Интеллектуально-творческая игра для педагогов ДОУ "О русских обычаях, традициях и народном творчестве"
материал по теме

Черницова Ирина Юрьевна

Анализ в игровой форме профессиональной деятельности педагогов в области народного творчества, обычаев и традиций древних славян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для педагогов22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-творческая игра

для педагогов ДОУ

«О русских обычаях, традициях

и народном творчестве»

                                         

                                             Подготовила

                                             воспитатель  МБДОУ д/с №365г.о.  Самара

                                             Черницова Ирина Юрьевна

                                             

Задачи:

1.Анализ в игровой форме профессиональной деятельности педагогов в области русского народного творчества, обычаев и традиций древних славян.

2.Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

Этапы интеллектуально-творческой игры:

1этап. «Хорошо вместе, когда семья на месте»

(распределение педагогов на команды – «семьи», присвоение статуса члена семьи)

2 этап. «Дело вести – не лапти плести»

(конкурс на лучшее знание традиций, быта и т.д.)

3 этап. «За всякое дело берись умело»

(конкурс капитанов – «глав семейств»)

4 этап. «Родина любимая – что матушка родимая»

(конкурс на лучшее знание родного края)

Ход игры:

Ведущий 1:

Уж вы, люди – то распрекрасные

Краше вас свет не видывал!

Поглядеть на вас – глаз не отвести.

Мы собрали вас, чтоб напомнить всем

О культуре Руси, о традициях,

О родимой-то о сторонушке,

Чтоб вы знаньями управляли бы,

Да детишкам всем неразумненьким

Их в головушку все бы вкладывали.

(представление членов жюри)

Ведущий 2:

Посмотри сюда, весь честной народ,

К нам с советом пришли люди мудрые,

Люди мудрые, очень дельные.

Пусть ответов они и не знают всех,

Но у них сейчас есть шпаргалочки…

И ответы для них – вещь-то важная,

Главное им – судить правильно!

Ведущий 1:

Конкурс первый наш – конкурс творческий.

«Хорошо вместе, когда семья на месте»

Условия конкурса:

-необходимо в командах выбрать членов семьи (отец, мать, дети, бабушка, дедушка, племянники, золовки, снохи и т.д.);

-написать и прикрепить на одежду степень родства и имя;

-представить свою «семью».

Ведущий 2:

(обращается к членам жюри)

Вы, мудрейший наш совет,

Дайте краткий нам ответ:

Кто сейчас вас удивил,

А, быть может, поразил.

(ответ членов жюри)

Ведущий 2:

Объявляется конкурс наш второй,

Конкурс наш второй, очень важный он.

Вспомним быт людской, кухню русскую,

Мифологию, да и праздники.

Ну, а творчество да былины все

В нашей памяти не забудутся.

Конкурс 2

«Дело вести – не лапти плести»

Условия конкурса:

-члены команды («семьи») по очереди выбирают на доске вопрос под определенным номером и цветом;

-если команда не дает правильный ответ, то на него отвечают члены другой команды.

Вопросы к конкурсу:

«Русские народные праздники» (вопросы на листах бумаги красного цвета)

1.В какой праздник особенно любили гадать девушки? (Святки)

2.Назовите самый короткий народный праздник.(ночь на Ивана Купалу)

3.На какой праздник пекли печенья «козульки»? (Новый год)

4.Символом какого праздника является береза? (Троица)

5.Как называется праздник, отмечающийся в первый выходной после Пасхи? (Красная Горка)

«Славянская мифология» (вопросы на листах бумаги желтого цвета)

1.Назовате самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)

2.Какой языческий праздник связала молва с кошачьим аппетитом? (Масленица. «Не все коту Масленица»)

3. Как звали девушку, которая больше всего боялась солнца? (Снегурочка)

4.Когда, по народным преданьям, цветет папоротник? (в ночь на Ивана Купалу)

5. Получеловек – полулошадь. (Кентавр)

«Русская кухня» (вопросы на листах бумаги зеленого цвета)

1.Без чего невозможен обед на Руси? (без хлеба)

2.Назовите самое главное угощение во время Масленицы. (блины)

3.Как называется распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (сбитень)

4.Что такое кулебяка? (пирог с рыбой)

5.Какое блюдо солят трижды? (пельмени)

«Народное декоративно-прикладное творчество» (вопросы на листах бумаги синего цвета)

1.Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (красный, желтый, золотой)

2.Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (прялка)

3.Что такое колт? (височная подвеска)

4.Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (украшения)

5.Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигались, мужик и медведь пилили бревно. Эта игрушка стала известна. Назовите ее. (богородская)

«Быт русского народа» (вопросы на листах бумаги оранжевого цвета)

1.Какая самая распространенная обувь на Руси? (лапти)

2.Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречающийся ни в одной из стран мира. Силуэтом он напоминает плывущую птицу. (ковш)

3.Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (количеством членов семьи и достатком)

4.Какой участок избы назывался «бабьим» углом? (около печки)

5. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (лучина)

«Русские былины» (вопросы на листах бумаги фиолетового цвета»

1.Назовите столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)

2.Кто входил в богатырскую заставу? (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец)

3.Сколько времени длится богатырский сон? (три дня и три ночи)

4.В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимое расстояние, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей. Назовите его. (сокол)

5.Каким музыкальным инструментом владел Садко? (гусли)

Ведущий 1:

(обращается к членам жюри)

Мы старейшин просим встать,

Слово веское сказать.

(слово жюри)

Ведущий 2:

Вы, главы семейств, покажитеся,

Люду русскому поклонитеся,

Выходите-ка на спрор праведный,

Покажите-ка вашу силушку.

Конкурс 3

«За всякое дело берись умело»

Условия конкурса:

-капитанам («отцам» семейств) необходимо разрекламировать один из предметов старинного быта;

-написать на доске как можно больше городов и поселков Самарской области.

Ведущий 1:

(обращается к членам жюри)

Вы, старейшины, ответ

Свой дадите или нет?

Вы скажите, наконец,

Чей мудрее был отец.

(ответ членов жюри)

Ведущий 2:

Ой да уж еси, люди добрые,

Вы скажите нам, где живете вы,

Край вас, сердцу мил,

Да зовется как? (Самарскаяобласть)

Край самарский тот из далеких лет

Славен щедростью да богатствами…

Ну, а вы о нем что-то знаете?

Уж блесните вы своей мудростью,

Знаньями, красноречием.

Конкурс 4

«Родина любимая – что матушка родимая»

Условия конкурса:

-блиц - конкурс (вопросы задаются поочередно каждой команде);

Блиц – опрос:

1.В каком году основана Самара? (в 1586г)

2.Сколько районов имеет Самара? Назовите их. (9 – Железнодорожный, Кировский, Красноглинский, Куйбышевский, Ленинский, Октябрьский, Промышленный, Самарский, Советский)

3.Вспомните стихотворение или песню о Самарском крае.

4.Установите закономерности (соединить стрелками):

1 вариант

сусак зонтичный  - болотное растение

крачка – чайка

пустельга обыкновенная – птица

ракитник – растение

голубянка – бабочка

2 вариант

рдест плавающий – болотное растение

лысуха – утка

мухоловка серая – птица

береклест – растение

павлиний глаз – бабочка

5.Из букв, составляющих слово ПАТРИОТИЧЕСКИЙ составить как можно больше слов (кий, патриот, оптика, пират, Рита, рой, рай, скипетр, артист, кот, киот, тир, тик, топит, торт, парик, киста, корт, чисти, трио, рота, час, рак, тесак, кости, три, чека, сетка, тесто)

Ведущий 1:

(обращается к членам жюри)

А теперь пришла пора мудрецам

Всем сказать слово веское:

Чья семья всех дружней живет,

Чья семья знает весь свой род,

Кто в заботах о семье по ночам не спит,

Кто традиции и законы чтит.

(подведение итогов членами жюри, награждение победителей)

Ведущий 2:

И, как правило, на Руси большое дело заканчивалось пиром да весельем.

Мы предлагаем всем вам угоститься старинным русским напитком – квасом.

Используемые ресурсы:

Дик Н.Ф «Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) средняя группа «Русские обычаи, традиции и народное творчество»

Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.Познакомить с историей игрушки формировать интерес и бережное отношение к ней.Расширять кругозор детей, развивать...

Педсовет: Деловая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»

Педсовет   Деловая игра для воспитателей детского сада "О русских обычаях, традициях и народном творчестве"...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе№1 на тему «Русские обычаи, традиции и народное творчество».

Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме. Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус. Воспитывать люб...

Конспект НОД по духовно нравственному воспитанию "Русские обычаи, традиции и народное творчество".

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо духовно нравственному  воспитанию с детьми        второй младшей группы    «Русские...

Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» с использованием ИКТ

Педагоги разбиваются на две команды, садятся по обе стороны стола. Отгадав загадки, определяются название команд: «Матрешки» и «Дымковские игрушки»....

Интеллектуальная игра для коллег « О русских обычаях, традициях и народном творчестве»

Расширяем  круг знаний коллег на педсовете и  их компетентность в области русского народного творчества, обычаев и традиций древних славян....


 

Комментарии

Субботина Наталья Николаевна

эта игра мне очень понравилась, я много чего интересного узнала для себя. Например, названия некоторых праздников я не знала совсем. Очень много интересных вопросов, пословиц о семье, разных народных традиций.

Шапошник Евгения Петровна

Очень интересно! Замечательная игра! Столько познавательного взяла для себя! Спасибо!