Конспект НОД по теме «Ель и сосна» (старший дошкольный возраст)
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Клева Елена Владимировна

Материал представляет собой методическую разработку (конспект) непосредственной образовательной деятельности в образовательной области "Познавательное развитие", направлен на ознакомление детей 5-7 лет с окружающим миром природы и будет полезен педагогам ДОО при разработке занятий экологической тематики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el_i_sosna.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 28 п. Разумное Белгородского района Белгородской области»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

старший дошкольный возраст

(образовательная область

 «Познавательное развитие»)

Тема:  «Ель и сосна»

Подготовила:

воспитатель Клева Е. В.

2019 г.

Образовательная область: «Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)», «Социально-коммуникативное развитие (развитие речи)»

Направление: ознакомление с окружающим миром природы.

Тема НОД: «Ель и сосна»

Цель: Формировать у детей представление о хвойных деревьях родного края.

Задачи:

Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о «новогоднем» дереве. Показать основные черты сходства и различия хвойных деревьев на примере ели и сосны, их значение в природе и жизни человека.

Развивающие: Обогатить и активизировать словарный запас детей, развивать речь, память, внимание, логику, воображение, восприятие.

Воспитательные: Сформировать осознанно-правильное отношение к природным богатствам, желание их оберегать.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.


Методы и приемы:
- практические: упражнения, игры;
- наглядные: демонстрация наглядных пособий;
- словесные: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы.

Виды детской деятельности: 

  • Двигательная(подвижные игры, игровые упражнения, физминутки).

  • Игровая (игровые ситуации, игра с правилами (подвижные) игры).

  • Коммуникативная (беседа, вопросы, речевые ситуации, прослушивание сказки, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетная игра).

  • Восприятие художественной литературы и фольклора (чтение и обсуждение авторской экологической сказки).

Материалы и оборудование: искусственная елочка, ветки ели и сосны, иллюстративный материал (ель, сосна), еловые и сосновые шишки, платок для игры, полотняный «снежок».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин по теме «Деревья», «Времена года»; экскурсия «Деревья на нашем участке», дидактические игры «С какой ветки детки?», «Кто что ест», «Кто где живет», «Времена года» и др.; творческая изобразительная деятельность и конструирование (оригами) по теме «Елочка».

Содержание НОД:

Воспитатель (проводит орг. Момент в форме рефлексивного круга):

Скоро-скоро наступит Новый год.

Я улыбаюсь вам,

А вы улыбаетесь друг другу.

Мы добры, ласковы и приветливы.

Я желаю вам всем праздничного настроения.

Давайте передадим улыбку по кругу.

Воспитатель: Ребята, вы ничего не заметили в группе?

Дети: Елочка стоит на столе.

Воспитатель: Интересно, кто нам ее принес?

Дети: Дед Мороз, помощники-снеговики, Снегурочка.

Воспитатель: А давайте я вам расскажу о ней стихотворение, порадую нашу гостью.

Перед праздником зима

Для зеленой елки

Платье белое сама

Сшила без иголки.

Отряхнула белый снег

Елочка с поклоном

И стоит красивей всех

В платьице зеленом.

Ей зеленый цвет к лицу,

Елка знает это.

Как она под Новый год

Хорошо одета! (Т.Волгина)

Словесная игра «Какая елка?» (нарядная, пушистая, колючая, стройная, необыкновенная, волшебная, сказочная)

Пальчиковая игра «Новый год»:

-  Ждали праздника мы долго (трем ладошки о ладошки)

-  Наконец пришла зима, в гости елку привела (пальцы идут по коленям)

- К елке все мы подошли, хоровод завели (пальцы показывают елочку, указательные пальцы сцепляются)

- Покружились, поплясали (круговые движения кистями рук)

- Даже чуточку устали (кисти рук опустить, расслабиться)

- Дед Мороз скорей приди, нам подарки принеси (ладони прижать, потом протянуть).

Язычковая гимнастика + словесная игра «Подбери рифму».

Сказка про ёлочку
Автор: Ирис Ревю

В одном лесу жила-была ёлочка-весёлочка. Лес назывался Чудесный, а у ёлочки имени не было. Просто ёлочка. Но она тоже была чудесная: стройная, пушистая.

Летом она работала простой ёлкой. Была довольно колка и очень зелена. Под ней часто прятались грибы: рыжики, маслята, и даже король грибов, боровик!

Зимой у ёлочки-весёлочки была совсем другая работа. Если подружки, сосны да осинки, мирно дремали под мелодии метели, то ёлке было совсем не до сна.

Зимой она работала… новогодней ёлкой.

Что такое «новогодняя ёлка» зайчик Снежок не знал. Он родился-то весной, и ёлочку в новогоднем наряде никогда не видел. От мамы Снежок знал, что ёлка в Новый год очень красива.

А пока Снежок понимал только, что ёлочка — настоящая кормилица. Белки, клесты-еловики, дятлы, полевые мыши с удовольствием угощались семенами её вкусных шишек.

— Ладно, — думал про себя Снежок, — скоро Новый год, тогда и посмотрю на ёлочку в новогоднем наряде.

И вот однажды зайчик Снежок, как обычно, побежал к ёлочке. Увидев её, он очень удивился. Сначала он подумал, что сбился с дороги и прибежал куда-то не туда. Но, оглядевшись вокруг, он понял, что место правильное.

Ёлочка была такая красивая, что ни в сказке сказать, ни пером описать. На макушке сияла звезда, на ветвях переливались разноцветные бусы, а нити золотого дождя тянулись от самой верхушки до пяточек. Шары, хлопушки, пестрые фонарики украшали лесную красавицу. Ещё на ёлочке уютно устроились овечки, собачки, мишки, тигрята.

Зайчик Снежок от волнения не мог не произнести ни слова. Но потом он сказал:

— Какое чудо! Никогда не видел ничего лучше!

Ёлочка тихо улыбалась. Зайчик топнул одной ножкой, потом второй. Но вдруг пританцовывающий Снежок увидел, что за дальними деревьями бегает волк. Зайчик задрожал от страха.

— Ёлочка, миленькая, спрячь меня! – попросил Снежок.

Новогодняя красавица протянула к нему свои пушистые веточки, и зайчик запрыгнул на ёлку.

Когда серый волк подбежал к ёлочке, никакого зайца и близко не было. И только новая новогодняя игрушка украшала одну из самых пушистых веток.

— Какая нарядная ёлка! Такая ароматная! – бурчал волк и пока никто видел, тоже стал приплясывать.

Глядя на то, как танцует волк, зайчик Снежок едва сдерживал смех. Но он понимал, что если он засмеётся, то волк сразу его обнаружит на ветке.

Вскоре волк убежал домой. Зайчик Снежок спрыгнул с ёлочки, обнял её и поблагодарил.

А ёлочка пригласила его на Новый год.

— В новогодний праздник звери друг друга не трогают. Потому что этот праздник волшебный.

Подвижная игра «Елка, елка, ты в лесу»

(Считалкой выбирается водящий из числа детей. Ему завязывают глаза и водят вокруг него хоровод со словами:

Елка, елка, ты в лесу.

Позовем тебя: «Ау!»

Ты глаза не открывай,

Кто позвал тебя, узнай!» – один из детей подходит к водящему и аукает. Если водящий называет его имя, они меняются ролями.

 

Садимся за столы.

Традиции украшения новогодней елки появились более 300 лет тому назад благодаря русскому царю Петру I. Петр, еще в молодые годы, гостивший в Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек – яблоки и конфеты. Будущего царя это забавило. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В двенадцать часов ночи, Петр I вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету, начался салют в честь новогоднего праздника. Люди верили, что украшая новогоднюю елку, они делают злые силы добрее. Украшали елку игрушками из орехов, рябины, из спичек делали ангелочков, соломенные звездочки, деревянных лошадок, овечек из ваты, из ткани кукол-красатулек. О злых силах давно забыли, но елка по-прежнему символ новогоднего праздника.

Кстати, в наши дни вместо елочки наряжают сосну. Она очень похожа на ель – тоже хвойная, вечнозеленая, и все же сосна отличается от елочки. Скажите мне, чем же они отличаются? (иголками, шишками, формой кроны).

Массаж ладошек сосновой шишкой.

Воспитатель: Ребята, а когда вы думаете о новогоднем празднике, что вы представляете? (проводит игру).

Игра в слова (со снежком): Что вы себе представляете, когда думаете о Новогоднем празднике? (Деда Мороза, Снегурочку, подарки, гостей, елку, хлопушки, новогодние игрушки, карнавал и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему "РОЖДЕСТВО" для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. Образовательная область "Познавательное развитие"

Конспект занятия содержит интересный, познавательный, доступный  материал на тему "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО" с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста....

«Что нам осень принесла?». Конспект НОД по теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста

«Что нам осень принесла?». Конспект НОД по теме  «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По теме: формирование у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни "Путешествие в город Здоровье"

Конспект занятия Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное  развитие, физическое развитие....

КОНСПЕКТ развлечения на тему: «Сабантуй» для воспитанников старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ развлечения на тему: «Сабантуй» для воспитанников  старшего дошкольного возраста...

конспект занятия по теме "Профессии" для детей старшего дошкольного возраста

конспект занятия по теме Профессии для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия на тему "Транспорт" для детей старшего дошкольного возраста

Конмпект занятия по развитию речи на тему "Транспорт"...