ниток. Перевязывали красной ниткой и наряжали в платочки юбочки и фартуки. Игрушки делали из ткани, лоскутков, сворачивали или скручивали их, перевязывали красной ниткой, глазки рисовали угольком. Играли с такой куколкой, заворачивали, качали и пели песенки. Давайте вместе споём колыбельную для нашей куколки.

    (Дети поют колыбельную).

    Баю-бай,котенок мой

     Спи, усни, ребенок мой...

     Вот тебе под спинку -

     Мягкую перинку

     Сверху на перинку-чистую простынку.

     Вот тебе под ушки -белые подушки,

     Одеяльце на пуху и платочек наверху...

     Баю-бай,котенок мой,

     Спи-усни,ребенок мой!

    (Дети поют колыбельную «Баю-баюшки-баю…)

    Молодцы. Я очень рада, что вы знаете песенки, которые пели наши прабабушки и прадедушки, и если вы, когда вырастите, будете петь их своим детям, то русское народное творчество будет жить ещё долго.

    Что мы сегодня на занятии делали? ( Ответы детей).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) средняя группа «Русские обычаи, традиции и народное творчество»

    Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.Познакомить с историей игрушки формировать интерес и бережное отношение к ней.Расширять кругозор детей, развивать...

    Педсовет: Деловая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»

    Педсовет   Деловая игра для воспитателей детского сада "О русских обычаях, традициях и народном творчестве"...

    Интеллектуально-творческая игра для педагогов ДОУ "О русских обычаях, традициях и народном творчестве"

    Анализ в игровой форме профессиональной деятельности педагогов в области народного творчества, обычаев и традиций древних славян....

    Конспект ООД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе на тему «Ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани»

    Представленное занятие направленно на ознакомление детей со свойствами и качествами бумаги и ткани, развитие речи, логического мышления и активизацию словарного запаса детей....

    Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» с использованием ИКТ

    Педагоги разбиваются на две команды, садятся по обе стороны стола. Отгадав загадки, определяются название команд: «Матрешки» и «Дымковские игрушки»....