Конспект НОД Зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тырса Татьяна Валентиновна

Занятие с детьми о закреплении знаний о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zimuyushchie_ptitsy.docx246.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Зимующие птицы»

для детей подготовительной группы

Форма проведения НОД:  сюжетно-игровая

 (познавательного цикла)

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих  птицах, воспитать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.

Задачи:

Обучающие

 - закрепить знания детей об известных им зимующих птицах

 -  изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время

- уточнить  представление  о причинах отлёта птиц;

- закрепить понятия  «зимующие птицы» , научить выделять их характерные особенности,

- уточнить и расширять знания детей о зимующих птицах  (дятел, сорока, воробей, снегирь, синица, клест).

Развивающие

 - развивать у детей наблюдательность, любознательность,  познавательную и мыслительную активность;

- развивать  основные психические процессы (внимание, память, образное мышление);

- развивать связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми   предложениями (4-5 слов в предложении), сочетать существительные с  глаголами и прилагательными.

Воспитательные

 - воспитывать чувство любви ко всему живому;

 - уметь прийти на помощь тому, кто в этом нуждается.

 Обогащение словаря: «зимующие птицы», кормушка.

Активизация словаря: холод, голод, заботиться, подкармливать.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Предварительная работа: 

чтение сказки Н. В. Нищева «Как сорока клеста судила»; чтение рассказов о зимующих птицах; рассматривание картин с зимующими  птицами; составление рассказов по серии картин; слушание аудиозаписей с голосами птиц; беседы с детьми о зимующих птицах; отгадывание загадок;

дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чьё», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Прочитай слово», «Назови птенчиков»;

наблюдение за птицами во время прогулки (воробьи, сороки, вороны).

 Материалы к НОД: план группы, фонограмма с голосами птиц, магнитофон, макет дерева, силуэты птиц картинки птиц, мешочек с семенами подсолнуха, тыквы, зёрнами пшеницы, ягодами рябины, круги из картона, различные зёрна, верёвочки для «баранок», клейстер.

Ход НОД:

Сообщить детям, что сегодня будет разговор о птицах (включить грамзапись о птицах)

Воспитатель: Дети, чьи голоса вы слышите? (Птичьи.)

Правильно, это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края? (Перелётные.)

А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, всё под снегом и др.)

А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие птицы.)

- Каких птиц вы узнали по голосу?

- Можно ли услышать их сейчас в природе?

- Почему нельзя?

- Почему они улетели?

- Какой корм едят эти птицы?

- Где сейчас эти насекомые?

Подвести итог: птицы улетели в дальние края, так как с похолоданием для них не стало корма. Предложить детям назвать их одним словом (перелётные), показать на картинках.

- Как одним словом назвать птиц, которые не улетели от нас, а остались зимовать? (зимующие)

Дети разглядывают картину, придумывают определения для птиц: (снегирь – красногрудый, чернокрылый; ворона важная, горластая; воробей – весёлый, шустрый, маленький), синица - (желтогрудая и т. д.).

. Синицу любили на Руси, считали ее птицей, приносящей счастье и хранительницей вещего слова.

Показать картинки с остальными зимующими птицами.

Рассказать, что у клеста в зимние холода появляются птенцы

Игра «Один – много» (одна синица – много синиц и т. д.)

Воспитатель:

 - Отгадайте, кто поёт – синь- синь- синь?

- А теперь посмотрим, что делают снегири? (склёвывают рябину)

- А что делают воробьи? (клюют, прыгают, летают)

- А что делают вороны? (важно ходят, громко каркают)

(Дети показывают).

Игра «Отгадай, какая птица?» (дети по повадкам, описанию внешности, пеням угадывают птиц).

Физкультминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)

Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем),

Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку (дети показывают движение),

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень (прыжки).

Игра «Верю – не верю».

Если утверждение правильно, то дети отвечают: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечают: «Не верю».

- У синицы жёлтое брюшко.

- У воробья большой сильный клюв.

- У сороки длинный чёрный хвост.

Воспитатель:

- Что вокруг нас?

- Когда воздух можно почувствовать?

- Можно ли увидеть воздух?

- Почему человек не может взлететь?

(Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь)

Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно шарик или мячик, а гладкий лист – медленно планируя?

Вывод: гладкий лист лёгкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.

Детям предлагается подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху?

Первое задание (найти по плану группы…… перья)

После высказываний детей раздать детям птичьи перья для рассматривания

(маховые и пуховые).

- Чем пёрышки отличаются друг от друга?

- Какое из них согревает птичку и называется пуховым?

- Где на теле у птицы растут пуховые перья?

- Какое перо помогает птице летать и называется маховым?

- Лёгкое оно или тяжёлое?

- Почему оно лёгкое?

- Где у птицы на теле есть маховые перья?

Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми перьями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.

Показать картинки летящих птиц.

- Как птица ест - много или мало?(понемногу и часто)

Птицы летают потому что у них:

  1. Широкие крылья и хвост
  2. Лёгкие перья с полым стержнем
  3. Жёсткие маховые перья
  4. Птицы лёгкие т. к. едят понемногу и часто

Второе задание (найти по плану группы……. конверт с загадками)

Отгадайте загадки

1.Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это - … (снегири)

2.Прилетели, сели,         
Песенку пропели,
Две подружки, две сестрички ,
По прозванию - ... .(Синички).

3. Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)

4.Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

5. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья – белобока, а зовут её ….. (Сорока.)

6. Птичка-невеличка, ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (Воробей.)

7. Кто там прыгает, шуршит?

Клювом шишки потрошит?

Голосом речистым, чистым,

«Клё-клё-клё» - поёт со свистом? (Клёст.)

8.Непоседа невеличка.

Желтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее... (Синичка)

9.Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)

6.Что за стол среди берёз под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)

Воспитатель: - Для птиц самое страшное зимой – это голод.

- Дети как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.) Почему? Зимой всё под снегом, а когда после оттепели наступают морозы, ветки деревьев обледеневают и птицам трудно добывать пищу и т.п.

 - А как мы можем им помочь в это нелёгкое время? (нужно птиц подкармливать, для этого нужно мастерить кормушки).

 - Птиц можно подкармливать различными семенами: подсолнуха, тыквы, пшена и др.

Выяснить с детьми: все птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма, но зимой его мало, поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кормушках – это доброе дело людей, любящих природу.

 Прочитать  стихотворение «Покормите птиц зимой»

"Покормите птиц зимой..."

Александр Яшин

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Третье задание (найти по плану группы……. корм для птиц)

Игра «Определи на ощупь» (В мешочке лежат семена подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки.)

Воспитатель: У кого дома есть кормушки? Какие птицы прилетают к ним? Из чего можно сделать кормушки? (дети рассказывают о всевозможных вариантах кормушек.)

- Кормушки должны быть удобными. Кормить птиц надо регулярно. Корма должно быть немного.

- Мы тоже с вами можем помочь зимующим птицам, сделать для них угощение – баранки из различных семян (показать баранку детям).

- Но сначала подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Птичка прилетела (машем кистями рук),

Головкой повертела (пальцы собраны в щепотку, а на другой руке ладонь раскрыта),

Из моей ладошки поклевала крошки (изображают, как клюёт крошки).

 Воспитатель показывает и объясняет, как приготовить «баранки  для птиц».         Дети выполняют работу, наклеивая (используя клейстер, на круг из картона, к которому приделаны верёвочки) различные зёрнышки.F:\КОНКУРС воспитатель года 2021\20180201_102608.jpgH:\Малкин Кирилл\20180201_103326.jpg

Воспитатель: - А теперь мы эти баранки  возьмём с собой на прогулку и развесим их на деревьях.

Воспитатель: показывает картинку (кошка крадётся к птичке)

Объяснить детям, что кормушки надо вешать аккуратно, не поломать ветки и повыше, чтобы их не могли достать животные.

  - Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках. 

Воспитатель: - Ребята, вы знаете мне так приятно за вас, вы самые добрые дети на свете, вы смогли помочь птицам. Это так хорошо совершать добрые поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Знатоки зимующих птиц"

Конспект открытого занятия....

Конспект НОД "Зимующие птицы"

Данный материал содержит стихи, малоподвижные, речевые игры и упражнения, разнообразные виды работы с детьми по теме "Зимующие птицы". Конспект подробный.           ...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

На занятии дети знакомятся с основными представителями зимующих птиц Астраханского края....

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недо...

Конспект НОД "Зимующие птицы"

Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей,  формирование  отзывчивости, любови к природе, птицам, желание помогать им.  Задачи:  1.Расширить, закрепит...


 

Комментарии

Антонова  Надежда Николаевна

Спасибо большое,Татьяна Валентиновна,за познавательное занятие.

Тырса Татьяна Валентиновна

Очень рада, что Вам понравилось. Спасибо.