Педсовет: Деловая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
материал на тему

Галеева Ольга Андреевна

Педсовет   Деловая игра для воспитателей детского сада "О русских обычаях, традициях и народном творчестве"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Деловая игра:

   « О русских обычаях, традициях и народном творчестве»

Цель: Развитие творческой активности и инициативы педагогов

Повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре

В игровой форме анализ профессиональной компетенции педагогов в области русского устного и прикладного народного творчества, обычаев и традиций древних славян.

Обобщение опыта работы по формированию у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры..

Представление новых форм работы с детьми по активизации знаний у них о русских народных традициях

Подготовка к педсовету:

Всем педагогам с целью обобщения опыта работы детского сада и формирования банка идей, наработок  и дидактики предоставить материал по данной теме. (Проекты. Занятия. Сюжетные,  дидактические, хороводные и др.  игры.  Продуктивная деятельность. Работа с родителями (консультации, деловые игры, мастер-классы). Консультации для педагогов. И.т.д.) Принимаются любые формы работы по направлениям:

  1. Воспитание любви к родному дому: семье, малой родине – городу, краю и Большой Родине – России.
  2. Приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений

- художественная литература (устное народное творчество, сказки, былины…)

- музыкальный фольклор

- виды декоративно-прикладного творчества

-знакомство с национальной архитектурой

- знакомство с национальной одеждой;

- фольклорные праздники;

- национальные традиции, обряды, обычаи, быт;

- народные детские игры;

- народные детские игрушки

3. Развитие потребности в активном творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями

- формирование интереса к освоению русского традиционного рукоделия (вышивка, вязание крючком и на спицах.

- Формирование представлений о русских традиционных мужских ремёслах (гончарное дело, кузнечное дело, столярное дело)

- формирование представлений об использовании изделий национального декоративно-прикладного творчества в оформлении интерьера

4. Оформление развивающих зон (оформление, оснащение)

(Материалы желательно сформировать на электронных носителях, с приложением фотографий, иллюстраций, поделок, детской продуктивной деятельности и т.д.)

Составление отчёта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

План проведения педсовета:

  1. Вступительное слово старшего воспитателя об обобщение опыта работы Детского сада по теме: «Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры»
  2. Отчёты по проделанной работе воспитателей согласно решения педсовета № 2 от30.11.2010 г.:
  1. Подготовка информационного материала для родителей по формированию правовой культуры.
  2. Разработка и реализация педагогического проекта развития сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе.
  1. Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»

Первый этап: «Веселье земли русской»

Второй этап: «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьёз»

  1. Выработка решений педсовета.

  1. По первому вопросу слушали старшего воспитателя Галееву О. А

      Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. К сожалению последнее время замечено резкое снижение воспитательного воздействия семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания.  Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. Наш Детский сад уже на протяжении 3 лет в приоритет своей деятельности ставит социально – личностное направление и одной из основных  задач обозначает задачу «Формирование основ духовности и патриотизма средствами народной культуры». За всё это время педагогами нашего детского сада накоплен обширный материал. Разработано и реализовано множество проектов, проведены различные мероприятия, оснащено и оформлена развивающая среда. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом., но тот материал, те наработки, который нами созданы требует обобщения.

  Сейчас мы заслушаем отчёты воспитателей работе с родителями по теме: «Права и дети»

2.Отчёты воспитателей:

1.  средняя группа

Нами по данной теме был подобран информационный материал

«Декларация о правах ребёнка (информационный материал)

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Консультация для родителей «Понимаем ли мы друг-друга?»

Памятка для родителей по созданию благоприятной атмосферы

Памятка для родителей «Искусство быть родителем»

2. подготовительная к школе группа.

Вниманию родителей были предложены следующие консультации:

«Декларация о правах ребёнка»

Ребёнок и право «Перечень проблеммныъх ситуаций»

« Понимаем ли мы друг-друга»

Памятка для родителей «Правовое воспитание»

«Способы открыть ребёнку свою любовь»

«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Подобран цикл занятий для детей по ознакомлению с конвенцией о правах ребёнка.

«Подобранны дидактические и коммуникативные игры для ознакомления детей с правами.

Составлена анкета для детей»Семья глазами детей

  1. Старшая группа

Подобрана для родителей следующая информация:

Информационный листок «декларация о правах ребёнка»

Информационный листок»Конвенция о правах ребёнка2

Консультация для родителей : «Правовая азбука для родителей»

Консультация для родителей «Искусство быть родителем2

Вниманию родителей предложена анкета « «Социальная анкета семьи»

И анкета для детей «Семья глазами детей»

  1.  1 младшая группа №1

По правовому воспитанию детей мы подобрали иллюстрации, гнде главными персонажами выступают сказочные зверята: «Дети имеют права»

Подобрали информационный материал для детей «твои права2

Вниманию родителей предложены консультации «Декларация о правах ребёнка»

«Родителям о правах ребёнка».

  1. Интеллектуально-творческая игра

Первый этап  «Веселье земли русской»

(Для проведения того конкурса – приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды по очереди бросают куб. цвет верхней стороны куба определяет тему, по которой будет задан вопрос команде)

Темы:  Красный цвет – декоративно-прикладное искусство

Зелёный цвет -   русская кухня

Синий цвет – быт русского народа

Жёлтый цвет – русские народные праздники

Оранжевый цвет – славянская мифология (былины)

Белый цвет -  язык наших предков

Каждая команда бросает кубик – 5 раз. На обдумывание ответа даётся не более 30 секунд ( 5-баллов –правильный развёрнутый ответ, 3 балла  - ответ частично правильный. 0- балов нет ответа.)

  Народное декоративно – прикладное искусство

  1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их (красный, желтый, золотой)
  2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это?     (прялка)
  3. На Руси был распространён берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая)
  4. Что такое колт?  (Височная подвеска)
  5. Афанасий Никитич, отправляясь в Индию, вёз на продажу меха, железные изделия и «узорочьё». Что это такое? (браслеты, бусы – украшения)
  6. Эту игрушку  делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её. (Богородская игрушка)

Русская кухня

  1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)
  2. Назовите самое главное угощенье во время древнерусского  праздника –«Масленица»  (Блины)
  3. Какой продукт на Руси – символизировал богатство и достаток в доме.
  4. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)
  5. Какое блюдо солят трижды? (пельмени: соль кладут в тесто, начинку и при варке)
  6. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)
  7. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

Быт русского народа

  1. Назовите самое распространенное на Руси  осветительное устройство  (лучина)
  2. Какая самая распространенная на Руси обувь (лапти)
  3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую (Братина)
  4. Чем определялась длина полотенец в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)
  5. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира.  (Ковш)
  6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

Русские народные праздники

  1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)
  2. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)
  3. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)
  4. Назовите весенние русские праздники (Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха)
  5. Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? Что за примета? (Кто прокатится дальше у того лён вырастет длиннее)
  6. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (масленица)

Славянская мифология. Русские былины.

  1. Назови столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)
  1. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
  2. К кому перешёл меч- кладенец Святогора? (к Илье Муромцу)
  1. Кому из Русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)
  2. Где произошла первая встреча Садко с морским царём? (на берегу Ильмень-озера)
  3. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

Язык наших предков

Назови современное значение старославянских слов

1. Полузимник, грудень  (ноябрь+  , декабрь, январь))

2. Тризна   (  русский головной убор,  пир в память умершего+,   часть избы)

3. Отрок    ( ребёнок – подросток,  отверженный от церкви, младший воин в дружине. )

4. Веверица  (птица – вьюн , белка, колесница)

5. Елдаечки    (   Пшеничные лепёшки +

                           Старинные женские украшения

                           Качели.)  

6.Полтина (монета достоинством 5 рублей, монета достоинством 50 копеек, мера измерения земельной площади)

Второй этап игры «  О русских обычаях и традициях в шутку и всерьёз»

Второй этап :

Творческий конкурс: за 20 минут подготовить и презентовать

1 команде – Традиционная одежда   «Русский национальный костюм»

2 команда  - Традиция домостроя « Русская изба»

Подведение итогов.

4. Решение педсовета.

1. Продолжить работу по формированию у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры

Ответственные : воспитатели, старший воспитатель   Срок: в течение года

2. Оформить в групповых комнатах уголок народной культуры:

  • Изделия декоративно-прикладного искусства,
  • Макеты русской избы, скотного двора.
  • Оформить уголок ряженья
  •  Подбор иллюстраций, литературы,

3. В старшей, подготовительной группах – оформить уголок «Родного края»

2. Обобщить опыт работы Детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Ответственные воспитатели, старший воспитатель.    Срок до  01.09.2010г.